Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При каком уровне гликемии доза внутривенно вводимого инсулина должна быть уменьшена в 2 раза (в условиях выведения больного из кетоацидотической комы)?




{

~ 1. 20-24 ммоль/л

~ 2. 22-26 ммоль/л

~ 3. 15-18 ммоль/л

= 4. 12-13 ммоль/л

~ 5. 18-20 ммоль/л
}

8. Выберите показание для внутривенного введения бикарбоната натрия больному с кетоацидотической комой:

{

~ 1. ацетонурия

~ 2. гипергликемия

~ 3. гипокалиемия

~ 4. рн крови 7,36

= 5. рн крови менее 7,0

}

9. В первые сутки лечения диабетической комы при отсутствии сердечно - сосудистой патологии следует вводить жидкость в объеме равном:

{

~1. 2 литрам

= 2. 4-5 литрам

~3. 1 литру

~4. 0,5 литра

~5. 10 литрам

}

10. При диабетической кетоацидотической коме инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:

{

=1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида

~2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида

~3. 5% раствора глюкозы

~4. реополиглюкина

}

11. Характерным признаком кетоацидотической диабетической комы является:

{

~1. эпилептиформный синдром

~2. тотальный гипергидроз

=3. шумное дыхание куссмауля и запах ацетона в выдыхаемом воздухе

~4. повышенный уровень артериального давления

~5. гиперпигментация кожи

}

Развитию какой комы при сахарном диабете способствует выраженное, быстро развивающееся обезвоживание?

{

~ 1. гипогликемической

~ 2. кетоацидотической

~ 3. молочнокислой

= 4. гиперосмолярной
}

13. Метаболическими признаками гиперосмолярной комы являются:

{

=1. гипергликемия и гиперосмолярность

~2. гипернатремия и кетоацидоз

~3. кетоацидоз и гипергликемия

~4. гипергликемия и лактоацидоз

}

Какой способ сахароснижающей терапии используется при лечении кетоацидотической комы?

{

= 1. введение инсулина короткого действия каждый час

~ 2. введение инсулина средней продолжительности действия 2 раза в сутки

~ 3. прием таблетированных сахароснижающих препаратов

~ 4. введение инсулина короткого действия в сочетании с инсулином средней продолжительности 2 раза в сутки

~ 5. введение инсулина короткого действия перед основными приемами пищи в сочетании с инсулином средней продолжительности утром и на ночь

}

Эталоны ответов

     
     
     
     
     
     
     
     


Ситуационные задачи:

Задача № 1

Больной А., 18 лет поступает в стационар на носилках, без сознания. Из анамнеза известно, что страдает сахарным диабетом около трёх лет. Диабет начался с ярких манифестных симптомов, похудел тогда на 10 кг за полторы недели при повышенном аппетите, выпивал до 8 л жидкости в сутки. На момент первого обращения гликемия составляла 18 ммоль/л, глюкоза мочи 6%. Постоянно получает инсулин в суточной дозе 46 ЕД (по интенсивной схеме). В течение последних полутора недель на фоне повышенной нагрузки (сдача сессии) появились сухость во рту, полиурия до 4 -5 л в сутки. Продолжал вводить инсулин в той же дозе, по обычной схеме. Последние 3 дня присоединились тошнота, рвота, в связи с тем, что не принимал пищу, а в последние сутки не вводил инсулин. Объективно: сознание отсутствует. Рост 170 см, масса тела 80 кг, кожа сухая, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, дыхание шумное глубокое, ЧДД 29, ЧСС 104 в минуту, АД 90/60 мм.рт.ст. Глюкоза крови 22 ммоль/л, ацетон – р.положительный, рН крови 7,1 ед.

А) Ваш предварительный диагноз?

1. Сахарный диабет 1типа, кетоз

2. Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома

3. Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома

4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома

Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы:

1. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно

2. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 12 ЕД, затем в/в капельно по 8 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса)

3. инсулин короткого действия подкожно дробно

4. сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина

В) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:

1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида

2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида

3. 5% раствора глюкозы

4. реополиглюкина

Г) В первые сутки лечения следует вводить жидкость в объеме, равном:

1. 2 литрам

2. 4-5 литрам

3. 1 литру

4. 0,5 литра

5. 10 литрам

Эталоны ответов: А - 2, Б - 2, В – 1, Г - 2

 

Задача № 2

Больной К., 57 лет страдает сахарным диабетом с 50летнего возраста, когда на фоне избытка массы тела при оформлении санаторно-курортной карты была случайно выявлена гипергликемия и глюкозурия. Получает манинил 5 мг, по 1таблетке 2 раза в день. Кроме того, страдает артериальной гипертензией, в связи с чем получает атенолол и 25 мг гипотиазида ежедневно. Последний месяц в связи с высокими цифрами АД самостоятельно увеличил дозу гипотиазида до 4 таблеток (100мг) ежедневно. Доставлен в стационар без сознания.

