Компоненты
игры
| 2 – 3 года
| 3 – 4 года
| 4 – 5 лет
| 5 – 7 лет
|
|
|
|
|
|
Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
| Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определя-
ется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей.
| Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу.
| Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.
| Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замыслы игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, то есть плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
|
Содержание
игр
| Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 3 –го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между
персонажами.
| Сюжетно-отобразите-
льная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.
| Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
| В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
|
Сюжет
игры
| Сюжеты преимущественно бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.
| Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.
| Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.
| Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.
|
Выполнение роли и
взаимодействие
детей в игре
| В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к общественным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значения предметов-заместителей
Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.
| Ребёнок берёт на себя роль, но пока ещё редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.
| Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры, с помощью средств выразительности
(движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удаётся взаимодействие в игре: самостоятельное распределение ролей, реализация замысла.
| Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но и через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые.
|
Игровые
действия,
игровые
предметы
| К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-
заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступной условность игры («Это понарошку»). Дети переходят к обобщённым действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры.
| Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во 2-ой половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами.
| Дети самостоятельно выбирают предметы- заместители. Совершенствуются способы действий с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия: свободно играют с игрушками, предметными заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.
| Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушка-
ми, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
|
Правила
игры
| Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию её регулятора.
| Правила регулируют последовательность действий.
| Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми
| Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.
|
| | | | | | | |
Психологическая характеристика трудовой деятельности детей с нарушением слуха.
1. Задачи формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2. Последовательность формирования видов трудовой деятельности у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста
3. Профессиональная ориентация: