Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы психологической защиты личности

Отрицание выражается в своеобразном игнорировании травмирующей информации. Человек как бы не замечает ее (не обращает внимания) или не воспринимает (теряет чувствительность), или не верит в ее реальность.

Напри­мер, неуспевающий школьник обходит своим вниманием все то, что связано с учебой, несчастливый супруг — все то, что касается семейной жизни, неудачливый предприни­матель — все то, что имеет отношение к его неуспешному бизнесу. В результате происходит психологическая изоля­ция человека от травмирующей реальности, и он оказыва­ется в несколько искаженном мире. Он ведет себя так, как будто бы ничего плохого не произошло и не происходит. Это делает его несколько странным, но именно таким спо­собом достигается душевное равновесие.

Вытеснение представляет собой механизм или прием исключения из сознания травмирующей информации. Субъективно это выражается в факте забывания соответст­вующих событий.

Например, неуспевающие ученики могут забывать школьные принадлежности, не выполнять до­машние задания, различные поручения и т. п., то есть все то, что связано со школой и носит травмирующий характер.

С помощью данного механизма можно объяснить одну из закономерностей работы памяти, заключающуюся в склон­ности человека лучше сохранять и воспроизводить собы­тия, имеющие для него положительную, нежели отрицате­льную значимость. Следует подчеркнуть, что вытесненная из сознания информация не теряется из памяти, а всего лишь не может воспроизвестись.

При вытеснении человек помнит то, что произошло, Он забывает, почему это произошло, забывает причину. Забыв истинный момент, аргумент, заменяет его на ложный, доступный окружающим и безболезненный для себя. Все вроде бы хорошо, а тревога не уходит, тревоге человек не может дать объяснение.

Девушка вышла замуж за старика. Все однокурсницы вышли замуж на 5 курсе, поэтому и она тоже вышла, но за пожилого человека. О нем она рассказывала, как о положительном человеке. Оказалась с немотивированной тревогой у психиатра. Причина: забыла, почему она вышла замуж (только потому, что вышли однокурсницы, а не потому, что любила мужа).

Проекция — это бессознательный перенос на другое лицо собственных желаний, влечений, личностных черт, переживаний, чувств, которые человек не может осознать в связи с их социальной неприемлемостью для себя. Он как бы усматривает их в других людях, что дает ему мораль­ное право совершать по отношению к ним не совсем бла­говидные поступки (агрессию, обман, давление, необяза­тельность, осуждение, безответственность, сверхконтроль и др.) и оправдывать самого себя. Таким образом, осущест­вляется частичная разрядка неосознаваемых желаний и снижение внутриличностного конфликта.

Например, аг­рессивный руководитель может приписывать агрессивные намерения некоторым из своих подчиненных и тем самым оправдывать для себя собственную агрессивность по отно­шению к ним.

Компенсацией называются многочисленные способы и приемы маскировки или восполнения своих недостат­ков и слабых сторон, которые выступают как факторы внутренней напряженности и источники комплекса не­полноценности. В качестве таковых могут быть недо­статки (действительные или только кажущиеся субъек­ту) или особенности внешнего облика, походки, речи, образования, характера, социального происхождения, национальной принадлежности. Человек держит их под постоянным контролем и прилагает специальные уси­лия для их маскировки или восполнения. Таким обра­зом, ему удается снять внутреннюю напряженность и обрести уверенность в себе. Именно эта причина застав­ляет женщин заботиться о своей внешности: пользова­ться косметикой, приобретать специальную одежду, прибегать к диете и т. п.

Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот ме­ханизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.

Заме­щение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно име­ет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осу­ществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гне­ва) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

а) Замена действия на другое действие.

Например, когда с работы возвращается женщина, разгневанная наглым поведением администра­ции предприятия, замещенным объектом психологиче­ской разрядки может стать ее собственный ребенок. С по­мощью механизма вымещения можно объяснить много­численные факты немотивированной агрессии, с которой можно столкнуться в переполненном общественном транспорте, в образовательных учреждениях, в семьях, на производстве и других местах.

