Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологическая адаптация в социальной среде




КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения

Юдина Надежда Александровна

Научный руководитель

доцент кафедры психологии

Коколова Татьяна Васильевна

 

 

УФА 2012


Оглавление

Введение

1. Социально-психологическая адаптация в социальной среде

1.1 Знакомство с новым коллективом

1.2 Взаимодействие с преподавательским составом

2. Социально-психологическая адаптация: дидактический и бытовой аспекты

2.1 Адаптация к новой форме учебного процесса

3. Сущность адаптации студентов с различными типами саморегуляции поведения

Заключение

Список литературы


Введение

 

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Адаптация - это процесс, при котором организм человек приспосабливается к условиям внешней среды. Адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Процесс социально-психологической адаптации компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря чему создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. В ситуациях, когда адаптация не наступает, человек испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

Первый "адаптационный опыт" человек получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий "переломный" момент - это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. В процессе профессиональной адаптации первым элементом выступает адаптация в высшем или среднем учебном заведении, затем уже непосредственно адаптация в профессиональном коллективе.

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя в антагонизм с окружающей средой.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично окончив среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности социально-психологической адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в новых условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

социальная психологическая адаптация студент среда

Цель исследования: выявить и проанализировать сущность и специфику социально психологическая адаптаций студентов с различной саморегуляцией поведения.

В соответствии с целью исследования задачами выступают:

. Выявление сущности социально-психологической адаптации в социальной среде.

. Анализ дидактического и бытового аспекта адаптации.

. Выявление сущности адаптации студентов с различными типами саморегуляции поведения.

Объектом исследования выступает социально психологическая адаптация, а предметом оказывается социально психологическая адаптация студентов.

Проблема адаптации исследуется отечественными и зарубежными учёными достаточно широко. Она сближает и интегрирует многие сферы научного познания (медицину, социологию, психологию и пр.). Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной и социально-психологической адаптации личности представлены в работах Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и многих других. Сущностью проблемы социально-психологической адаптации студентов является успешное освоение новых условий деятельности и вхождение, "вживание" в систему новых официальных и неофициальных взаимоотношений, занятие в новой микросреде определенного личностного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной профессиональной среде.


Социально-психологическая адаптация в социальной среде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...