Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Методы восстановления памяти при амнезии




В опытах были получены факты, которые невозможно объяснить, оставаясь в кругу представлений временной организации памяти – действие амнестических агентов не приводит к физическому уничтожению следов памяти, о чём свидетельствует обнаружение спонтанных восстановлений энграммы (восстановлений специально разработанными методами). Кроме того, продемонстрировано развитие ретроградной амнезии для «старых», заведомо прошедших период консолидации энграмм.

2.1. Спонтанное восстановление памяти

Факты о спонтанном восстановлении памяти после действия амнестического электрошока были известны ещё в 50-е гг. (см. в [Греченко, 1979]). Сообщалось о восстановлении навыка после применения электрошока при обучении животных пробегать Т-лабиринт. Восстановление памяти было обнаружено и после применения множественных электрошоков: через 4 дня развивалась ретроградная амнезия, но в следующих проверках, которые выполнялись через 30, 60 и 90 дней после обучения, обнаружено полное восстановление следа памяти. Восстановление следа памяти характеризуется градуальностью. Так, спонтанное восстановление энграммы, сформированной при обучении с одной попытки, наблюдается уже при тестированиях через 3, 48 и 24 ч. Полное восстановление энграммы происходит через 48 ч.

Результаты, полученные многими исследователями, показывают, что динамика восстановления памяти может быть чрезвычайно сложной. Например, при тестированиях состояния памяти через 24, 48 и 72 ч, через 1, 2, 4 и 6 недель восстановление энграммы обнаружено через 48 ч, 1 и 4 недели, а через 24 и 72 ч и 2 и 6 недель показана ретроградная амнезия (каждая группа животных подвергалась тестированию только один раз) (см. в [Греченко, 1979]).

 

2.2. Восстановление памяти методом напоминания

В работе Р.Дж. Коппенаала и др. [Koppenaal et al., 1967] был впервые применён метод «напоминания». Он заключается в том, что перед тестированием сохранения навыка животным предъявляли электрическое раздражение, сила которого значительно меньше силы «наказания», которое применяли при обучении, и не обладает дополнительным обучающим эффектом. Восстанавливающее действие «напоминания» не зависит от интервала времени между тестированием и предъявлением «напоминания». «Напоминание» обладает специфическим действием в отношении повторной активации энграммы, сформированной в предыдущем обучении, а затем депрессированной электрошоком. Показано, что обстановка, в которой животное находится после эксперимента, может выполнять роль «напоминания». Обнаружено также, что «наказание» и «напоминание» могут иметь разную физическую природу [Греченко, 1979; Кругликов, 1981].

Результаты опытов подтверждают, что электрошок переводит энграмму в латентное состояние. «Напоминание» может выполнять функцию стимула, активирующего энграмму.

2.3. Восстановление памяти методом ознакомления

Если перед обучением животное поместить в экспериментальную камеру и дать возможность свободно передвигаться по ней, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает [Miller et al., 1969]. Опыты показали, что существует оптимальное время пребывания животных в экспериментальной камере до обучения. Это влияние на устойчивость следа памяти получило название эффекта «ознакомления». Применение «ознакомления» в экспериментах по изучению стабильности следа памяти оказалось эффективным способом восстановления энграммы после применения амнестического воздействия и предоставило новые факты, которые не могли получить объяснения с позиций концепции временной организации памяти.

В экспериментах показана эффективность «ознакомления» для задач, мотивированных страхом и голодом. Применение этого метода привело к сокращению времени от момента завершения обучения до применения амнестического электрошока, вызывающего ретроградную амнезию. Оно уменьшилось до 200 мс. Но и при столь малом интервале времени предварительное «ознакомление» животных с экспериментальной камерой приводило к предотвращению нарушения памяти.

Результаты применения специальных методов восстановления памяти, депрессированной применением амнестических агентов, показывают, что ни один из известных в настоящее время агентов не может полностью разрушить однажды сформированный след памяти, а причина ретроградной амнезии заключается в нарушении воспроизведения энграммы.

2.4. Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти

Обнаружено, что после перехода памяти в долговременное хранение можно вызвать ретроградную амнезию. В опытах изучали действие электрошока на навык, сформированный несколько дней назад. Перед применением амнестического воздействия производилась реактивация энграммы – для этого применялось «напоминание» (см. ранее). Тестирование показало развитие ретроградной амнезии для «старого» следа памяти. Результаты экспериментов приводят к предположению о том, что для амнестического воздействия досягаемы следы памяти, находящиеся в момент применения агента в активном состоянии, которое характеризует готовность энграммы к воспроизведению. Развитие ретроградной амнезии повторно активированной энграммы показано во многих работах, выполненных на животных и на людях [Mactatus, 1979]. Следы «старой» памяти, реактивированной экспозицией установки, в которой проводилось обучение, также чувствительны к действию амнестического агента. Новая энграмма депрессируется только действием сильного амнестического агента. Уязвимость следа памяти определяется его состоянием.

