Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 4. Тема: арт-терапия в работе с проблемными детьми. В. 2. Арт-терапия с детьми, имеющими трудности развития




Лекция № 4.

ТЕМА: АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

План:

1. Арт-терапия с агрессивными детьми.

2. Арт-терапия с детьми, имеющими трудности развития

 

Арт-терапия при работе с агрессивными детьми имеет колоссальное значение.

На первый взгляд кажется, что провести с ребенком беседу, наказать его гораздо проще. Но! Правильно организованная арт-работа дает потрясающие положительные результаты.

Во всех случаях проявления агрессии со стороны ребенка работа учителя заключается прежде всего в том, чтобы научить его не совершать те действия, которые неприемлемы, то есть наносят вред другим людям и самому ребенку. Если это невозможно, то каждый раз следует не давать ребенку совершать такие действия. А если и это невозможно, то нужно попробовать сформировать у ребенка ощущение, что если он совершает такие действия, то это нехорошо.

Понятно, что подобные цели не достигаются нравоучениями и запретами даже при взаимодействии с обычным ребенком, не имеющим трудностей. Важны ваши действия. Можно схватить руку ребенка и удержать, можно его отвлечь, если он способен переключаться, таким образом, можно, наоборот, найти приемлемую форму выражения агрессии или придать ей иной смысл, и это переключит ребенка.

Все зависит от того, с чем связана агрессия ребенка, в чем она проявляется. Есть дети, которые не справляются со своими чувствами, не умеют их выражать. Таких детей нужно учить способам выражения, не наносящим вред другим детям, близким. Если ребенок сердится, то это не значит, что он может кусаться, щипаться, дергать за волосы, кидать предметы. Можно научить ребенка, когда он недоволен, крикнуть: «Я сержусь! » или ударить руками по парте: «Вот как сильно я сержусь! ». Чем сильнее сердится, тем громче, больше раз хлопнуть по парте. Внимание ребенка при этом переходит на руки и переключается на то, сколько раз он хлопнул, достаточно ли громко. Такое действие дает разрядку, никому не вредит, а еще ребенок учится соизмерять силу удара и болевые ощущения от него. (В классе перед уроком, если дети ведут себя шумно и вы хотите, чтобы они сосредоточились, предложите им выполнить простые упражнения с руками: поднять руки вверх, повернуть ладошками друг к другу, вверх, вниз, спрятать их под парту, положить на колени и т. д. ).

Очень важен индивидуальный подход. Один ребенок очень чувствителен и будет переживать проявления собственной агрессии очень сильно. Другой почти не переживает. Его можно и нужно наказать.

Некоторые дети специально «хулиганят», чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого. Они не умеют иначе общаться и компенсируют свою потребность во внимании таким образом. Это не есть собственно агрессия. Бывают случаи, когда агрессивным действиям ребенка стоит придать иной смысл, чем тот, который ребенок первоначально вкладывал. В этот момент происходит переключение ребенка. А ситуация проявления агрессии не фиксируется. Например, возбужденный ребенок начинает подкидывать игрушки. Можно сказать: «У нас град из кубиков пошел. А теперь молния сверкает». Даете ему фонарик, и он начинает им мигать, словно это молния, и дальше уже играет с фонариком.

Вообще дети должны учиться просить прощение.

Есть дети, которых дома бьют, с которыми постоянно очень строги и холодны. Такие дети признают только силу и страх перед ней. С такими детьми трудно. Они находятся как бы в другой системе координат. У них нет чувствительности к другому человеку. Пока им не покажешь, что ты сильнее, они будут проявлять агрессию. Здесь важным является тот момент, что, «показывая свою силу», нужно проявлять ее из любви к ребенку, самому не быть ни в чем агрессивным, не стремиться подавить ребенка, подчинить его себе.

Агрессивные действия ребенка могут быть связаны также с неуверенностью в себе, с периодом привыкания к вам, с новой обстановкой, со сложной семейной ситуацией, с отсутствием доверия к людям, с возрастным кризисом и т. д. Понимание причины агрессивности, правильно выбранная дистанция, достаточно доброе и открытое отношение, соответствующее потребностям ребенка и в меру требовательное, обычно позволяют вступить с ребенком в контакт и помочь ему.

В. 2. Арт-терапия с детьми, имеющими трудности развития

Дети, имеющие трудности в развитии, очень разные не только по своим личностным особенностям, но и по характеру проявлений, требующих коррекции. Однако в работе с ними есть общие принципы, которые подходят всем проблемным детям:

1) Помнить о трудностях ребенка.

2) Все время помнить о коррекционных целях.

3) Следовать за ребенком (свободный подход к заданиям, учитывающий интересы ребенка, его состояние и возможности).

4) Установление с ребенком доверительных отношений, открытость в общении.

5) Творческое взаимодействие, усиление мотивации ребенка, повышение его самооценки.

6) Простота поставленной перед ребенком задачи (возможность получить результат).

7) Регламентация работы ребенка во времени (в соответствии с периодом возможной концентрации его внимания).

Есть также вариативные методы, которыми можно пользоваться в разных случаях. К ним относятся выбор темы, использование различных материалов (различные краски, пластилин и т. д. ) и приемов работы с ними. Важную роль здесь играет знание, как и с помощью чего можно получить необходимый результат, как к какому ребенку подойти, чем привлечь, как удержать внимание ребенка и т. п. Все это зависит от состояния ребенка, характера его проблем, его возможностей, интересов и т. д., вплоть до настроения. Если интеллект у ребенка сохранный и его проблемы относятся к невротическим или психологическим, то занятия с ним больше похожи на психотерапию.

Особенности детей во многом ограничивают направления поиска. Если у ребенка очень низкий интеллект, или он не понимает речь, или не говорит сам, то осложняется общение, и тогда терапевтический процесс сводится в основном к эмоциональному воздействию. При этом можно решать некоторые коррекционные задачи: заниматься сенсорикой, или моторикой, или пространством. Здесь уже терапевтическое воздействие и коррекция тесно переплетаются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...