Мужчина не может бить женщину, он ругается матом, у детей происходит замена слова действием (ущепнуть, порвать).

б) Уход в мечту и фантазию. Перенос действия из реального мира в воображаемый. Маленькие дети, которые воспитываются в детском доме, встретив любого незнакомого человека, пришедшего по делу в их детский дом, видят в нем своего отца или мать.

Девочка, которая прячется во время медленного танца на дискотеке, придя домой, представляет, как она нравится, как ее приглашают на танец.

 

Особенности защитного поведения людей с акцентуа­цией защиты по типу замещения — это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» вида­ми спорта (бокс, борьба и т. п.) Такие люди предпочита­ют фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу за­мещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляе­мая агрессивность и аморальность.

Регрессия — возвращение к ранним стадиям развития, позво­ляющее взрослому вести себя как ребенок. Замужняя женщина, вступив в конфликт с супругом, так же как раньше в доме родителей, когда она была маленькой, начинает плакать, ожидая получить уте­шение и защиту. В какой-то ситуации взрослый человек, например, может начать говорить с «детскими интонациями». Это — своеоб­разный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу. Регрессия – перевод в ранние, незрелый, детские формы. После рождения сестренки ее 4-летний брат, вполне самостоятельный ребенок, умеющий не только ходить, но и прыгать и бегать, который сам ест, сам одевается и, стоя на табуретке, декламирует наизусть стихи, вдруг координально меняется. Сначала он перестает ходить, начинает ползать и рвет в клочья все свои колготки. Потом он отказывается есть сам, требуя, чтобы его кормили с ложечки или, лучше дали пососать мамину грудь. И наконец, он перестает говорить и начинает сюсюкать, не слезает с рук родителей и беспрестанно капризничает. Тут же отец начинает болеть, недомогать – реакция на необходимость брать ответственность за семью.

Реактивные образования — смена неприемле­мой для сознания реакции на противоположную, например любви — на ненависть, а ненависти — на любовь. В период полового созрева­ния первые ростки влечения к девочкам неосознанно дают о себе знать тем, что мальчики дергают за косы, дерутся, обзываются, на­меренно подчеркивая, как они их терпеть не могут. У молодоженов очень быстро любовь переходит в ненависть именно потому, что последняя — высшая степень и органическое продолжение первой.

Рационализация (Интеллектуализация) — это псевдоразумное объяснение че­ловеком своих действий и поступков, порочащих его в собственных глазах и порождающих внутриличностный конфликт. В результате им приписываются нравственно приемлемые основания и мотивы, оправдывающие его пе­ред собой и другими. Таким образом, человек прикрывает свою несостоятельность или порочность и сохраняет са­моуважение. Существует много различных приемов ра­ционализации.

Мужчина живет в гражданском браке с женщиной, но не хочет официально оформлять отношения. Объясняет, что такое положение удобно всем, мама не может жить без меня, негде жить, т.е. приводит довольно убедительные доводы, почему не стоит регистрировать брак. На самом деле все по-другому: не хотел оформлять брак, т.к. у него была другая женщина. Гражданский брак – удобно жить с двумя женщинами.

Рационализация может осуществляться разными способами.

· самодискредитация - самооправдание на основе снижения са

мооценки. Этот способ прекрасно иллюстрирует сти­хотворная строчка А. Барто: «А если я тупица, что в школу торопиться?».

· «дискредитация жертвы», базируясь на формировании фено

мена «козла отпущения», позволяет не испытывать к жертве жалости и продолжать ее пре­следование (высказывания типа: «Рыжий — бесстыжий», «Маленький — плюгавенький»).

· «преувеличение роли обстоятельств» - («Это мы не про ходи

ли, это нам не задавали») прекрасно оправдывает собственную несостоятельность в самых разных видах деятельности.