Японские ученые нашли способ восстановления памяти при амнезии.

Японские ученые смогли излечить мышей от амнезии, восстановив с помощью света утраченные воспоминания. Новое исследование помогло разрешить давний спор нейрофизиологов о природе памяти: ретроградная амнезия (связанная с травмами и болезнью Альцгеймера), видимо, вызывается не непоправимым ущербом для клеток мозга, а лишь блокировкой доступа к невредимой памяти.

Коллектив ученых во главе с лауреатом Нобелевской премии по медицине Судзуми Тонегавой (Susumu Tonegawa) хотели выяснить, возможно ли вернуть воспоминания, «выбитые» из мозга химическими средствами. Для этого они подвергали удару током мышей, помещенных в клетку, в результате чего у них выработалась защитная реакция (замирание). Через некоторое время грызуны начали замирать при попадании в клетку даже в отсутствие неприятного стимула. Затем части мышей ввели препарат анизомицин, тормозящий синтез белков. Тем самым он ослабил синаптические связи и способствовал амнезии.
Другие мыши (контрольная группа) получили безвредный солевой раствор. Как и ожидалось, при попадании в клетку у мышей со стертой памятью не включалась защитная реакция.
Потом, чтобы выяснить, исчезла ли память об электрошоке из мозга подопытных мышей (или просто оказалась заблокированной), ученые обратились к оптогенетике – возбуждению светом клеток мозга, которым с помощью генной инженерии придали светочувствительность.

Нейрофизиологи выборочно активировали нейроны, отвечавшие за память о неприятном опыте, – но уже поместив мышей в другую клетку. Оказалось, что мыши с амнезией замирали так же часто, как и грызуны из контрольной группы, несмотря на то, что забыли о своем пребывании в помещении с электрошоком.
Ученые объясняют это явление тем, что за создание (кодирование) и извлечение воспоминаний отвечают различные процессы. В период обучения (создания памяти) связи между клетками в различных участках мозга укрепляются настолько, что для их хранения нет необходимости в усилении синаптических связей – в отличие от извлечения.

Таким образом, существует возможность вернуть утраченную в результате травмы или болезни память.
«При ретроградной амнезии память не стирается – просто теряется доступ к ней. Наши результаты призваны стимулировать новые исследования по биологии памяти и ее восстановлении в клинических условиях», – отмечает Тонегава.

2.5 Основное положение теории активной памяти

Основные положения концепции активной памяти заключаются в следующем.Память выступает как единое свойство, т.е. не существует разделения на кратковременную и долговременную. Временной градиент ухудшения памяти показывает влияние на воспроизведение энграммы. При обучении фиксация памяти происходит во время обучения. Динамика научения отражает и динамику фиксации памяти. Память существует в активной форме, готовой к реализации в данный момент времени, и в пассивной – не готовой к непосредственному воспроизведению. Воспроизведение энграммы, извлечённой из активной памяти, может блокироваться применением амнестического агента. В этом заключается причина ретроградной амнезии. Ретроградная амнезия возникает только для энграмм, находящихся в активном состоянии в момент применения амнестического агента. Активная память – совокупность активных энграмм. О состоянии энграммы можно судить только по результатам воспроизведения. Активная энграмма существует на уровне электрической активности нейронов (доказательством являются опыты по ретроградной амнезии – страдает след памяти, только что сформированный или реактивированный и потому имеющий электрофизиологический эквивалент). Электрошок изменяет электрическую активность нервных клеток, и воспроизведение энграммы по этой причине становится невозможным. В опытах на отдельных нейронах показано, что электрошок приводит к нарушениям процессов электрогенеза и потере химической чувствительности, что вызывает нарушение функции коммуникации между нейронами. Электрошок не только дезорганизует паттернизированную электрическую активность – он нарушает функциональную целостность электровозбудимой мембраны. Следует отметить, что изменения активности нейронов носят временный характер. После восстановления нормальной электрической активности нейронов происходит и восстановление памяти. Для воспроизведения энграммы нужна нормальная электрическая активность. После применения амнестических агентов след памяти не воспроизводится, потому что нарушены средства его выражения – электрические процессы определённых нейронов, участвующих в воспроизведении энграммы.

Организация активной памяти. Вся память рассматривается как постоянная и долговременная. Некоторая часть долговременной памяти становится активной в требуемый ситуацией момент времени. Другая её часть находится в латентном или неактивном состоянии и потому является недоступной для реализации. В зависимости от условий формирования энграммы новые следы памяти могут поступать в хранение в активном или неактивном состоянии (см. ранее). Активная энграмма – след памяти, находящийся в состоянии, готовом для реализации в поведении и существующий на уровне электрической активности определённых нервных элементов. Часть энграмм в требуемые ситуацией моменты времени реактивируется и переходит в активное состояние, доступное для актуализации. Реактивация может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. О состоянии энграммы можно судить только по результатам тестирования.

