Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В целях обеспечения единства требований и объективности в оценивании учащихся разработаны критерии оценок




(Из опыта работы учителей технического труда):

балл «5» — выполняются все требования, причем точность раз­меров изделия колеблется в пределах 1/3 поля допуска;

балл «4» —в ответах допускаются неточности, которые само­стоятельно исправляются учащимися; точность размеров изделия колеблется в пределах 1/2 поля допуска; норма времени превышает установленную на 10...15%; имеют место отдельные случаи не­правильного выполнения трудовых приемов, нарушения правил безопасного труда и организации рабочего места, которые не по­вторяются после замечания учителя;

балл «3» — в ответах допускаются неточности, которые исправ­ляются с помощью учителя; точность размеров изделия колеблет­ся в пределах поля допуска; норма времени выше установленной на 20% и более; имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, правил безопасного труда и организации рабо­чего места, которые повторяются после замечания учителя;

балл «2» — ответы свидетельствуют о незнании учащимися основных положений учебного материала; точность размеров изде­лия выходит за пределы поля допуска; многократно нарушаются правила безопасного труда и организации рабочего места; тру­довые приемы выполняются неправильно;

балл «1» —учащийся не знает учебного материала, допустил неисправимый брак.

Вполне понятно, что не всегда все критерии оценок оказыва­ются на одном уровне. Например, устный ответ учащегося заслу­живает балла «5», качество изделия —«4», а выполнение трудовых приемов-— «3». В таком случае оценка выставляется как средний балл.

Отметки по отдельным показателям деятельности учащихся и общие отметки заносятся в специальный журнал.

Рассмотрим эти требования (критерии) более подробно:

1. Точность обработки. Точность - требование, которое сопровождает изготовление любой продукции, в том числе продукции машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.

Учитывая положительное влияние требований точности на ход занятий, учителя технологии должны самостоятельно разрабатывать эти требования, обобщая опыт своей работы. Требования должны определяться отдельно для каждой трудовой операции с учет­ом того, в каком классе она выполняется.

Для технического труда. В настоящее время приходится пользоваться лишь ориентировочными требованиями к точности обработки, которые подлежат дифференциации учителями технологии применительно к каждой трудовой операции. Исследования показали, что

· для VI класса к концу первого полугодия точность изделий может быть в пределах ±1-2 мм;

· для VII класса от ±0,3 до ±0,4 мм (металл) и от ±0,5 до ±0,8 мм (древесина);

· для VIII класса от ±0,1 до ±0,2 мм (металл) и от ±0,2 до ±0,3 мм (древесина);

· для IX класса +_0,1 мм

Поле допуска устанавливается с таким расчетом, чтобы оно охватывало типичные отклонения от заданной точности размеров, допускаемые учащимися.

Для обслуживающего труда при определении технологических допусков на ровность строчки, ширину шва, длину стежка и т.п. используются ГОСТы «Изделия швейные. Методы контроля качества».

2. Норма времени. По поводу нормирования существует точка зрения, что ограничивать выполнение трудового задания во вре­мени следует лишь после того, как учащиеся овладевают приема­ми выполнения трудовых операций. При этом исходят из того, что учащиеся не могут одновременно следить за качеством выполнения работы и стремиться выполнить ее в определенный срок и что при введении нормы времени на первом этапе обучения количественные показатели повышаются за счет качества. Однако наблюдения за работой учащихся V—VI классов показывают, что введение нормы времени заставляет учащихся уделять большое внимание точности и соблюдению других технических требований.

В практике работы промышленных предприятий применяются два основных метода нормирования труда: опытно-статистический и расчетно-аналитический.

Для уроков технологии более приемлем опытно-статистический метод нормирования. Он основан на субъективном опыте того лица, которое ведет нормирование, либо на опыте выполнения аналогичных работ.

Очень важным является то обстоятельство, что учащиеся V—VII классов значительно различаются по своему физическому развитию, а физическое развитие нельзя не учитывать при нормировании труда. В таких условиях трудно установить единые нормы времени, при­емлемые для всех школ. Поэтому нормирование труда возлагается на учителя, т. е. применяется опытно-статистический метод нормирования.

При определении нормы времени очень важно правильно установить время для отдыха. Организм школьника находится в стадии развития и поэтому не может подвергаться длительным физическим нагрузкам. Поэтому нужно установить не только время отдыха, но и порядок чередования отдыха с работой, а также темп работы. Все перечисленные элементы режима работы определяются учителем на основании наблюдения за работой учащихся в зависимости от характера их деятельности.

3. Знания учащихся. Практическая работа учащихся строится с опорой на их знания. Поэтому при оценке деятельности подростков необходимо учитывать, в каком объеме и насколько глубоко усвоен ими программный материал.

4. Правильность выполнения трудовых приемов (соблюдение технологии). Трудовая операция состоит из приемов, каждый из которых выработан многолетней практикой и выполняется в такой последовательности и при такой конструкции составляющих его движений, которая обеспечивает наименьшую затрату физического труда рабочего и в то же время наибольшую производительность. Поэтому указания по хватке инструмента, рабочей позе, положению инструмента относительно обрабатываемой поверхности должны строго выполняться учащимися. Умение правильно выполнять трудовые приемы оценивается учителем.

5. Организация рабочего места. Опыт работы показал, что в правильной организации рабочего места кроются большие резервы для повышения производительности труда. Именно поэтому с первых занятий по технологии это­му вопросу уделяется большое внимание. Умением правильно организовать свое рабочее место характеризуется в значительной мере уровень трудовой культуры учащихся.

6. Соблюдение правил безопасности труда. Работа в мастерских сопряжена с опасностью травматизма, если нарушаются пра­вила, обеспечивающие ее безопасность.

Возможность нарушения правил безопасной работы учащимися весьма реальна, так как они зачастую проявляют свойственную своему возрасту беспечность в надежде на то, что «ничего не слу­чится». Необходимо снижать оценку тем учащимся, которые нару­шают правила безопасности, связанные с эксплуатацией обору­дования и инструментов, правила безопасного выполнения трудо­вых приемов и др.

 

По критериям оценки есть и другие наработки, например В.П.Беспалько

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умение применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материалаКу. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов:

Ку = N/K

Где N – количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

K – общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

«3» ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > 0,7)

«4» ставится за 80-90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9)

«5» ставится за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...