Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало школьного естествознания в России и методики его обучения




Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII в. – в период реформирования народного образования в 1782-1786 гг. Тогда же в 1783 г. была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей.

В 1782 г. для организации русской общеобразовательной школы из Австрии был приглашен директор народных училищ, серб Фёдор Иванович Янкович де Мириево. Он был известен как опытный создатель школ. По плану школьной реформы, составленному Янковичем, в городах создавались народные училища двух типов: главные – 5-летние и малые – 2-летние. Предмет ≪Естествознание≫ вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашён Василий Фёдорович Зуев.

В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием ≪Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя≫. Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.

Названный учебник состоит из двух частей (книг) и разделяется на три отдела: ≪ Ископаемое царство≫ (неживая природа), ≪Прозябаемое царство ≫ (ботаника) и ≪Животное царство≫ (зоология). Во времена Зуева растения называли прозябениями, считалось, что они ≪промерзают≫ в зимнее время, отсюда название – ≪прозябаемое царство≫.

В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их ≪клеточном» строении, затем следует научное описание отдельных представителей растительного царства. Интересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система К. Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека: вначале характеризуются деревья и кустарники, далее ≪цветки≫, т.е. некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения (≪огородная зелень≫), культурные злаки (≪нивянная зелень≫) и луговые растения (≪луговая зелень≫), в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах. Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образа жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: ≪По строению тела человек – подобное прочим зверям животное≫.

В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространённых в других регионах Земли. Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала.

Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой большой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и животным, т.е. сведения из области экологической науки, которая находилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития.

Безусловно, это было связано с направленностью собственных естественно-научных работ и путешествий В.Ф. Зуева. Следует отметить, что в 1783 г. он задумал создать для Академии наук работу под названием ≪О температуре тела животных в зависимости от окружающей среды≫. Однако в связи с обследованием школ России и работой над учебником задуманный экологический труд не был написан, но о его содержании можно судить по программе, сохранившейся в архивах академии. Зуев предполагал ≪определить внутреннюю и внешнюю температуру у различных животных, наблюдаемую в различных странах света, отметить её пределы, сверх которых природа никому из них никогда жить не позволяет, установить теорию о теплоте у животных в целом, проверить её внутренними и внешними экспериментами, поставленными как над наземными, так и над водными и воздушными животными≫. Этим экологическим сведениям, многие из которых были включены в содержание учебника для народных училищ, он придавал большое значение.

≪В.Ф. Зуев, – пишет о нём Б.Е. Райков (1960), – способный и энергичный молодой человек, натуралист, изучавший природу и в сибирской тайге, и в степях Новороссийска, путешественник, объехавший отдалённые углы своей родины, ученый, много знавший, и педагог, умевший хорошо передавать свои знания, был драгоценным приобретением для учительской семинарии. Молодой академик пользовался там большим влиянием и с интересом отдался делу педагогического руководства≫.

Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая берёзу, он сообщает, как изготовить хороший дёготь, на примере липы – как приготовить из неё мочало, даёт совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды и что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественно-научной грамотности для человека в его повседневной и трудовой жизни.

Учебник В.Ф. Зуева ≪Начертание естественной истории...≫ стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников автора) и методистов наших дней.

Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нём есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде беседы), какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. В.Ф. Зуев пишет: ≪При обсуждении какой-либо вещи учитель показывает оную в натуре или, по крайней мере, на картине, почему при каждом народном училище в сем классе нужно стараться иметь таковых собрание, которые в натуре, которые в рисунках≫. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в 1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе на протяжении более 40 лет.

Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользовались недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способствовал применению знаний в практической жизни (т.е. готовил учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живущих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необходимости бережного отношения к натуральным объектам окружающей среды. Этими идеями В.Ф. Зуев руководствовался при подготовке учителей для народных училищ в учительской гимназии. Эти же идеи были главными и в стихотворных публикациях (поэмы на методические темы) в основанном Зуевым в 1785 г. журнале под названием ≪Растущий виноград, издаваемый главным народным училищем города святого Петра≫.

Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, а затем к рассмотрению животных и человека), монографическое описание изучаемых объектов, роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественно-научных знаний (связь обучения с жизнью), наконец, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.

Таким образом, академик В.Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается её основателем.

Дальнейшее становление и развитие методики обучения биологии как науки связаны с творческой деятельностью ряда выдающихся педагогов-естественников, учителей и методистов-биологов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...