Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об искреннем отношении (насыха)




Аллах Всевышний сказал: «Воистину, верующие – братья» [553].

Также Аллах Всевышний сообщил о том, что Нух (мир ему) сказал: «…и я даю вам искренние советы» [554].

Также Аллах Всевышний сообщил о том, что Худ (мир ему) сказал: «Я для вас - надежный и добрый советчик» [555].

 

″Насыха″ — это искреннее отношение к другим людям, желание им добра, призыв их к добру, разъяснение им добра, побуждение их к добру.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что религия Ислам – это искреннее отношение (насыха). Сообщается, что Абу Рукайа Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Религия есть проявление искренности″. Мы спросили: ″По отношению к кому?″ Он сказал: ″По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к имамам мусульман, и ко всем мусульманам вообще″» [556].

 

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, верующие – братья» [557].

Верующие обязательно должны быть братьями. Братство по религии сильнее, чем братство по крови. Ведь, братство по крови ничего не стоит, если в нем нет религии. Поэтому, когда Нух, мир ему, сказал: «Господи! Ведь сын мой - частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты - Наимудрейший из судей» [558], — Аллах Всевышний ответил: «О Нух! Он - не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным» [559]. [560]

Что же касается верующих, то они являются братьями, даже если живут далеко друг от друга и говорят на разных языках. Верующий непременно должен искренне относиться к своему брату, желать ему блага и призывать его к благу.

 

Также Аллах Всевышний сообщил о том, что Нух (мир ему) сказал: «…и я даю вам искренние советы» [561].

Это – слова Нуха, мир ему, который был первым посланником Аллаха. Он сказал своему народу, призывая их к Аллаху: «…и я даю вам искренние советы. Я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете» [562]. То есть: я не обманываю вас, я не собираюсь поступать вероломно, я отношусь к вам искренне.

 

Также Аллах Всевышний сообщил о том, что Худ (мир ему) сказал: «Я для вас - надежный и добрый советчик» [563].

В общем, человек должен искренне относиться к своим братьям, должен желать им добра, должен призывать их к добру, чтобы на самом деле быть их братом.

 

 

181 ― Сообщается от Абу Рукъайи Тамима ибн Ауса ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия есть проявление искренности». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к имамам мусульман, и ко всем мусульманам вообще» [564].

 

«По отношению к Аллаху…» ― ты должен искренне поклоняться Аллаху Всевышнему с любовью и возвеличиванием.

Также ты должен постоянно поминать своего Господа сердцем, языком и телом. Что касается поминания Аллаха (зикра) сердцем, то у этого нет никаких ограничений. Человек может поминать Аллаха своим сердцем в любых ситуациях, всегда, как только пожелает. Ведь, в каждой вещи есть знамение, указывающее на единственность Аллаха Всевышнего, на Его величие, на Его власть. Человек может размышлять о сотворении небес и земли, может размышлять о смене дня и ночи, может размышлять о солнце, луне, звездах, горах, деревьях и животных. Все эти размышления приводят человека к поминанию Аллаха (зикру) сердцем.

Также ты должен проявлять ревность ради Аллаха, ты должен проявлять гнев, если кто-то нарушает запреты Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был именно таким! Он никогда не мстил, если кто-то наносил обиды ему лично. Он никогда не мстил, даже тогда, когда люди говорили о нем ужасные вещи. Но если нарушались запреты Аллаха, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наказывал за это так, как положено. Человек должен ревностно относиться к своему Господу. Человек не должен спокойно слушать, как кто-то ругает Аллаха или издевается над Ним. Нужно доложить о таких людях правителю мусульман, чтобы их казнили. Это – искреннее отношение к Аллаху!