Объективно: сознание отсутствует. Рост 164 см, масса тела 96кг, кожа сухая, запах ацетона в выдыхаемом воздухе отсутствует, ЧДД 22, ЧСС 104 в минуту, АД 60/20 мм.рт.ст.. Глюкоза крови 42 ммоль/л, ацетон мочи – отрицательный, рН крови 7,4 ед.

А) Ваш предварительный диагноз?

1.Сахарный диабет 1типа, кетоз

2.Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома

3.Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома

4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома

Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы:

1.введение инсулина в дозе 1-2 ед в час

2.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 12 ЕД, затем в/в капельно по 8 ЕД ежечасно (0,1 ЕД на 1 кг веса)

3. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно

4. инсулин короткого действия подкожно дробно

В) При каком уровне гликемии доза внутривенно вводимого инсулина должна быть уменьшена в 2 раза (в условиях выведения больного из кетоацидотической комы)?

1. 20-24 ммоль/л

2. 22-26 ммоль/л

3. 15-18 ммоль/л

4. 12-13 ммоль/л

5. 18-20 ммоль/л
Г) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:

1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида

2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида

3. 5% раствора глюкозы

4. реополиглюкина

Эталоны ответов: А - 4, Б - 1, В – 4, Г – 2

 

Задача № 3

Больной С., 25 лет страдает сахарным диабетом в течение 10 лет, постоянно получает инсулинотерапию в дозе 54 ЕД в сутки (по интенсивной схеме). Доставлен в стационар в тяжелом состоянии. Больной в сознании, правильно и односложно отвечает на вопросы. За 3 дня до госпитализации заболел ОРВИ, на этом фоне появились жалобы на слабость, сухость во рту, тошнота. Больной самостоятельно уменьшил дозу вводимого инсулина из-за отсутствия аппетита. Проявления декомпенсации сахарного диабета усилились, утром в день госпитализации была повторная рвота. Инсулин больной не вводил. К обеду появилась и стала нарастать одышка. Вызвана машина скорой помощи и больной доставлен в стационар. Объективно: сознание сохранено. Рост 172 см, масса тела 70 кг, кожа сухая, язык сухой обложен белым налетом, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, дыхание шумное глубокое, ЧДД 28, ЧСС 112 в минуту, АД 70/40 мм.рт.ст., живот мягкий умеренно болезненный в эпигастрии. Печень на 3 см выступает из-под края реберной дуги. Глюкоза крови 21 ммоль/л, ацетон – р.положительный, рН крови 7,1 ед.

А) Ваш предварительный диагноз?

1.Сахарный диабет 1типа, кетоацидоз

2.Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома

3.Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома

4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома

Б) Выберите тактику инсулинотерапии:

1.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно

2.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 10 ЕД, затем в/в капельно по 7 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса)

3.инсулин короткого действия подкожно дробно по 6 ед каждые 2 часа

4.сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина

В) В первые сутки лечения следует вводить жидкость в объеме, равном:

1. 2 литрам

2. 4-5 литрам

3. 1 литру

4. 0,5 литра

5. 10 литрам

Г) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:

1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида

2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида

3. 5% раствора глюкозы

4. реополиглюкина

Эталоны ответов: А - 1, Б - 2, В – 2, Г – 1

 

Задача № 4

Больная Н. 17 лет поступила в отделение интенсивной терапии в состоянии комы. Из опроса родственников установлено, что последние 7-10 дней жаловался на слабость, сонливость, сухость во рту, жажду, похудел на 10 кг за месяц. Жалобы появились после перенесенной ОРВИ.

При осмотре: состояние тяжелое, больная без сознания. Рост 168 см, вес 60 кг. Резкий запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Кожные покровы сухие, холодные на ощупь, тургор кожи снижен. Глубокое шумное дыхание с ЧДД 30 в мин.. Тонус глазных яблок снижен, тонус мышц снижен. Сердечны тоны ритмичные, ЧСС 120 в мин. Пульс 120 в мин., АД – 70/40 мм рт ст. Живо мягкий, безболезненный при пальпации, печень увеличена и на 2 см выступает из-под края реберной дуги. Сухожильные рефлексы ослаблены.

При лабораторных исследованиях выявлена гипергликемия (27 ммоль/л), гипокалиемия (3,0 ммоль/л), pH – 6,9; ацетон мочи резко положительный.

