Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассортимпент трансформаторных масел

МОТОРНЫЕ МАСЛА

 

Летние масла – 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24

Зимние масла - 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8

Всесезонные масла обозначаются дробным индексом – например, 3з/8, 4з/6, 5з/12, 6з/16

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами
Е2

Пример: марка М-10Г2к: М- моторное, 10 – кинематическая вязкость масла, Г2 – для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом (группа Г2), к – камазовское. М-6з/16Г – моторное масло, всесезонное, универсальное для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей (группа Г). М – 8В – всесезонное масло для среднефорсированных бензиновых двигателей, а также зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей (группа В).

Примерное соответствие марок отечественных и импортных масел

Класс вязкости Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1-85 по SAE по ГОСТ 17479.1-85 по SAE
5W    
10W 3з/8 5W-20
15W 4з/6 10W-20
20W 4з/8 10W-20
    4з/10 10W-30
    5з/10 15W-30
    5з/12 15W-30
    6з/10 20W-30
    6з/14 20W-40
    6з/16 20W-40
     

 

Группа масла Группа масла
по ГОСТ 17479.1-85 по API по ГОСТ 17479.1-85 по API
А SB Г2 CC
Б SC/CA Д1 SF
Б1 SC Д2 CD
Б2 CA Е1 SG
В SD/CB Е2 CF-4
В1 SD   SH*
В2 CB   SJ*
Г SE/CC   CG-4*
Г1 SE  

 

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «C» (Commercial) – масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий (SF/CC, CF-4/SH).

Моторные масла для бензиновых двигателей

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, °С Область применения
  М-8В ГОСТ 10541-78 При 100 °С 7,5-8,5 При 0 °С≤1200 207/-25 Используется как всесезонное масло для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей.
  М-6з/16Г ГОСТ 10541-78 (SAE 15w40, API SF/CC) При 100 °С ≥12,0 210/-30 Всесезонные масла для смазки форсированных бензиновых двигателей легковых автомобилей и высокофорсированных дизелей при температуре воздуха от -20°С до +40°С
  М-5з/12Г ГОСТ 10541-78 (SAE 10w30, API SF/CC) При 100 °С 10,0-11,0 200/-38 Аналогично маслу М-63/12Г при температуре от -25°С до 30°С

Моторные масла для дизелей

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, °С Область применения
  МТ-16П ГОСТ 6360-83 При 100 °С 15,5-16,5 210/-25 Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсированных безнаддувных двигателей. С использованием новой, более эффективной композиции присадок данное масло превышает требования к маслам группы Б2.
  М-10В2с ГОСТ 12337-84 При 100 °С 11-12 210/-15 Для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей.
  М-14В2 ГОСТ 12337-84 При 100 °С 13,5-14,5 210/-12 Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 %, а также двигателей карьерных автосамосвалов.
  М-10Г2 ГОСТ 8581-78 При 100 °С 10,5-11,5 205/-15 Для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува и с невысоким наддувом, а также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов.
  М-10Г2к ГОСТ 8581-78 При 100 °С 10,5-11,5 220/-18 Масло для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей без наддува или с умеренным наддувом отечественных или импортных машин типа «КАМАЗ», ЗИЛ, Урал-4320, ЛАЗ-4202, КрАЗ-260, автобусов «Икарус».
  М-10Г2цс, М-14Г2цс ГОСТ 12337-84 При 100 °С 10,0-11,0 При 100 °С 13,5-15,0 210/-10 215/-10 Применяют для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.М-14Г2цс широко применяют в тепловозных дизелях.
  М-10Дм ГОСТ 10541-78 При 100 °С ≥11,4 220/-18 Предназначены для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях (тяжелые трактора, комбайны, бульдозеры, карьерные самосвалы, строительные машины).

 

Моторные масла для авиационных двигателей

В зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.

В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей (масла марок МС-14, МС-20).

 

Газотурбинные двигатели бывают двух типов – турбореактивные (масла марок МС-8п, Б-3В, ВТ-301 и др.) и турбовинтовые (масло марки МН-7,5у).

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, °С Область применения
МС-20 ГОСТ 21743-76 При 100°С ≥20,5 265/-18 Применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе маслосмесей с маслами МС-8, МС-8п в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов.

 

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

 

П редназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.

Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85.

В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса:

 

Классы вязкости

Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100С, мм² Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150П·с, не выше
  6,00-10,99 -35
  11,00-13,99 -26
  14,00-24,99 -18
  25,00-41,00 -

 

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам

 

Группы масел

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
  Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90С
  Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130С
  Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150С
  Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально – конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150С
  Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150С

Маркировка трансмиссионных масел

По классификации ГОСТ 17479.2-85 на трансмиссионные масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ 5-18 ТМ означает начальные буквы слов «трансмиссионное масло», первая цифра – группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра – класс вязкости масла.

До введения ГОСТ 17479.2-85 классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой:

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 Принятое обозначение масла
ТМ-1-18 ТС-14,5, АК-15
ТМ-2-9 ТСп-10ЭФО
ТМ-2-18 ТЭП-15
ТМ-2-34 ТС
ТМ-3-9 ТСзп-8, ТСп-10
ТМ-3-18 ТСп-15к, ТАП-15В
ТМ-5-9 ТСз-9гип
ТМ-5-18 ТСп-14гип, ТАД-17и
ТМ-5-34 ТСгип
ТМ-5-12з (рк) ТМ5-12рк

Примерное соответствие отечественной и зарубежной классификаций трансмиссионных масел

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Класс вязкости по SAE J306C Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Группа по API
  75W ТМ-1 GL-1
  80W/85W ТМ-2 GL-2
    ТМ-3 GL-3
    ТМ-4 GL-4
    ТМ-5 GL-5

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА

Индустриальные масла применяются в промышленном оборудовании и машинах: станках, прессах, прокатных и волочильных станах и др.

 

По назначению индустриальные масла делят на 4 группы (соответствует зарубежной классификации по ISO 3498-79 и ISO 6743/0-81):

Группа по назначению Соответствие группы поISO 6743/0-81 Область применения
Л F Легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)
Г H Гидравлические системы
Н G Направляющие скольжения
Т C Тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи)

 

По уровню эксплуатационных свойств индустриальные масла делят на 5 подгрупп:

П/п Состав, условия эксплуатации и рекомендуемая область применения
А Масла без присадок; по условиям работы оборудования не предъявляются особые требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
В Масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
С Масла типа В с противоизносными присадками для оборудования, где имеются антифрикционные сплавы цветных металлов и условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел
D Масла типа С с противозадирными присадками; по условиям работы предъявляются повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
E Масла типа Д с противоскачковыми присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

 

 

Пример: И-Г-С-32 – индустриальное масло (И) группы Г, подгруппы С, класса вязкости 32.

Соответствие обозначений индустриальных масел по ГОСТ 17479.4-87 и общепринятых обозначений, например:

 

Маркировка индустриальных масел

Обозначение масла по ГОСТ 17479.4-87 Принятое обозначение масла
И-Л-А-10 И-8А
И-ЛГ-А-15 И-12А
И-Г-А-32 И-20А
И-Г-А-46 И-30А
И-Г-А-68 И-40А
И-ГТ-А-100 И-50А
И-Г-С-32 ИГП-18
И-Г-С-46 ИГП-30
И-Г-С-68 ИГП-38, ИГП-49

 

 

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, °С Область применения
  И-20А ГОСТ 20799-88 При 40 °С 29,0-35,0 190/-15 Рабочие жидкости гидравлических систем станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, других механизмов. По мере увеличения вязкости масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах. Можно заменить легированными маслами ИГП-18, 30, 38,49.
  И-40А ГОСТ 20799-88 При 40 °С 61,0-75,0 210/-15
  И-50А ГОСТ 20799-88 При 40 °С 90,0-110,0 225/-15
  ИГП-18 ТУ 38.101413-97 При 40 °С 24,0-30,0 180/-15 Используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения и в других узлах и механизмах, где требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами.
  ИГП-38 При 40 °С 55,0-65,0 210/-15

 

Основное назначение цилиндровых масел – смазывание горячих частей паровых машин (локомобилей, судовых и стационарных машин, паровых молотов, копров и др.)

