Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

слухоречевая агнозия — невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.

Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии.

Афазия (от греч. a — частица, означающая отрицание, и phasis — речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Линнею принадлежит первое (1749 г.) описание афазии, а сам термин «афазия» предложил в 1864 г. французский терапевт Арман Труссо.Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.

Изучением афазии занимались многие ученые, отразившие результаты своих исследований в следующих работах: Э.С. Бейн «Парафазии при различных видах афазии» (1961), К.Гольштейн «Афазия» (1927), В. М. Коган, А. Кожевников «Афазия и центральный орган речи» (1874), «Афазия и пути ее преодоления» (1964), М.С. Лебединский «Афазия, агнозия, апраксия» (1941), Г.К. Липман «Моторная афазия и апраксия» (1913), А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947), В.М. Тарновский «Некоторые формы сифилитической афазии» (1868) и др. В результате данных исследований были выделены следующие формы афазии:

а) моторная — потеря способности пользоваться самостоятельной речью;

б) сенсорная — нарушение способности воспринимать речь окружающих;

в) амнестическая — забывание отдельных слов и их значений;

Г) тотальная — потеря способности и говорить, и понимать речь.

Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда она наблюдается и у детей.

Прояв­ле­ния Афазий многообразны и включают в себя фонологические, грамматические,лексические

и семан­ти­че­ские расстройства.

Расстройства фонологии или артикуляции (произношения) характеризуются повреждением воспроизведения ожидаемых речевых звуков.

Грамматические расстройства - нарушение грамматического строя речи:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата,красные шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

Неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словобразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов.

Для нейролингвистики представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового поведения: агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии.

- Слуховые агнозии — расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области. Выделяют следующие виды:

Простая слуховая агнозия — невозможность идентифицировать определенные звуки — стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.

слухоречевая агнозия — невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.

- апраксия оральная (a. oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.

- Дизартрия — нарушение произношения, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

- Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия).

Продолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как человек отражает действи­тель­ность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга — зритель­но­го, слухового и тактильно-кинестетического(чувственно воспринимаемые). Языковое отражение действительности, осуществляется в направлении от периферии нервной системы (т. е. от рецепторов органов чувств) к её центральным отделам. В каждом анализаторе различают два рода нервных структур: структуры, проводящие комплексы раздражений от данного органа чувств к коре головного мозга, где осуществляется элементарный анализ и синтез их пространственно-временны́х параметров (сенсорные проекционные системы мозга), и структуры, осуществляющие анализ и синтез тех же комплексов раздражений в их знаковой отнесённости к предметной действительности (гностические зоны коры). Третий «ярус» составляют наиболее сложные по анатомической структуре области языковой коры — зоны перекрытия отдельных анализаторов, где происходит интеграция знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и в результате становятся возмож­ны­ми языковые обобщения, отвлечённые от чувственной природы раздражений.

Языковое поведение, в частности порождение речи, осуществляется в обратном порядке: от центра к периферии. Речевые программы, сформулированные в зонах перекрытия мозговых анали­за­то­ров, конкретизируются в зонах речевого праксиса и затем реализуются с помощью механизма проекционных двигательных систем, сопряжённых с органами речи(а также систем реализации письменной речи).

систему языковых обобщений и мышление в языковых понятиях принято коррелировать по преимуществу с левым (доминантным) полушарием мозга, а конкретно-образное мышление — с правым полушарием.

Очаговые поражения сенсорных проекционных систем клинически обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных языковых текстов в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением воспринимаемых звуковых частот и полей зрения. Поражения двигательных проекционных систем обнаруживаются различными дизартриями(Дизартрия - расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков (главным образом согласных).), при которых нарушаются артикуляторные и просодические средства выражения правильно построенных высказываний. Очаговые поражения гностических полей коры могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и пр.), а праксических полей коры — в виде апраксий. При речевых агнозиях больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц родной речи (речевая слуховая агнозия) или графемы письменных текстов (речевая зрительная агнозия). В то же время языковые фонологические, грамматические и лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнаруживается в сохранённой способности говорить и писать. При этом больные с речевой слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией понимают устную речь. При речевых апраксиях наблюдается обратная картина: у больных нет двигательных расстройств, например параличей, но они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание речи окружающих и способность читать могут быть сохранены. Принципиально иные расстройства языкового поведения возникают, когда поражаются корковые зоны перекрытия анализаторов. В этих случаях развиваются афазии; у больных расстраиваются все виды языкового поведения (собственная речь, понимание речи окружающих, чтение, письмо, понятийно-языковое мышление), хотя и по-разному при различных локализациях очага поражения в пределах доминантного полушария: при средневисочных очагах распадается способность фонологической и морфонологической диффе­рен­ци­а­ции, что приводит к смешению слов с близким фонемным или морфемным составом; при заднелобных очагах происходит распад грамматической комбинаторики (морфемной и словесной) и т. д. В то же время при афазиях оказываются нередко сохранёнными возможности механического повторения услышанного или даже письма без понимания смысла соответствующих текстов.

Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Часто наблюдаются речевые диссоциации (когда больные утрачивают, полностью или частично, владение одним языком при относительной сохранности другого), а также случаи интерференции между разными языками (в виде вкраплений элементов одного языка в речь на другом).

Методы нейролингвистических исследований развиваются и изменяются параллельно с развитием теории неврологии и лингвистики. Переносить лингвистические критерии в клинику следует осторожно, ибо одни и те же по внешним проявлениям расстройства языкового поведения могут быть результатом распада принципиально разных психолингвистических операций в системно организованной деятельности мозга. Только системный анализ расстроенной функции (номинации, чтения, письма и пр.), введённый в клиническую практику Лурия, может привести к пониманию её языковой природы. Наиболее результативным является такое исследование, которое основано на комплексных представлениях о природе речевых расстройств, опирающихся на результаты и неврологии, и лингвистики.

Нейролингвистика возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Отсюда основной её метод — метод наблюдений над языковым поведением больного в разных условиях (беседа, рассказы по картинкам, пересказы текстов, чтение, письмо, а также применение специальных тестов; повторение серии специально подобранных слов, составление предложений из заданных слов, нахождение синонимов и антонимов к заданному слову и т. п.).К числу новых методов изучения здорового и больного мозга относятся: метод дихотического прослушивания вербального материала

Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо (эффект правого уха), а неречевых на левое (эффект левого уха).
 

, ангиография в сочетании с амитал-натриевой пробой (Ангиография (от ангио... и...графия), метод рентгенологического исследования кровеносных сосудов различных органов (мозга, сердца, лёгких, почек и др.) с введением в них контрастных (дающих резкую тень и безвредных для организма) веществ. А. применяется для изучения кровоснабжения и выявления заболеваний как самих сосудов, так и окружающих их тканей.), унилатеральные электрошоки (Унилатеральным называют такой тип электрошока, когда электроды располагаются на одной стороне головы), стереотаксические операции и пр. Источником нейролингвистических обобщений всё больше становятся и педагогические наблюдения, делаемые в процессе восстановительного обучения больных с расстройствами языкового поведения.

Разработка проблем нейролингвистики во 2‑й половине 20 в. испытывает воздействие идей и методов психолингвистики, нейропсихологии, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и других смежных наук. Таким образом, современная нейролингвистика представляет собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека.

 

Документ носит название "Экспериментальная программа, проводившаяся министерством обороны при поддержке и участии ЦРУ, в рамках которой людям давали препараты, предназначенные для воздействия на их мозг и изменения их поведения". Он был разработан в 1977 году генеральным юрисконсультом министерства обороны и опубликован 6 мая по требованию на основании Закона о свободе информации.
Тем не менее, в документе есть все-таки несколько любопытных новых подробностей. Возьмем для начала печально известную программу ЦРУ MK-ULTRA, в рамках которой тысячам ничего не подозревающих участников давали галлюциногенные препараты.
Целью данного проекта, который вначале финансировался ВМС, было изучение последствий сотрясения мозга. Вскоре после его начала ученые заметили, что удар по голове вызывает амнезию. Это привело к применению медикаментозной методики с целью "вызывать сотрясение мозга … без физической травмы". Затем проект полностью перевели в ведение ЦРУ, поскольку он подразумевал "эксперименты над человеком … которые было непросто обосновать медико-терапевтическими доводами".
MK-NAOMI была нацелена на "создание лишающих дееспособности и вызывающих смерть препаратов … [и] средств их распространения.
Еще одна программа, MK-OFTEN, начиналась как исследование допамина. Но вскоре ее рамки были расширены, и участники программы приступили к изучению галлюциногенного соединения ибогаин, а затем и некоторых других веществ и препаратов в надежде на создание "новых фармакологически активных препаратов, воздействующих на центральную нервную систему и способных изменять поведение человека.
Так же проходило и хирургическое вмешательство.Эксперименты с разрушением участков мозга и их стимуляцией показали, что наружные слои мозга очень существенны для высших форм сознания и сенсорных функций. По аналогии со слоями горных пород глубинные слои мозговой ткани объявлялись древними образованиями, наиболее примитивными из которых признаны внутренние структуры среднего мозга. При разрушении этих областей животные погибали.