Также ты должен защищать религию Аллаха Всевышнего, которую Он установил для Своих рабов. Нужно уничтожать все козни, построенные врагами религии, нужно опровергать еретиков, которые отвернулись от этой религии. Эти люди считают, что религия ограничивает свободу человека. А на самом деле следование за религией и есть истинная свобода. Человек, придерживающийся религии Аллаха, свободен от оков шайтана. Ведь, душа (нафс) всегда имеет какие-то стремления, она никогда не успокаивается. Душа стремиться либо ко благу, либо ко злу. И как прекрасно сказал ибн уль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, в стихотворении ″ан-Нуния″:

هـربـوا من الـرق الـذي خلقــوا لــه

وبلــوا بـرق النفـــس والشيطــــان

«Они убежали от рабства, для которого были созданы,

И попали в рабство к душе (нафсу) и шайтану».

То есть: они убежали от поклонения Аллаху, ради которого были созданы. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [565]. Они убежали от этого рабства, которое на самом деле является истинной свободой и настоящим счастьем, и попали в рабство к душе (нафсу) и шайтану.

Душа (нафс) порабощает человека, начинает склонять его к своим страстям, и он становится покорным перед страстями своей души. Если страсть побеждает человека, то его разум уходит. Как сказал поэт:

سُـكرانِ: سُـكر هــوى وسُـكر مدامــة

فمتــى إفاقة من بــه سكــران

«Два опьянения: опьянение страстью и опьянение вином,

Когда же наступит пробуждение от этого опьянения?!»

Этот поэт описал человека, пьющего вино, тем, что в нем объединились сразу два опьянения: опьянение страстью и опьянение вином.

Суть в том, что человек должен поклоняться Аллаху, а не своей душе и не шайтану, чтобы освободиться от оков, приносящих вред.

Также ты должен распространять религию Аллаха среди Его рабов. Этим занимались все посланники. Все они призывали людей к Аллаху Всевышнему. Аллах Всевышний сказал о них: «Мы отправили к каждой общине посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!" Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение» [566].

«Среди них есть…» — то есть: среди тех людей, к кому были посланы посланники.

Просим Аллаха Всевышнего наставить нас и вас на прямой путь!

 

«…и к Его Книге…» ― то есть: к религии также относится искреннее отношение (насыха) к Книге Аллаха Всевышнего.

Под ″Книгой Аллаха″ имеется в виду и Коран, который был ниспослан Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и те Писания, которые были ниспосланы посланникам до него.

Искренность по отношению к Книге Аллаха заключается в том, чтобы ты верил во все то, о чем там сообщается.

Что касается Корана, то он дошел до наших дней по многочисленным путям, его читает все: и стар, и млад. Что же касается предыдущих Писаний, то они искажены и изменены.

Ты должен оберегать Книгу Аллаха, оберегать её тех, кто желает исказить либо её слова, либо её смыслы. Ты должен оберегать её тех, кто утверждает, что из Книги Аллаха что-то были утеряно, или, наоборот, в неё что-то было добавлено. Например, рафидиты утверждают, что из Корана были утеряны многие аяты. Они говорят, что Коран, ниспосланный Мухаммаду, больше, чем тот Коран, который сегодня читают мусульмане. Этим утверждением они противоречат единогласному мнению мусульман. Из Корана, хвала Аллаху, ничего не утеряно, а кто утверждает обратное, тот обвиняет во лжи Аллаха Всевышнего, Который сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» [567]. Аллах Всевышний взял на Себя сохранение этого Писания. Поэтому тот, кто утверждает, что из Корана была убавлена хотя бы одна буква, обвиняет во лжи Аллаха Всевышнего. Такому человеку следует покаяться и вернуться к Аллаху от этого вероотступничества.

Также ты должен распространять правильное толкование Корана среди мусульман, которое не искажает Коран и не изменяет его.

Например, если сидишь среди людей, то приведи им какой-нибудь аят из Книги Аллаха и разъясни его людям. Особенно это касается тех аятов, которые часто читаются среди мусульман. Например, разъясни им аяты суры ″аль-Фатиха″, так как чтение этой суры является столпом намаза, и её читают в каждом ракаате все молящиеся. Поэтому, люди нуждаются в правильном понимании этой суры.