· утверждение вреда во благо («Когда я вас не слушаюсь, я выгля

жу взрослей!») оправдывает собственное асо­циальное поведение.

· «зеленый виноград» основывается на пониже­нии ценности по

ступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут. В этом случае, утверждая, что ему чего-то не очень-то и хотелось, ребенок, по сути, снижает цель своей деятельности, Примером такой рационализации служат высказывания типа: «Я в отличники не стремлюсь!», «В гробу я видел эту гимназию!», «Зачем мне нужна ваша музыкальная школа?».

· «сладкий лимон» - в основе лежит повышение ценности совер

шенного поступка, полученного результата (высказывания типа: «Я же не двойку, и тройку получил», «Что ты волнуешься — я же не заблудился!»).

 

«Денискины рассказы». Виктор Драгунский.

Однажды Дениска, Мишка и Костик лежали па до щечках на водной станции и загорали, и Костик вдруг сказал, ни с того ни с сего:

— Дениска! А ты мог бы прыгнуть с самой верхней

вышки в воду?

— Конечно, смог бы! Ерунда какая,— ответил Де­ниска.

Мишка тотчас же сказал:

— А вот слабо!

А Дениска ответил:

— Дурачки вы оба! Вот вы кто!

Он встал, выкатил грудь, напружинил руки и пошел к вышке. Каждый день он видел, как с этой вышки пры­гали в воду взрослые дяденьки, как они красиво выгибали спину, перекувыркивались через голову или переворачи­вались через бок. И Дениска всю жизнь был уверен, что прыгает не хуже этих дяденек. И представил, что пер­вый раз он прыгнет просто, без затей, а уж потом, в следующие разы, специально для Мишки такие будет выписывать кренделя, что Мишка только рот рази­нет...

И вот Дениска оказался на вышке, на самой верхней площадке, на высоте десяти метров над уровнем стан­ции. И когда он взглянул вниз и увидел голубой водный бассейн, такой маленький, прямо величиной с папирос­ную коробку, то подумал, что если прыгнет, то вряд ли в него попадет, тут очень легко промахнуться... А тем более ветер не меньше шести баллов, он того гляди сне­сет его куда-нибудь в сторону, в реку, или он бухнется прямо кому-нибудь на голову, вот будет история! И со­вершенно неожиданно Дениска вспомнил про маму. И про папу. И про бабушку тоже. И что если он убьется насмерть, какое это будет для них несчастье и горе. Ведь им совершенно некого будет в жизни приласкать. И кто же будет о них заботиться, когда они соста­рятся!

И все из-за каких-то негодных Костыля и Михи? И Дениска ужасно возмутился и весь вскипел, что из-за таких дураков столько народу пострадает, и подумал, что гораздо лучше будет, если он пойдет и надает им по шее, и чем скорее, тем лучше. И Дениска спустился вниз...(рационализация по типу «зеленый виноград»)

Однажды Дениска, сияя, пришел из бассейна и объявил родителям, что у них сегодня было соревнова­ние, заплыв на двадцать пять метров в стиле баттер­фляй, и что он занял третье место! Папа прямо весь расцвел.

— Ну да? — сказал он.— Вот здорово! — Он отло­жил в сторону газету.— Молодчина! А кто же первое занял?

— Вовка, он уже давно умеет плавать.

— Так, а кто же второе?

— Рыженький один мальчишка, на лягушонка по­хож.

— А ты, значит, вышел на третье? Ну, а кто же на четвертом остался?

Дениска сказал:

— Четвертое место никто не занял. Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка, все-все. Вовка — первое, рыжий лягушонок — второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!

Папа сказал:

— Ах вот оно что... Все понятно!.. И он снова уткнулся в газету.

А у Дениски почему-то совсем пропало хорошее на­строение. (рационализация по типу сладкий лимон).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...