Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя




При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации, которые позволили бы оптимизировать время подготовки к занятиям.

В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса.

Студенту при подготовке к лекционным занятиям необходимо учитывать, что учебно-методический комплекс предполагает углубленное рассмотрение деятельности органов предварительного расследования и их организацию.

Выступление студента на семинарском занятии предполагает соблюдение необходимых требований:

- умение четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций);

- анализ основных черт, признаков, значения и роли изучаемого курса;

- использование реальных жизненных фактов, материалов судебной практики, подтверждающих и обосновывающих теоретическое положение, которое было выдвинуто.

Соблюдение этих требований во многом зависит от подготовки студентов к семинарскому занятию, которое должно начинаться заблаговременно. При подготовке студентов к семинарскому занятию рекомендуется:

- ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочесть свой конспект лекции по данной теме, расшифровать сокращенные записи и внести необходимые поправки и дополнения;

- изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу;

- решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем.

Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Прежде всего, во время занятия необходимо внимательно слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его.

Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;

- широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ.

При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п.

Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Вопросы:

1. Понятие уголовного процесса.

2. Назначение уголовного судопроизводства.

3. Стадии уголовного процесса.

4. Уголовно-процессуальная форма.

5. Уголовно-процессуальные функции.

6. Источники уголовно-процессуального права.

 

Литература:

1. *Уголовно-процессуальное право Российской Федерации.: Учебник / Под ред. проф. Ю.К. Якимовича. СПб: Изд-вл «Юридический центр. Пресс». 2007.[1]

2. *Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

3. Алексеева Л. Б., Жуйков В.М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. М.: Права человека, 2006.

4. Андреева О.И. Соотношение прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика его проявления в сфере уголовного судопроизводства (теоретический аспект). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.

5. Барабаш А.С. Сущность уголовного процесса и его роль в формировании ответственности правонарушителя. Красноярск, 2009.

6. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.

7. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998.

8. *Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: их виды, содержание и формы. М.: Юрид. лит., 2010.

9. Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов / Сост. А.М. Баранов, П.Г. Марфицин. Омск, 2011.

10. Семухина О.Б. Типология уголовного процесса англо-американской и романо-германской правовых систем. Томск: Изд-во НТЛ, 2002.

11. Солодилов А.В. Место судебного контроля в системе уголовно-процессуальных производств. Томск, 1999.

12. Строгович М.С. Избранные труды: В 3 т. Т. 2: Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. М.: Наука, 1992.

13. Якимович Ю.К. Структура уголовного процесса: система стадий и система производств. Томск, 2002.

14. Якимович Ю.К., Ленский А.В., Трубникова Т.В. Дифференциация уголовного процесса. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.

15. Якимович Ю.К. Особые производства в уголовном процессе // Вестник Томского государственного университета: Серия «Экономика. Юридические науки». Приложение: «Материалы научных конференций, симпозиумов, школ, проводимых в ТГУ». Томск: ТГУ, 2003. № 4.

Контрольные задания:

Задание 1

Васюков обратился в дежурную часть Кировского ОП №1 г.Томска с заявлением, в котором сообщал, что Амосов обругал его нецензурной бранью, ударил рукой по лицу, вырвал из его рук сумку с продуктами и выбросил ее в мусорный бак. Васюков просил привлечь Амосова к уголовной ответственности. Дознаватель отдела дознания, которому было передано заявление Васюкова, принял решение отказать в возбуждении уголовного дела и предложил Васюкову обратиться к участковому инспектору для решения вопроса о привлечении Амосова к административной ответственности. Васюков обжаловал решение дознавателя прокурору, настаивая на привлечении Амосова к уголовной ответственности.

Какое решение должен принять прокурор?

Какая цель поставлена перед уголовным процессом?

Каково соотношение уголовного процесса и уголовного права?

 

Задание 2

У гр. Матросова внезапно произошло расстройство психической деятельности. Он впал в буйное состояние, в связи с чем родственники вынуждены были связать его и вызвать скорую помощь. Приехавшие по вызову врач и санитары доставили Матросова в психиатрическую больницу. В этот же день по подозрению в совершении кражи двух мужских брюк из частного магазина была задержана гр. Новикова. Как впоследствии оказалось, она страдает шизофренией, и в этой связи уголовное дело, возбужденное по факту кражи, было передано в суд для решения вопроса о применении в отношении Новиковой принудительных мер медицинского характера. По определению суда Новикова была также направлена для принудительного лечения в психиатрическую больницу.