Также ты должен верить в то, что Аллах произнес те аяты, которые находятся в этой Книге. Коран – это Книга, которую произнес Аллах Всевышний, а Джибриль, мир ему, услышал и перенял эти слова, произнесенные Аллахом, и низвел их Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце (о Мухаммад), чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» [568].

Также ты должен уважительно относиться к этой великой Книге. Поэтому, прикасайся к Корану только в состоянии омовения, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не прикасается к Корану никто, кроме чистого» [569]. Также ты не должен класть Коран в грязные места, в места, где находится мусор.

 

«…и к Его посланнику…» ― искреннее отношение по отношению к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, включает в себя несколько вещей:

1 — Абсолютная вера в его посланническую миссию — ты должен верить в то, что он был послан ко всем творениям: арабам и неарабам, джиннам и людям. Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили тебя посланником для людей» [570]. А также: «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» [571]. Аятов с подобным смыслом много.

2 — Вера во все то, о чем он сообщил — ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — правдивый и тот, кому нужно верить. Он сам не лжет и в Откровении, ниспосылаемом ему, нет лжи.

3 — Следование за ним — ты не должен переходить границы его шари‛ата и не должен проявлять в этом шари‛ате упущений. Ты должен сделать его своим предводителем во всех поклонениях. Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является предводителем этой общины, а эта община обязана за ним следовать.

4 — Защита и забота об его шариате — то есть: забота о его шариате так, чтобы никто не смог что-то убавить из него, или что-то добавить в него. Ты должен бороться с приверженцами нововведений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое нововведение является ересью, а каждая ересь – заблуждение» [572].

Всякое убеждение, всякое слово и всякое дело, которое противоречит пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является нововведением. Поэтому, ты должен сражаться с приверженцами нововведений так же, как они сражаются с сунной.

5 — Уважение и любовь по отношению к его сподвижникам — если Аллах Всевышний избрал этих людей сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, значит, они были особыми людьми. Поэтому, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, были лучшим поколением людей.

Кто ругает сподвижников, или ненавидит их, или издевается над ними, тот не является искренне относящимся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже если он утверждает, что любит его. Он лжет! Как можно ругать и ненавидеть сподвижников и при этом любить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» [573] Поэтому тот, кто ругает сподвижников, на самом деле ругает самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Также тот, кто ругает сподвижников, на самом деле ругает шариат Аллаха, ибо именно сподвижники передали нам этот шариат. Если они на самом деле являются такими скверными людьми, то получается, что к шариату нет доверия, ибо именно они передали его.

Более того, ругающий сподвижников ругает Аллаха Всевышнего, ибо ругань сподвижников - это ругань мудрости Аллаха, так как получается, что Аллах Всевышний избрал для лучшего из Своих пророков самых скверных соратников[574].

 

«…и к имамам мусульман…» ― здесь имеются в виду руководители (имамы) в религии и правители мусульман.

1 — Руководители (имамы) в религии — речь идет об ученых (‛уляма). Религиозные ученые – это люди, которые ведут людей к Книге Аллаха, направляют их к ней, указывают людям на шариат Аллаха. Аллах Всевышний сообщил о том, что Его рабы говорят в своих мольбах: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас имамами (предводителями) для богобоязненных» [575]. Эти люди не просят у Аллаха Всевышнего власти и правления над людьми, они просят только предводительства в религии. Поистине, рабы Милостивого не хотят власти над людьми и не требуют того, чтобы их сделали правителями. Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‛Абду-р-Рахману ибн Самуре, да будет доволен им Аллах: «Не добивайся власти, ибо, если она будет дана тебе по (твоей) просьбе, на тебя будет возложена и ответственность за неё, если же она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь» [576].

