Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. «Шекспировское наследие» в современной литературе и искусстве




План занятия: Шекспировские пьесы: варианты постановки. Шекспировские образы в современной литературе. Шекспир в кино: Орсон Уэллс, Франко Дзеферелли, Ю. Козинцев и др.

Планируются выступления студентов по заранее заявленным темам (доклады, презентации).

 

 

Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

Предназначение курса состоит в формировании у студентов целостного представления о творчестве Уильяма Шекспира и влиянии его литературного наследия на дальнейший литературный процесс, об интерпретации идей Шекспира и трансформации знаковых шекспировских образов в искусстве XX века. Важной практической задачей курса является формирование у студента навыков литературоведческого анализа. Рекомендуется использовать потенциал лекции-диалога, поощрять выступления студентов. В итоговой контрольной работе студенты должны продемонстрировать результаты самостоятельной работы и одновременно усовершенствовать заявленные профессиональные компетенции.

Материально-техническая база университета позволяет использовать максимальный объем иллюстративного материала по курсу. Презентации по основным темам упростят восприятие материала и вызовут дополнительный интерес студентов. Последняя тема посвящена многовариантным трактовкам пьес Шекспира на сцене и в кино, трактовке образа самого автора. Просмотр фрагментов фильмов и фрагментов записей постановок в рамках курса является обязательным.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

При организации самостоятельной работы рекомендуется особое внимание уделить работе с оригиналами текстов: чтение на языке автора, перевод фрагментов, т.к. данный вид работы развивает профессональные знания, умения и навыки.

Также рекомендуется ответственно заняться поиском (подбором) и обзором литературы и интернет-ресурсов по проблеме курса, вынесенной на самостоятельное изучение, обратиться к рекомендованной литературе. Данный вид работы развивает навыки анализа, формирует мировоззрение. Составление планов-конспектов поможет лучше ориентироваться в материале и самостоятельно проанализировать проблему. Помните, что важно уметь аргументировано отстаивать свою позицию в дискуссии, а это возможно только при наличии осознанного восприятия.

При подготовке к текущим и итоговой контрольной работе полезно сформулировать свою точку зрения и изложить ее в форме монолога. Мысленно разбейте свой монолог на основные смысловые блоки, проверьте последовательность и логичность аргументов. Продумайте, какие вопросы и возражения может вызвать ваша позиция. Постарайтесь сформулировать четкие и полные ответы. Используйте даже в мысленной речи новую терминологию по курсу.

 

Глоссарий

Внутренний монолог - художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. В. м. имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность. Впечатления, скачки ассоциаций, мысли, переживания, ощущения героя переплетаются, сливаются в единый поток внутренней речи, где сознательное нередко неотделимо от бессознательного.

Герой литературный - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования. Особое значение приобретает понятие Г. л. в сказках и баснях, где могут действовать (и, следовательно, называться Г. л.) фантастические существа, животные или предметы, однако чаще они именуются персонажами или действующими лицами.

Деконструкция – термин из учения французского философа Ж. Деррида, означающий преодоление метафизических и логоцентристских напластований в культуре посредством расчленения текстов («деконструкции» текстов) в поисках глубинных истоков взаимодействия с трансценденцией.

Дискурс (от лат. discere – блуждать) – «языковая практика», вербальная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Постмодернистская парадигма «смерти субъекта» влечет выдвижение феномена дискурса на передний план и задает ему фундаментальный статус, поскольку сам субъект начинает рассматриваться как переменная и сложная функция дискурса. У Мишеля Фуко дискурс понимается как самодостаточная форма артикуляции знания в конкретной культурной традиции. В зависимости от «дискурсивных кодов», основанных на различных типах рациональности, в культурах имеются различные дискурсы, поскольку форма объективации одного и того же содержания может варьироваться в самом широком диапазоне.

Дискурсивный код – исходные принципы соответствующего дискурса, обусловливающие характерные формы его функционирования.

