Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины нарушения памяти (амнезия).




Нарушения памяти очень разнообразны. При­чины тех или иных расстройств памяти вы­явлены благодаря многочисленным клини­ческим наблюдениям больных с различными повреж­дениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологи­ческих тестов.

В последующих работах отечественных и зарубеж­ных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памя­ти больных с разными повреждениями мозга разли­чают амнезии частные и общие.

Частными амнезиями называют те формы рас­стройства памяти, при которых наблюдаются изби­рательные нарушения какой-либо специальной памя­ти — зрительной, слуховой, тактильной. Эти формы памяти нарушаются в результате повреждений опре­деленных областей наружной части больших полуша­рий мозга. Среди этих нарушений встречается ам­незия на слова — больные затрудняются назвать предметы, назначение которых хорошо понимают. Вместо слова «карандаш» они говорят «то, чем пи­шут», вместо слова «ложка» — «то, чем едят». Встре­чается форма избирательного нарушения памяти на зрительные образы, т.е. на представление их в па­мять. Теряется способность узнавать предметы, лица друзей, знакомых и даже родственников. Иногда больной узнает знакомого человека, но относится к нему не так, как раньше, что указывает на наруше­ние эмоциональной памяти. Своеобразная форма локального нарушения памяти — расстройство дви­гательных навыков. Больной или больная разучи­ваются пользоваться ложкой или вилкой, застеги­вать пуговицы и тому подобное, хотя способность к движениям и мышечная сила сохраняются. Ина­че говоря, разрушаются не движения вообще, а вы­работанные опытом навыки.

К общим амнезиям относятся общие расстрой­ства памяти независимо от дальности воспринятой информации. Такого рода нарушения памяти свя­заны с повреждениями более глубоких структур мозга. К числу общих амнезий относится так назы­ваемый корсаковский синдром, который впервые наблюдал Корсаков у больных с алкогольным пара­личом и подробно описал в диссертации, опублико­ванной в 1887 году. Больные теряют способность фиксировать в памяти текущие события, в то время как память на отдаленные события, сообразитель­ность, остроумие, находчивость у них сохраняются. Характерные симптомы для корсаковского синдрома — потеря ориентировки во времени и пространстве, неспособность запоминать хроно­логический порядок развертывания событий. Пер­воначальные наблюдения указанного синдрома расстройства памяти были сделаны на больных хроническим алкоголизмом. Однако последующие клинико-психологические исследования больных, проведенные А.Р.Лурией, А.М.Вейном, Л.Т.Попо­вой, Н.К.Киященко (СССР), Барбизи (Франция), Талландом (США) и другими, показали, что корса­ковский синдром наблюдается и при травмах, ин­фекциях, интоксикациях, опухолях, инсультах. В этих случаях повреждение локализуется в определен­ных областях мозга, составляющих так называемую лимбическую систему. К общим амнезиям относятся также прогрессирующие амнезии, обусловленные со­судистыми заболеваниями мозга и его атрофией. К их числу относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства па­мяти, связанные с атеросклерозом.

Для прогрессирующих амнезий характерно по­степенное нарастание симптомов. Вначале наруше­ния памяти сказываются лишь на фоне глубокого утомления и выражаются в забывании малознача­щих событий, новых имен, дат. Со временем они становятся более значительными и бросаются в гла­за благодаря повторению одних и тех же вопросов, рассказов. Длительные наблюдения за развитием про­грессирующих амнезий выявили определенную последовательность в нарастании их симптомов. Оказалось, что вначале нарушается память о недав­нем прошлом. Затем теряется способность локали­зации событий во времени: давно прошедшие собы­тия кажутся ближе к настоящему и наоборот. Потом существенно расстраивается память всех представ­лений, но еще сохраняется эмоциональная память, или память чувств, в частности симпатий и антипа­тий. Постепенно исчезает и эта память, но остается память привычек. Человек, комбинируя слова с представлениями, сохраняет еще свойственные ему привычки, движения, исчезновение которых гра­ничит с полным распадом личности.

К общим амнезиям относится также посттравматическая ретроградная амнезия, при которой выпадает память на события, предше­ствовавшие получению травмы. Иногда при пост­травматической амнезии выпадение памяти рас­пространяется и на последующий период выхода больного из бессознательного состояния. Такая форма посттравматической амнезии называется антероградной. По своему характеру она напоми­нает корсаковский синдром. Обе эти формы амне­зии со временем проходят, поэтому их называют преходящими. Преходящие амнезии наблюдаются не только после физической, но и после сильной моральной травмы. Описаны случаи возникнове­ния длительной амнезии после обмороков. Извест­ны случаи острой и подострой амнезии, возникаю­щей при различных заболеваниях (туберкулезе, раке, истощении после тяжелых инфекционных за­болеваний, воспалений, желтухе, при отравлениях мышьяком, свинцом и т.д.) После выздоровления память обычно восстанавливается. Врожденные формы амнезии нельзя рассматривать как расстрой­ство памяти, ибо при этом происходит не потеря памяти, а недостаточное ее развитие. Психическое недоразвитие у детей при легких его формах выяв­ляется обычно лишь в 7—10-летнем возрасте, а до этого многие родители не замечают отклонений в развитии детей, так как предъявляют к ним незна­чительные требования. Лишь в начале школьного обучения, когда выясняется, что ребенок не может удержать в памяти элементарных знаний, это при­влекает внимание родителей и педагогов и застав­ляет обратиться к врачу.

Причины психического недоразвития могут быть различными. Иногда они связаны с патологией беременности, с осложнениями после родов, с на­следственными нарушениями обмена веществ, с наличием так называемого резус-фактора у родителей и другими обстоятельствами. Одна из причин психического недоразвития детей — употребление матерями во время беременности алкоголя, нарко­тиков и табака. Алкоголизм отцов также оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. При сравнительном анализе частоты неврологи­ческих и психических заболеваний было найдено, что у детей, имеющих отцов-алкоголиков, задерж­ки психического развития, дефекты речи и другие психические заболевания встречаются в 1,5—2 раза чаще, чем в нормальных семьях. Еще больший про­цент умственно отсталых детей встречается при алкоголизме матерей. Наряду с ослаблением памя­ти (амнезией) известны единичные случаи гиперам­незии, или избыточного воспоминания. Встречают­ся они чаще всего в патологии при лихорадочных состояниях, чрезмерном возбуждении. Описаны случаи, когда люди, находившиеся в критических ситуациях, в короткие мгновения воскрешали в па­мяти воспоминания почти всей жизни.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...