Рабы Милостивого желают быть только предводителями в религии. Аллах Всевышний сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [577].

Ты должен искренне относиться к религиозным предводителям (имамам) мусульман. Нужно стремиться к тому, чтобы перенять от них знание. Ведь, они являются посредниками между мусульманами и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому, нужно стремиться перенять от них знание всеми способами. К тому же в наше время, хвала Аллаху, есть много способов перенять от них знание: есть книги, есть аудиозаписи. Поэтому, стремись перенять знание от ученых.

Также ты не должен выслеживать их недостатки, промахи и ошибки, ибо они не защищены от этих ошибок. Бывает так, что они ошибаются. Каждый сын Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся. Если твой шейх ошибся, то обрати его внимание на эти ошибки. Сколько людей получили пользу от своих учеников, ибо те указывали им на их ошибки! Но суть в том, что ты не должен выискивать эти ошибки у ученого. В хадисе сказано: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» [578] Этот хадис касается всех мусульман, а что тогда сказать об ученых?!

Люди, выискивающие ошибки ученых, чтобы затем распространять их, делают зло не только самим ученым, но и тому знанию, которое несут эти ученые. Эти люди делают зло шариату, ибо люди получают шариат именно от этих ученых.

Поэтому, ты должен защищать ученых, скрывать их недостатки настолько, насколько возможно. Это не значит, что ты должен молчать, увидев ошибку ученого. Обрати его внимание на эту ошибку, поищи ответы вместе с ним, задай ему необходимые вопросы. Может быть и такое, что ученый даже и не говорил того, что от него передают. Поистине, от нас и от других ученых передают такие вещи, которые мы никогда не говорили. Но люди, следующие за страстью, если желают какую-то вещь, то приписывают ее тому ученому, которого уважает народ. Если же спросить самого этого ученого, то он скажет: ″Я никогда не говорил ничего такого″.

Как бы ни было, человек не должен выискивать недостатки ученых, наоборот, нужно находить им оправдание. Свяжись с ним и спроси: ″Я слышал, как от вас передают то-то и то-то. Скажите это правда?!″ Если он скажет: ″Да, я действительно говорил такое″, — то скажи: ″Я думаю, что вы в этом ошиблись″, и тогда он разъяснит тебе этот вопрос, разъяснит то, что имел в виду, и может быть, ты даже узнаешь то, чего до этого не знал, и станешь благодарить его.

2 — Правители (имамы во власти) — как правило, правители ошибаются чаще, чем ученые, так как правители обладают властью и могут не признать своих грехов, могут пытаться утвердить свою власть посредством грехов.

Ты должен отказаться от разговоров об их недостатках и не распространять эти недостатки среди людей. Ты должен относиться к ним настолько искренне, насколько это возможно. Если можешь, давай им искренние советы наедине, если можешь, напиши им письмо, если не можешь написать, то передай свой совет через того, кто имеет связь с правителями.

Что же касается тех, кто распространяет их недостатки, то они совершают преступление не только против самих правителей, но и против всей исламской общины. Ведь, если ты заполнишь сердца людей ненавистью к правителям, то они перестанут им подчиняться, и тогда начнется анархия, кругом распространится страх, исчезнет безопасность.

 

«…и ко всем мусульманам вообще…» ― то есть, нужно искренне относиться ко всем мусульманам вообще.

Ты должен любить для мусульман то же самое, что любишь для самого себя. Ты должен направлять их к благу, ты должен указывать им на благо, если они отошли от него в сторону. Ты должен сделать их своими настоящими братьями! Ведь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат» [579]. А также: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга» [580]. А также: «Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [581].

Знай, что искренний совет (насыха) дается скрыто, когда ты наедине с этим человеком. Если ты даешь совет человеку наедине, то этот совет сильно влияет на него, ибо он понимает, что ты на самом деле искренен. Если же ты начнешь давать советы перед людьми, то возможно такое, что человек не примет этих советов из-за гордости. Он подумает, что ты хочешь ему отомстить, или хочешь его опорочить, или хочешь опустить его в глазах людей, и не примет твоего совета.