 

 

Многие связывают с нейролингвистикой НЛП.

Нейролингвистическое программирование (также нейро-лингвистическое программирование, НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим. Основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз и тела и памятью..

Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов, вскоре приобрело популярность. В настоящее время НЛП практикуется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими организациями в психологических тренингахдля персонала. Об НЛП выпускается большое количество популярной литературы.

НЛП иногда классифицируется, как паранаучное направление. Существует ряд исследований эффективности НЛП с положительным результатом, однако бо́льшая часть научных экспериментов говорят о неэффективности методик НЛП, и отсутствии у них научного обоснования. Некоторые выражают сомнения в этичности применения НЛП.

Общие сведения

Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы.Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта». Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Область применения НЛП

Во время появления нейролингвистического программирования его главной задачей была сфера коммуникативных и языковых явлений. Согласно представлениям нейролингвистического программирования наш опыт складывается из наших ощущений и особенностей человека. В системе нейролингвистического программирования нет чётких граней того, что возможно познать, к тому же считается, что лучше исследовать опыт человека, чем что-то другое. В результате этого появилось несколько областей применения нейролингвистического программирования:

различные психологические явления, такие как фобии;

бессознательные феномены: погружение в транс и другие бессознательные процессы;

в медицине нейролингвистическое программирование применяется для управления болевыми ощущениями и здоровьем;

изучение парапсихологических явлений: экстрасенсы, предсказатели;

бизнес, в основном используется при тренинге персонала;

повседневные ситуации, такие как переговоры, или же просто разговор с ребёнком;

исследования духовных состояний и переживаний человека;

изучение поведения человека, а также выяснения причин резкого изменения его поведения;

совершенствование работы с различными ситуациями общения;

моделирование поведения некоторых известных личностей, с целью узнать, как повёл бы себя этот человек в определённой ситуации.

 

 

Левое полушарие - речевое полушарие, оно отвечает за речь, ее связность, абстрактное, логическое мышление и абстрактную лексику. Оно управляет правой рукой. У левшей обычно наоборот, но у большинства левшей речевые зоны находятся в левом полушарии, а у остальных в обоих или в правом. Это словесное полушарие всегда доминирующее, оно контролирует левое полушарие, в частности, и все тело в целом. Для него характерны энергичность, восторженность, оптимизм.

Правое полушарие связано с наглядно-образным, конкретным мышлением, с предметными значениями слов. Это полушарие - несловесное, отвечает за пространственное восприятие, управляет жестами (но распознает язык глухонемых обычно левое). Оно - источник интуиции. Пессимистично. Умеет различать голоса людей, пол говорящих, интонацию, мелодику, ритм, ударения в словах и предложениях. Но даже после повреждения левого полушария правое может различать существительные, числительные, песни.

Повреждение левого полушария более серьезно и приводит к патологии, а при повреждении правого заметных отклонений меньше. Например, композитор М. Равель после аварии в 1937 году, когда его левое полушарие было повреждено, мог слушать музыку, но писать ее уже не мог.

Следует отметить, что у женщин оба полушария менее разнятся, чем у мужчин. Заболевания левого полушария вызывают у них меньше нарушений.

Согласно исследованиям группы А. Мекелли (Andrea Mechelli), раннее изучение второго языка способствует развитию той части мозга, которая ответственна за беглость речи. Этот эффект особенно заметен, — утверждают ученые, — если второй язык начать осваивать в возрасте до пяти лет.

Исследования обнаружили, что у двуязычных людей образуется больше серого вещества в нижней части теменной области коры головного мозга. Чем позже начать освоение второго языка, тем менее проявляется эта особенность. Именно серое вещество мозга отвечает за анализ информации. Хотя «пластичность» серого вещества известна уже давно, процессы изменения вещества мозга под воздействием определённых воздействий до сих пор остаются плохо изученными. Новые результаты показывают, как изучение второго языка может влиять на структуру мозга, особенно в раннем возрасте.

В исследованиях под руководством А. Мекелли участвовали 25 британцев, не владеющих другими языками, 25 двуязычных британцев, в раннем возрасте освоивших один из европейских языков (помимо английского), и ещё 33 «поздних» билингва (то есть выучившие второй язык в более позднем возрасте). В результате было выяснено, что у «ранних билингвов» серого вещества в теменной области больше, чем у остальных участников исследования; особенно это заметно в левом полушарии мозга.

     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...