 

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, °С Область применения
Ц-52 (ВАПОР) ГОСТ 6411-76 При 100°С 50-70 310/-5 Применяют для поршневых паровых машин различного назначения, работающих с перегретым до 400°С (и выше) паром.

 

 

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА

 

Основная функция гидравлических масел (рабочих жидкостей для гидравлических систем) – передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.

Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств.

 

По ГОСТ 17479.3-85 (аналогично международному стандарту ISO 3448) гидравлические масла по значению вязкости при 40С делятся на 10 классов:

Класс вязкости Кинематическая вязкость при 40С, мм²/с
  4,14 – 5,06
  6,12 – 7,48
  9,00 – 11,00
  13,50 – 16,50
  19,80 – 24,20
  28,80 – 35,20
  41,40 – 50,60
  61,20 – 74,80
  90,00 – 110,00
  135,00 – 165,00

 

По вязкостным свойствам гидравлические масла условно делятся на следующие:

маловязкие – классы вязкости с 5 по 15;

средневязкие – классы вязкости с 22 по 32;

вязкие – классы вязкости с 46 по 150.

 

По эксплуатационным свойствам и составу (наличию соответствующих функциональных присадок) гидравлические масла делятся на 3 группы:

Группа масла по эксплуатационным свойствам Группа масла по ISO (зарубежная классификация) Рекомендуемая область применения
А HH Нефтяные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидросистемах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80С
Б HL Предназначены для средненапряженных гидросистем с различными насосами, работающими при давлениях до 2,5 МПа и температуре масла в объеме свыше 80С
В HM Масла для гидросистем, работающих при давлении свыше 25МПа и температуре масла в объеме свыше 90С

 

В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, например МГ-46-В:

«МГ» - минеральное гидравлическое, 46- класс кинематической вязкости, В – группа по эксплуатационным свойствам.

 

Соответствие товарных марок гидравлических масел и обозначений по ГОСТ 17479.3-85

Обозначение по ГОСТ 17479.3-85 Товарная марка
МГ-5-Б МГЕ-4А, Л-3-МГ-2
МГ-7-Б МГ-7-Б, РМ
МГ-10-Б МГ-10-Б, РМЦ
МГ-15-Б АМГ-10
МГ-15-В МГЕ-10А, ВМГЗ
МГ-22-А АУ
МГ-22-Б АУП
МГ-22-В «Р» *
МГ-32-А «ЭШ»
МГ-32-В «А» *, МГТ*
МГ-46-В МГЕ-46В
МГ-68-В МГ-8А
МГ-100-Б ГЖД-14с

 

Марки масел «А», «Р», МГТ, отмеченные в таблице *, отнесены к категории трансмиссионных масел для гидромеханических передач. Однако благодаря высокому индексу вязкости, хорошим низкотемпературным и эксплуатационным свойствам и из-за отсутствия гидравлических масел такого уровня вязкости они также используются в гидрообъемных передачах и гидросистемах навесного оборудования наземной техники.

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, С Область применения
  МГЕ-46В ТУ 38.001347-00 При 100 С ≥6,0 190/-32 Предназначено для гидростатических систем сельскохозяйственной и другой техники, работающей при давлении до 35 МПа с кратковременным повышением до 42 МПа в диапазоне температур от -10 до +80С.
  ВМГЗ ТУ 38.101479-00 При 50 С ≥10,0 При -40 С ≤1500 135/-60 Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50С в зависимости от типа гидронасоса.
  Масло веретенное АУ (ВАУ) ТУ 38.1011232-89 При 40 С 16,0-22,0 При -40 С ≤13000 165/-45 Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от -30…-35С до +90…+100С.
  Марка «А» ТУ 38.1011282-89 При 100 С ≥6,5 175/-40 Используется для всесезонной эксплуатации в гидротрансформаторах и автоматических коробках передач автомобилей ЛАЗ-4202, БелАЗ,ЛиАЗ-677, ГАЗ-13, ГАЗ-14, МоАЗ) при температуре окружающей среды до -30…-35С.