 

182 ― Сообщается, что Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я присягнул посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что буду выстаивать молитвы, выплачивать закят и искренне относиться к каждому мусульманину» [582].

 

183 ― Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» [583].

 

Джарир, да будет доволен им Аллах, присягнул в трех вещах:

1 — Выстаивание намаза — то есть, человек должен совершать молитвы так, как от него требуется, должен совершать их вовремя, должен выполнять все обязательные составляющие и столпы намаза.

Мужчина должен совершать намаз в мечети с коллективом (джама‛атом). И это будет называться выстаиванием намаза. Если человек пропускает коллективный намаз в мечети без уважительной причины, то этим самым он совершает грех. А шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, считал, что молитва человека, молящегося не в мечети с коллективом без уважительной причины, не принимается. Но большинство ученых считают, что такой намаз действителен, хотя человеку записывается грех. Мнение большинства ученых в этом вопросе верное. Это мнение — более известное мнение в мазхабе имама Ахмада, да помилует его Аллах.

Также в намазе нужно быть смиренным, нужно задумываться о словах, которые ты произносишь в намазе, и о движениях, которые ты совершаешь. Это очень важно! Намаз без смирения подобен телу без души. Если ты совершаешь намаз, а твое сердце путешествует где-то, то получается, что твой намаз – это всего лишь телесные движения. Если же сердце присутствует в намазе, то ты чувствуешь, что стоишь пред Аллахом, что ведешь с Ним беседу, приближаешься к Нему, поминая Его и взывая к Нему. Это и есть суть намаза!

2 — Выплата закята — закят – это право Аллаха и право рабов. Закят является правом Аллаха, ибо Аллах Всевышний вменил его в обязанность и сделал его столпом Ислама. Также закят является правом людей, ибо посредством закята нуждающиеся люди удовлетворяют свои нужды.

3 — Искреннее отношение к каждому мусульманину — то есть: искреннее отношение к каждому мусульманину: близкому и далекому, малому и взрослому, мужчине и женщине.

Что значит искреннее отношение? Ответ на этот вопрос в хадисе Анаса, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» [584]. Это и есть искреннее отношение (насыха). Желай своему брату того же, чего желаешь самому себе! Тебя должно радовать то, что радует мусульманина. Тебя должно огорчать то, что его огорчает. Ты должен относиться к нему так, как желал бы, чтобы относились к тебе.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрицает наличие веры (имана) у того, кто не желает своему брату того, чего желает себе. Под отрицанием веры здесь имеется в виду отрицание ее совершенства. То есть: твоя вера не будет полноценной и совершенной до тех пор, пока ты не станешь желать своему брату того же, чего желаешь себе.

Джарир ибн ‛Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, на самом деле соблюдал эту присягу. Передается, что (однажды) он купил лошадь у человека за определенную сумму денег. Купив её, он уже уехал, но вскоре обнаружил, что эта лошадь настолько хороша, что стоит дороже. Тогда он вернулся обратно к продавцу и сказал ему: ″Твоя лошадь стоит дороже″, — и дал ему еще денег. Затем через некоторое время он понял, что лошадь стоит еще дороже, чем он заплатил. Он опять вернулся к этому продавцу и доплатил ему еще денег. Затем вернулся еще раз, и так от двухсот дирхамов цена поднялась до восьмисот. Он поступил так по той причине, что присягнул пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что искренне будет относиться к каждому мусульманину.

Но эта присяга касается не только Джарира, но и всех мусульман. Каждый человек будто бы дал присягу посланнику Аллаху, да благословит его Аллах и приветствует, и пообещал, что будет выстаивать намаз, выплачивать закят и искренне относиться к каждому мусульманину.

 

 

باب الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر

23-ая глава

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...