Почему во втором случае, в отличие от первого, для помещения Н. в психиатрическую больницу потребовалось определение суда?

В каких случаях необходим уголовный процесс?

Охарактеризуйте задачи уголовного судопроизводства.

Как соотносятся уголовный процесс и правосудие?

 

Задание 3

Территория дачного участка Гроссмана граничит с территорией дачного участка Даманова. Гроссман по небрежности несколько раз оставлял незакрытым водопроводный кран, приспособленный для орошения земельного участка, и вода распространялась на соседнюю территорию Даманова и затапливало ее водой. На этой почве между соседями возникли неприязненные отношения, и однажды Даманов ударил Гроссмана, причинив ему легкие телесные повреждения. По жалобе Гроссмана в суде против Даманова было возбуждено уголовное дело и принято к рассмотрению. Во время судебного разбирательства судье удалось примирить Гроссмана и Даманова, и дело в отношении Даманова было прекращено по ч.2 ст.20 УПК РФ.

Выполнены ли в данном случае задачи уголовного судопроизводства?

 

Задание 4

Маслов получил повестку о необходимости явиться к следователю Митрофанову для допроса в качестве свидетеля. Маслов позвонил следователю и просил либо отменить вызов, либо перенести на другое время, так как в настоящее время он болен, у него повышенная температура; кроме того, в связи с преклонным возрастом ему трудно добираться до Следственной части УВД на общественном транспорте. Следователь отказал Маслову в просьбе и категорически потребовал явки. Явившись в указанные в повестке день и час, Маслов попросил следователя быстрее допросить его. Однако следователь ответил, что он занят и допросит, когда освободится, предложив Маслову ждать в коридоре. Допрос начался через 2 часа 10 минут. После допроса Маслов, ссылаясь на плохое состояние здоровья, обратился к следователю с просьбой доставить его домой на служебной машине. Следователь ответил ему отказом.

Оцените соответствие действий следователя назначению уголовного процесса (ст. 6 УПК РФ). Если имеется несоответствие, то в чем оно проявляется?

 

Задание 5

Утром 9 марта к гр. Мухиной пришел сосед Барсуков и предложил купить у него за две бутылки водки золотые часы. Как впоследствии оказалось, приобретенные часы были изготовлены из медного сплава желтого цвета. В этой связи Мухина 5 мая обратилась в полицию с заявлением о привлечении Барсукова к уголовной ответственности. Дежурный ОП принял заявление и передал его начальнику ОП. Начальник ОП направил заявление для рассмотрения в отдел дознания. Начальник подразделения дознания поручил дознавателю Урманову проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение. По уголовному делу было проведено расследование в форме дознания, и 1 июня оно поступило в суд. 17 июня судья назначил дело к слушанию, и 19 июля оно было рассмотрено по существу.

Барсуков был признан виновным в совершении мошенничества и приговорен к исправительным работам сроком на 6 месяцев. В кассационном порядке дело не пересматривалось. Но 20 октября прокурор области внес на приговор суда представление, и оно было рассмотрено президиумом областного суда 20 ноября.

Какие стадии уголовного процесса прошло данное уголовное дело?

Какие стадии Вам известны?

Какие признаки характеризуют стадию уголовного процесса?

 

Задание 6

В районном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению Петрова и Иванова в совершении хулиганских действий в отношении Сидорова. В прениях государственный обвинитель просил Петрова оправдать, так как вина его не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства, а Иванова признать виновным и назначить ему в качестве наказания 3 года лишения свободы. Защитник Петрова согласился с мнением прокурора по поводу оправдания своего подзащитного. Защитник Иванова заявил, что это его подзащитного следует оправдать: виноват во всем Петров, а Иванов лишь был очевидцем событий, а сам в них участия не принимал.

Потерпевший Сидоров во время судебного разбирательства неоднократно заявлял, что он простил и Петрова, и Иванова, помирился с ними, и просил суд дело прекратить.

В ходе судебного следствия в последнем слове Петров во всем обвинял Иванова, а Иванов – Петрова.

В какой мере суд должен учесть мнения участников судебного разбирательства?

Какую уголовно-процессуальную функцию осуществлял каждый из них?

Какие уголовно-процессуальные функции Вам известны? Охарактеризуйте их.

