Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.




НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов

высших педагогических учебных заведений

 


 

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой анатомо-физиологических основ дефектологии МПГУ Т. М. Уманская;

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой олигофренопедагогики, декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б. П. Пузанов

Смирнов В. М.

Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

В пособии рассмотрены общие закономерности функционирования центральной нервной системы (ЦНС) детей и подростков, нейронная организация ЦНС, механизмы возбуждения и торможения нейронов ЦНС, медиаторы и их физиологическая роль, рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Содержатся материалы по общим закономерностям высшей нервной деятельности (ВНД) и их особенностям у детей и подростков: об условном рефлексе как элементе ВНД, механизмах памяти и научения, осознаваемой и подсознательной деятельности мозга и др.

Учебное пособие может быть полезно также студентам любых вузов, где изучается физиология человека.


ОТ АВТОРА

 

Книга содержит материалы о механизмах и типах регуляции функций организма, надежности физиологических систем. Подробно описаны общие закономерности возбуждения и торможения нервных клеток, взаимодействие нейронов и отделов центральной нервной системы (ЦНС), иерархия функций различных отделов ЦНС, процессы созревания ЦНС и соответствующих функций организма. Рассмотрены современные и классические представления о высшей нервной деятельности зрелого и развивающегося организма в онтогенезе в сравнительном аспекте.

Особенностью пособия является то, что в нем уделено внимание дискуссионным вопросам в области физиологии и представлена обоснованная точка зрения автора. В тексте это выделено мелким шрифтом в виде пояснений. Материал подан в форме подробных, четких, логически обоснованных рубрик, что позволило компактно представить его большой объем и обеспечить легкое усвоение. Построение книги таково, что изучение предыдущего раздела будет способствовать усвоению содержания следующего.

Учебное пособие может быть использовано также в любых вузах, где изучается физиология, поскольку в нем изложены устоявшиеся современные сведения о физиологии возбудимых тканей и соответствующих систем организма, общие закономерности деятельности сенсорных систем.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АД - артериальное давление

АРД - акцептор результата действия

АТФ - аденозинтрифосфат

БДГ - быстрое движение глаз

ВНД - высшая нервная деятельность

ВНС - вегетативная нервная система

ВП - вызванный потенциал

ВПСП - возбуждающий постсинаптический потенциал

ГР - гормон роста

ГЭБ - гематоэнцефалический барьер

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота

КГР - кожно-гальванический рефлекс

КОМТ - катехол-О-метилтрансфераза

КУД - критический уровень деполяризации

ПД - потенциал действия

ПП - потенциал покоя

РНК - рибонуклеиновая кислота

ТПСП - тормозной постсинаптический потенциал

ФРН - фактор роста нервов

ЦНС - центральная нервная система

ЭМГ - электромиограмма

ЭОГ - электроокулограмма

ЭЭГ - электроэнцефалограмма


ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических периода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зрелости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и условий развития организма. Меняется среда обитания: водная - на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха - начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период - возраст от 12 до 16 лет - характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития.

Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П.Гундобина, которую мы приводим с некоторыми изменениями и дополнениями.

А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.

1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес).

2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...