СМАЗКИ

 

Смазки классифицируются по консистенции, составу и областям применения.


Классификация смазок по консистенции

Пластичные и полужидкие смазки Представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок.
Твердые смазки До отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем – дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п.После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

 

Классификация смазок по составу

Мыльные смазки Для получения мыльных смазок в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые, натриевые, калиевые, кальциевые, бариевые, алюминиевые, цинковые, свинцовые и др. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево-кальциевые, натриево-кальциевые и др.) Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла – радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла – радикал природных жирных кислот), например, синтетические и жировые солидолы
Неорганические смазки Для получения данных смазок в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и др. смазки
Органические смазки Для их получения используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и др. смазки
Углеводородные смазки В качестве загустителей в них используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, различные природные и синтетические воски)


Классификация смазок по области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:

Группа смазок Основная область применения Подгруппы
Антифрикционные Снижение износа и трения сопряженных деталей Общего назначения для обычных температур. Общего назначения для повышенных температур, Многоцелевые.
Консервационные Предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и эксплуатации  
Уплотнительные Герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем Арматурные. Резьбовые. Вакуумные.
Канатные Предотвращение износа и коррозии стальных канатов  

 

Ассортимент смазок общего назначения

Марка Стандарт Заменители Рабочий диапазон температур, С Область применения
  Солидол Ж ГОСТ 1033-79 Литол-24, Униол-1 -30…+65 Грубые узлы трения в машинах и механизмах транспортных средств, с/х техники, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п.
  Смазка графитная ГОСТ 3333-80 Солидол Ж, Литол-24 с добавлением 10% графита -20…+70 Узлы трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов; рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи и т.п.
  Смазка 1-13 ТУ 38.5901257-90 Литол-24 -20…+110 Подшипники качения, реже-скольжения; подшипники электродвигателей, ступиц колес устаревших автомобилей и т.п.
  Литол-24 ГОСТ 21150-87 Литол-24РК, Алюмол, Зимол -40…+120 Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и др. передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств и т.п.
  Циатим-201 ГОСТ 6267-74 Эра, Зимол, Циатим-221 -60…+90 Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и др. приборы и точные механизмы.
  Циатим-203 ГОСТ 8773-73 Эра, Зимол -50…+100 Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы и др.
  Циатим-221 ГОСТ 9433-80 ВНИИНП-207, Циатим-221с -60…+150 Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 мин-1, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряженные поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.

Ассортимент узкоспециализированных смазок

Марка Стандарт Заменители Рабочий диапазон температур, С Область применения
  ШРБ-4   Шрус-4, Лимол -40…+130 Шаровые шарниры передней подвески, наконечники тяг рулевого управление автомобилей.
  Шрус-4   № 158 -40…+120 Шарниры равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и др. узлы трения.
  Смазка № 158 ТУ 38.101320-77 Шрус-4, фиол-2У -30…+110 Подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.

 

ТУРБИННЫЕ МАСЛА

 

Предназначены для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов: паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин. Эти же масла используют в качестве рабочих жидкостей в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляционных и гидравлических системах различных промышленных механизмов.