 

Задание 7

Ранее неоднократно судимый Шевченко в течение нескольких лет сожительствовал с также ранее судимой Мироновой. Миронова нигде не работала, пропивала передаваемые Шевченко на ведение домашнего хозяйства деньги, встречалась с другими мужчинами, когда Шевченко был на работе. На этой почве между ними возникали скандалы, и Шевченко неоднократно подвергал Миронову избиению. По заявлению Мироновой в отношении Шевченко было возбуждено уголовное дело по ст. 117 УК РФ. Миронова представила следователю справки из поликлиники № 1 о том, что она обращалась за врачебной помощью 27 сентября и 23 октября 2010 г. В первый раз у нее была разбита губа, в связи с чем хирургом были наложены швы. Во второй раз Миронова жаловалась на боли в левом боку, но при исследовании повреждений не обнаружилось. На основании указанных справок следователь Городского СО по Советскому району пришел к выводу, что в результате избиения Мироновой Шевченко 27 сентября и 23 октября ей был причинен легкий вред здоровью. Кроме того, участковый уполномоченный, пришедший по просьбе Мироновой к ним домой, обнаружил на кухонном шкафу пакет с маковой соломкой. Он изъял этот пакет, о чем составил акт изъятия, и передал пакет вместе с актом следователю. В этой связи следователь предъявил Шевченко обвинение еще и по ч. 3 ст. 228 УК РФ.

Имеются ли в данной задаче нарушения уголовно-процессуальной формы?

Дайте определение уголовно-процессуальной форме.

Чем предопределяется необходимость и значение уголовно-процессуальной формы?

 

Задание 8

Дежурному отделу полиции в 10 часов утра поступило анонимное сообщение о том, что у реки в районе коммунального моста обнаружен труп женщины. На место происшествия выехала оперативная группа в составе следователя Ткачева, врача Ли, оперативных уполномоченных Бирюкова, Малышева и кинолога Лютина с собакой Норой. Собака взяла след. С кинологом пошел Малышев. Бирюков, по указанию следователя, отправился на находившийся невдалеке пляж для отыскания возможных свидетелей. В результате опроса отдыхающих ему удалось установить, что граждане Леонов и Быстрицкая, действительно, два часа назад слышали какой-то шум и крики женщины в районе коммунального моста. Бирюков допросил их в качестве свидетелей и отнес протоколы допросов следователю, который в это время вместе с врачом Ли заканчивал осмотр места происшествия. Вскоре вернулись кинолог с собакой и Малышев. Они привели мужчину, прятавшегося в кустах, которого обнаружила собака. Документов при нем не было, и он не называл себя. Следователь составил протокол задержания неизвестного мужчины, вынес постановление о возбуждении уголовного дела. Затем труп женщины доставили в морг, а задержанного – в ИВС.

Какие из указанных выше действий можно отнести к уголовно-процессуальным и почему?

В чем отличие уголовно-процессуальных действий от оперативно-розыскных?

 

Задание 9

Несовершеннолетняя Симакова 12 октября 2010 г. обратилась в СУ СК РФ с заявлением, в котором просила привлечь ее знакомого несовершеннолетнего Розина к уголовной ответственности за то, что он избил ее, причинил телесные повреждения. В тот же день по направлению руководителя следственного органа Очакова, Симакова была освидетельствована судебно-медицинской экспертизой. В акте освидетельствования телесные повреждения, причиненные Симаковой, были определены как легкие, с кратковременным расстройством здоровья. Прокурор района направил заявление Симаковой вместе с актом экспертизы начальнику отдела полиции с письменным указанием: по заявлению Симаковой провести дознание.

По поручению органа дознания участковый уполномоченный Ляшков возбудил дело, допросил Симакову, взял объяснение у Розина и очевидцев Кошкина и Нечаева, с участием понятых осмотрел место происшествия, затребовал и приобщил к делу характеристику Розина и справку о судимости, составил обвинительный акт, с которым ознакомил Симакову и Розина. Прокурор ознакомился с материалами, подписал обвинительный акт и 10 ноября 2010 г. направил их в суд.

Оцените правомерность и обоснованность действий должностных лиц и принятых ими решений. Какие из них можно отнести к уголовно-процессуальным?

Какие уголовно-процессуальные отношения возникли в результате данной деятельности?

Как соотносятся понятия «уголовно-процессуальные действия» и «следственные действия»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...