Долговременная память организована в систему, в которой вновь приобретённый опыт занимает определённое место. Память усиливается и дополняется в течение всей жизни. Если новая энграмма вошла в систему памяти, то для её актуализации достаточно не только её непосредственной активации, но и активации через «подсказку». Память проявляется в возможности модифицировать поведение в зависимости от прошлого и настоящего опыта. Всякий раз повторно активированная энграмма отличается от неё самой, воспроизведённой на другом отрезке времени в прошлом (см. гл.14).

Концепция состояний памяти свободна от условного деления на кратковременную и долговременную и потому может объяснять феномены, которые остаются непонятными с точки зрения временного подхода к организации памяти. То, что принято называть кратковременной памятью, является активной частью памяти, в которой в определённых ситуациях доминирует вновь приобретённый опыт. Именно поэтому законы, сформулированные исследователями для кратковременной памяти, остаются справедливыми, так как они характеризуют новую часть активной памяти.

 

Вывод

В качестве вывода можно сказать что воспоминания действительно остаются, но они блокируются. Ученые уверяют, что смогут восстановить любую память, если не было повреждения головного мозга, затронувшего ее. Однако рано говорить о подобных выводах, поскольку амнезию они вызвали искусственно при помощи препарата, а также эксперимент проводился только на мышах.


Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс -- процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

В курсовой работе изучили некоторые общие сведения о памяти и амнезии, Временную организацию памяти, основные процессы памяти, рассмотрели виды нарушений и методы восстановления памяти при амнезии.

Решили такие задачи как: выявление общих сведений о памяти и амнезии, определили виды памяти и амнезии, их причины, уточнили методы восстановления памяти при амнезии.

Проблема восстановления памяти до сих пор относится к числу нерешенных и все серьезные исследования в данной области вызывают интерес у специалистов – неврологов всего мира. Недавнее заявление японских врачей и ученых о том, что они разработали метод, позволяющий восстанавливать память человеку, было встречено с определенной долей недоверия – слишком уж заманчиво было бы быстро и эффективно решить данную проблему вне зависимости от причин, вызвавших потерю памяти.

Эксперименты, проведенные на мышах, состояли в первоначальном лишении их памяти при помощи специальной инъекции, вызывающей ретроградную амнезию. После этого было проведена инновационная процедура воздействия на нервную систему, включающая прямые взаимодействия с нейронами и применение препаратов, улучшающих память. Подробности процедуры умалчиваются из коммерческих соображений. В настоящее время проводятся апробирование данной методики на людях, после завершения которого она может быть представлена и запатентована. Заявление японцев вызвала пристальное внимание и интерес,как со стороны специалистов – неврологов, так и со стороны коммерческих структур, поскольку до настоящего момента справиться с амнезией не удавалось.


Литература

1.Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Ю.И. Александрова. Серия «Учебник нового века». - СПб.: - 2003. - 496 с

2.Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс.-М.: ЕАОИ, 2011. -207 с.

3. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: учебное пособие.- СПб.: Речь, 2005 - 291 с.

4. Гамезо М.В. Общая психология: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007, -352 с.

5. Глуханюк Н.С. Общая психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 2005, -368 с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 366 с.

7. Дубровина Н. И. Нейрохимические механизмы воспроизведения следа памяти при его нарушениях: автореферат дис. - Новосибирск, 2000. – 36 с.

8. Журавлева А.Л., Корж Н.Н. Междисциплинарные исследования памяти. –М.: Ин-т Психологии РАН,2009. – 281 с.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. -244 с.

10. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. Киев: Наука,2007. - 136 с.

11. Козловский С. А. Психофизиологические механизмы сохранения зрительных образцов в рабочей памяти: диссертация. – М., 2004. – 171 с.

12. Лисняк М.А. Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 216 с.

13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие. – М.: Academia, 2013. – 106 с.

14. Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 559 с.

15. Николаева Е. И. Психофизиология: учебник – 3-е изд. – М.: Per Se, 2008.- 621 с.

16. НурковаВ. В. Психология: учебник / Под ред. Березанская Н. Б. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.

17. Образцова Е. Р. Нейрофизиологический анализ посттраматического корсаковскогосиндрома: автореферат дис. – М., 2007. – 24с.

18. Петровский А.В. Психология: учебник. -М.:Академия, 2000. -512 с.

19. Польской А.С. Как улучшить свою память.- Минск: Харвест, 2002. -334 с.

20. Рогов Е.И. Общая психология.- М.: Владос, 2003, - 448 с.

21. Тихомиров О.К. Психология. Учебник. / Под ред. О.В. Гордеевой, М.: Высшее образование, 2006.- 538 с.

22. Шостак В.И. Психофизиология: учебное пособие – Изд. 2-е.- СПб.: ЭЛБИ_СПб, 2009.- 350 с.

23. Tomás J. Ryan, Dheeraj S. Roy,.Michele Pignatelli,Autumn Arons,Susumu Tonegawa, Engram cells retain memory under retrograde amnesia, Science, 2015, 1003-1007 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...