Ассортимент турбинных масел

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, С Область применения
  ТП-22с ТУ 38.101821-83 При 40 С 28,8-35,2 186/-15 Предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также центробежных и турбокомпрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства.
  ТП-30 ГОСТ 9972-74 При 40 С 41,4-50,6 190/-10 Применяют для гидротурбин, некоторых турбо- и центробежных компрессоров.
  ТП-46 ГОСТ 9972-74 При 40 С 61,2-74,8 220/-10 Используют для судовых паросиловых установок с тяжелонагруженными редукторами и вспомогательных механизмов.
  Т22 Т30 Т46 Т57 ГОСТ 32-74 При 50 С 20-23 28-32 44-48 55-59 180/-15 180/-10 195/-10 195/- Масла различаются вязкостью и областями применения. Не содержат присадок. На рынок России поступают в весьма ограниченном количестве. Масло Т22 имеет те же области применения, что и масла ТП-22с и ТП-22Б.

Трансформаторные масла применяют для заливки силовых и измерительных трансформаторов, реакторного оборудования, а также масляных выключателей. В последних аппаратах масла выполняют функции дугогасящей среды.

Условия использования трансформаторных масел

Трансформаторные масла работают в сравнительно «мягких» условиях. Температура верхних слоев масла в трансформаторах при кратковременных перегрузках не должна превышать 95С. Многие трансформаторы оборудованы пленочными диафрагмами или азотной защитой, изолирующими масло от кислорода воздуха. Образующиеся при окислении некоторые продукты (например, гидроперекиси, мыла металлов) являются сильными промоторами окисления масла. При удалении продуктов окисления срок службы масла увеличивается во много раз. Этой цели служат адсорберы, заполненные силикагелем, подключаемые к трансформаторам при эксплуатации. Срок службы трансформаторных масел в значительной мере зависит также от использования в оборудовании материалов, совместимых с масло, т.е. не ускоряющих его старение и не содержащих нежелательных примесей. Для высококачественных сортов трансформаторных масел срок службы без замены может составлять 20-25 лет и более.

Перед заполнением электроаппаратов масло подвергают глубокой термовакуумной обработке. Согласно действующему РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования» концентрация воздуха в масле, заливаемом в трансформаторы с пленочной и азотной защитой, герметичные вводы и герметичные измерительные трансформаторы не должна превышать 0,5 % (при определении методом газовой хроматографии), а содержание воды 0,001 % (мас.доля). В силовые трансформаторы без пленочной защиты и негерметичные вводы допускается заливать масло с содержанием воды 0,0025 % (мас.доля). Содержание механических примесей, определяемое как класс чистоты, не должно быть хуже 11-го для оборудования напряжением до 220 кВ и хуже 9-го для оборудования напряжением выше 220 кВ. При этом показатели пробивного напряжения в зависимости от рабочего напряжения оборудования должны быть равны:

 

Рабочее напряжение оборудования, кВ Пробивное напряжение масла
До 15 включительно  
Свыше 15 до 35 включительно  
От 60 до 150 включительно  
От 220 до 500 включительно  
   

 

Непосредственно после заливки масла в оборудование допустимые значения пробивного напряжения на 5кВ ниже, чем у масла до заливки. Допускается ухудшение класса чистоты на единицу и увеличение содержания воздуха на 0,5 %.

Ассортимпент трансформаторных масел

Марка Стандарт Вязкость, мм² Температура вспышки/застывания, С Область применения
  ТКп ТУ 38.101890-81 При 50С 9 При -30 С 1500 135/-45 Оборудование напряжением до 500 кВ включительно
  Т-1500У ТУ 38.401-58-107-97 При 40С 11 При -30 С 1300 135/-45 Рекомендовано к применению в электрооборудовании напряжением до 500 кВ и выше.
  ГК ТУ 38.1011025-85 При 50С 9 При -30С 1200 135/-45 Обладает хорошими диэлектрическими свойствами, высокой стабильностью против окисления и рекомендовано к применению в электрооборудовании высших классов напряжения.
  ВГ ТУ 38.401978-98 При 50С 9 При -30С 1200 135/-45 Обладает хорошими диэлектрическими свойствами, высокой стабильностью против окисления и рекомендовано к применению в электрооборудовании высших классов напряжения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...