Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ходе занятий спортивными единоборствами

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ

 

 

В данное время исследования по проблеме изменения личностной агрессивности в ходе занятий спортивными единоборствами ещё только развёртываются. Однако полученные данные уже должны заставить задуматься.

На протяжении долгих лет, наблюдая за спортсменами-рукопашниками в различных школах, мы пришли к выводу, что для них характерны своеобразные личностные особенности. Они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твёрдость характера. Естественно встречаются и многочисленные исключения, что обусловлено направлением преподаваемого боевого искусства, квалификацией мастеров, выбором форм и методов обучения.

На основании результатов исследования, проведённого с разными возрастными группами до и после двухгодичного процесса обучения в спортивных секциях рукопашного боя, был сделан вывод о том что, формирование личности практически завершается в ранней юности и после этого занятия спортом не вызывают каких – либо существенных изменений. Личностные особенности мальчиков в возрасте 10–14 лет сравнивались с аналогичными показателями 19–летних спортсменов высокого класса. Оказалось, что по мере того, как юные спортсмены созревали, у них улучшался самоконтроль, понижался уровень личностной тревожности, они становились более приветливыми, общительными, настойчивыми, жизнерадостными, устойчивыми и менее замкнутыми и эгоцентричными. Развитию данных качеств способствует приобретение определённого уровня уверенности в своих силах, получение навыков работы в команде, где успех общего дела зависит от каждого отдельного её члена, повышение чувства осторожности и ответственности. Уровень их агрессивности сначала повышался, а затем медленно шёл на убыль. Остановимся подробнее на тенденциях агрессивных проявлений у спортсменов, занимающихся контактными единоборствами.

Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, мы избрали несколько путей. Были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экспериментом, применялись проективные тесты.

Агрессивное поведение можно рассматривать как катарсис, однако результаты исследований показывают, что снижение напряжения достигается только тогда, когда агрессивность направлена на человека, который первым ее проявил. Удар по мячу не приносит такого удовлетворения, как удар по сопернику.

Проведенное исследование агрессивности в спорте определило ситуации и условия, которые обычно вызывают агрессивное поведение спортсменов. Наблюдение проводилось в течение соревнований по рукопашному бою, полученные результаты позволяют раскрыть причины и условия проявления агрессии спортсменами в различных ситуациях. В ходе эксперимента спортивная команда рассматривается как своеобразное общество в миниатюре, содержащее в себе фрустрации, поощрения и взаимодействия, которые наблюдаются в социальных группах. К агрессивным действиям отнесены персональные (неэтические) нарушения правил (фолы), вербальную (словесную) и физическую агрессию. Были получены следующие данные:

1. Проигрывающие бойцы совершают больше нарушений, чем те, которые выигрывают. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение.

2. Команды, выступающие на своем ковре, допускают меньше нарушений, чем те, которые на чужом. Объясняется это незнакомой средой, а также тенденцией приезжих команд воспринимать себя во враждебной среде. Поэтому нарушения совершаются ими не только против своих соперников, но и косвенным образом против болельщиков, поддерживающих их соперников. Следовательно, многие нарушения представляют собой форму агрессии, направленную спортсменами, как против соперников, так и против зрителей.

3. Нарушений обычно бывает меньше, когда боец имеет большое число очков или чувствует свое преимущество. Каждое полученное новое очко приводит к снижению психического напряжения и перестройке отношений в команде, тогда как при небольшом количестве очков напряжение сохраняется на довольно высоком уровне, что приводит к агрессивности и большому числу нарушений.

4. Бойцы, имеющие более низкий рейтинг в турнирной таблице, обычно допускают больше нарушений, чем те, кто занимает более высокие места. Это обстоятельство объясняется более высоким уровнем фрустрации у проигрывающих бойцов, а также возможным отсутствием у них умения вести бой не нарушая правил. Оказалось также, что бойцы, занимающие более низкие места в турнирной таблице, действуют более агрессивно, даже когда они выигрывают.

5. В этом обстоятельном исследовании были выявлены и другие, косвенные факторы, влияющие на число нарушений, совершаемых спортсменами. Например, когда встречаются бойцы, занимающие верхние и нижние места турнирной таблице, то наблюдалось больше нарушений, чем в случае, когда встречались бойцы, занимающие места в середине таблицы. То есть сумма нарушений, допущенных бойцами, занимающими 1-4-е места и 12-13-е места, больше, чем сумма нарушений у бойцов, занимающих 7-9-е места. Первые боятся потерять возможность выиграть чемпионат или потерять призовое место, тогда как более слабые команды боятся лишь одного – оказаться последним в турнирной таблице и покинуть данную «группу». С другой стороны, команды, находящиеся в середине турнирной таблицы, свободны от этих переживаний, поэтому менее агрессивны и допускают меньше нарушений.

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что спортивная агрессивность с социологической и психологической точек зрения представляет собой нормальное явление. Большей агрессивности спортсменов способствуют такие факторы, как проигрыш, небольшая разница в счете очков, бой на чужом ковре и низкое место в турнирной таблице. С другой стороны, команды высокого класса, с более высоким уровнем бойцов, в подобных ситуациях менее агрессивны. Таким образом, с повышением профессионального спортивного мастерства, уровень агрессивности спортсменов снижается.

Агрессивные тенденции в спорте допускают проявление контролируемой враждебности и могут, в одних случаях усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил, проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохраниться. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, бой (игра или другая деятельность) вызывает у него хотя бы среднюю усталость, или его поощряют за выигрыш и достигнутый эффект, то агрессивность его снижается.

Снижение уровня ситуативной агрессивности рукопашника можно объяснить ещё и тем, что эмоции и переживания человека находят выход в физической активности, в работе мышц, ведущей к утомлению всего организма. Это подтверждается результатами тех же исследований, в которых выборочно измерялся уровень агрессивности зрителей подросткового возраста до и после наблюдения за спортивным поединком по рукопашному бою и их ровесников спортсменов, участвовавших в поединке.

В результате, уровень агрессивности зрителей был значительно выше, чем у спортсменов и продолжал расти и после окончания боя, в то время, как у последних с нарастанием мышечного и психологического напряжения в ходе боя, а как следствие и утомления, агрессивные тенденции снижаются и после боя постепенно приходят в состояние нормы.

 

Графически это выглядит следующим образом:

 


t, время

 

 


Это отчасти объясняет рост агрессивности молодых людей после просмотра остросюжетных видеофильмов с элементами противоборства и спортивных состязаний.

В процессе наблюдений, разговоров с родителями и учителями, а также с помощью психологического тестирования, можно проследить, как постоянное снижение ситуативной агрессивности, закрепляясь в сознании молодого человека, перерастает в снижение личностной агрессивности.

Таким образом, сделаем второй вывод:

На первом году занятий рукопашным боем подросток начинает чувствовать своё превосходство над сверстниками, принадлежность к особой группе «крутых парней». Эти факторы, сочетаясь с быстро формирующейся групповой сплочённостью (а, следовательно, групповым сознанием), недостатком силы и техники, неизбежно ведут к росту агрессивности. Однако, уже на втором году обучения и в последующем агрессивные тенденции начинают снижаться. Вместо детской бравады и превосходства у молодых людей формируется чувство уверенности и спокойствия. С ростом спортивного мастерства агрессивность по отношению к слабому заменяется братской опекой и благоразумием. Человек уже знает, что сможет дать достойный отпор своему обидчику и поэтому чувствует себя уверенно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...