Замысел авторский - первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения. З. а. может не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным. Уже в З. а., как правило, проявляются основные черты мировоззрения художника.

Идея художественная - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.

Имманентный (лат. immanens – пребывающий в чем-л., свойственный чему-л.) – нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентного – трансцендентный.

Интерсубъективность – интегративный тип рациональности, основывающийся на ясности и общей приемлемости понятий и построенных из них суждений, а также опирающийся на общие принципы определенного способа деятельности.

Катарсис - (от греч. katharsis - очищение) - термин эстетики: «очищение», «просветление» человеческой души под влиянием сопереживания, сострадания, потрясения, вызванного соприкосновением человека с произведением искусства. Термин введен Аристотелем в его учении о трагедии.

Коллизия - (от лат. collisio - столкновение) - отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях Типы К.: любовная, нравственная, социальная и т. д.

Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.

Кульминация - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.

Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.

Мимезис (греч. mimesis – подражание) – основополагающий принцип искусства, введенный Аристотелем в его известном определении: «Искусство есть подражание (= мимезис) прекрасной природе».

Образ художественный - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.

Онтология (от греч. on, род. п. ontos – сущее) – в строгом смысле учение о бытии, включающее всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Однако понятие «онтология» нередко употребляется не в значение «учение, описание принципов бытия», а для обозначения самого «принципа бытия», или предметной реальности.

Персонаж - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.

Семиосфера -свойственное данной культуре единое семиотическое пространство, которое является одновременно и результатом, и условием развития культуры. Понятие семиосферы было введено Ю.М.Лотманом для обозначения активного культурного поля, которому свойственны определенный постоянно меняющихся знаковых и ценностно-иерархических систем.

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетипы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), «внушить» определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.

Содержание и форма - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (С.) и внешнюю (Ф.) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К С. относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт. Однако С. не может существовать вне Ф., под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм. Иными словами, С. - то, о чем говорится в произведении, а Ф.- то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет.

Сюжет - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. Иногда говорят о С. в лирических произведениях. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С.И. Кормилова, С. можно назвать «образом события или цепи событий», в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Телос (греч. telos – цель) – предназначение отдельных вещей, человека или мира в целом. Понятие «телос» отражает одно из основных положений философии Аристотеля – «природа ничего не делает напрасно». При этом Аристотель рассматривает «телос», то есть цель существования вещей и Вселенной в целом, не как нечто заданное извне, а как имманентное свойство их природы. В стоицизме внутренне присущий миру «телос» управляет космосом и является руководящим принципом поведения мудреца.

Тема - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под Т. (в отличие от сюжета), понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что «прочитывается» за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п.

Техне (греч. techne – умение, ремесло, искусство) – продукт человеческого рода. «Техне» мыслится через противопоставление природе-«фюсис». Бинарная оппозиция «фюсис» - «техне» является основой строгого разделения естествознания = «физики» как науки о природе вещей, их сущности, их движений, как они существуют сами по себе, и механики как искусства для создания инструментов, которые не могут быть произведены самой природой, как искусства построения машин. Механика – не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

Топос (греч. topos noetos – мыслимое место) – собственно, место. В художественном дискурсе «топос» означает «пространство» художественного опыта в отношении какой-либо темы: например, топос Любви, топос Смерти, топос Дружбы и т. д.

Трагдия - (от греч. tragodia - козлиная песнь) - один из основных жанров драмы в 1 знач.: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису. Вершинами жанра Т. считаются пьесы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, а в новое время - Т. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина, Ф. Шиллера, И.-В. Гете, А.С. Пушкина и др.

Трагическое - эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении: трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение, возвышает душу читателя. Т. может быть свойственно произведению любого жанра.

Фабула - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, Ф. можно кратко пересказать. «Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель» (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов.

Элегия - (греч. elegos - жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы Э. - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма.

Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный) – учение о конечных судьбах мира и человека. В этом учении различают индивидуальную эсхатологию, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конечных судьбах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...