А) Ваш предварительный диагноз?

1. Сахарный диабет 1типа, кетоз

2. Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома

3. Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома

4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома

Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы:

1. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно

2. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 9 ЕД, затем в/в капельно по 6 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса)

3. инсулин короткого действия подкожно дробно

4. сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина

В) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:

1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида

2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида

3. 5% раствора глюкозы

4. реополиглюкина

Г) При каком уровне гликемии следует перейти на в/в введение 5% глюкозы:

1. 20-24 ммоль/л

2. 15-18 ммоль/л

3. 12-13 ммоль/л

4. 18-20 ммоль/л
Эталоны ответов: А - 2, Б - 2, В – 1, Г - 3

 

7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:

7.1 При каком типе СД чаще развивается кетоацидоз?

7.2 Какие причины могут привести к развитию кетоацидотической комы?

7.3 Какие клинические признаки характерны для кетоацидотической комы?

7.4 Какие лабораторные и инструментальные исследования должны быть включены в алгоритм обследования больного с кетоацидотической комой?

7.5 На основании каких критериев проводится дифференциальный диагноз между кетоацидотической и гипогликемической комами?

7.6 Какие основные меры неотложной помощи должны быть оказаны больному в кетоацидотической коме на догоспитальном этапе?

7.7 Каковы основные направления патогенетической терапии кетоацидотической комы на госпитальном этапе?

7.8 Какие существуют меры профилактики кетоцидотической комы

7.9 Какие причины могут привести к развитию гиперосмолярной комы

7.10 Какие клинические признаки характерны для гиперосмолярной комы?

7.11 Какие лабораторные и инструментальные исследования должны быть включены в алгоритм обследования больного с гиперосмолярной комой?

7.12 На основании каких критериев проводится дифференциальный диагноз между кетоацидотической и гиперосмолярной комами?

7.13 Какие основные меры неотложной помощи должны быть оказаны больному в гиперосмолярной коме


8. Содержание самостоятельной работы:

А. аудиторная самостоятельная работа:

8.1 овладение практическими навыками осмотра больного с котозом, кетоацидозом или кетоацидотической комой;

8.2 самостоятельная курация больного для написания истории болезни;

8.3 работа с методическими рекомендациями «Схема истории болезни»;

8.4 демонстрация курируемого тематического больного с проявлениями диабетического кетоза, кетоацидоза или кетоацидотической комой в зависимости от наличия больных в отделении на момент проведения занятий, (изложение анамнеза заболевания, демонстрация клинических проявлений, формулировка предварительного клинического диагноза, включая оценку стадии кетоацидотической комы; составление плана обследования в целях уточнения диагноза; составление плана лечения;

8.4 трактовка результатов параклинического обследования больного (лабораторного и инструментального), формулирование окончательного диагноза;

8.5 участие в учебной деловой игре «Кетоацидотическая кома» в целях формирования системного мышления будущего врача и обучения методам моделирования при постановке диагноза и выбора лечебных мероприятий.

Алгоритм целевой деятельности студентов следующий:

  • сбор анамнеза;
  • проведение объективного клинического обследования больного с декомпенсацией СД (кетоз, кетоацидоз, кетоацидотическая кома) в соответствии со схемой написания истории болезни;
  • выявление основных синдромов тяжёлой декомпенсации СД- эксикоза, ацидоза, гипокалиемии и сопоставление их с данными лабораторного обследования;
  • сравнение клинических проявлений кетоацидоза с симптомами гипогликемии в целях дифференциальной диагностики этих двух наиболее часто встречающихся вариантов острых осложнений СД;
  • формулировка полного клинического диагноза;
  • обоснование необходимой терапии (патогенетической, симптоматической) и профилактики диабетического кетоацидоза

выполнение тестовых заданий в начале и конце занятия:

8.5 собеседование по основополагающим вопросам темы занятия;

8.6 решение ситуационных задач;

8.7 работа с методической и научной литературой;

8.8 изучение нормативных материалов;

8.9 выполнение тестовых заданий в начале и конце занятия (тестовый контроль текущий – исходный и заключительный уровень знаний), ситуационных задач.

Б. Самостоятельная внеаудиторная работа:

8.1 изучение текста учебника;

8.2 чтение дополнительной литературы;

8.3 ознакомление с нормативными документами;

8.4 учебно-исследовательская работа;

8.5 использование Интернета;

8.6 написание истории болезни.

 

9. Методическое и наглядное обеспечение занятия:

9.1 методические указания для студентов по самостоятельной работе;

9.2 графики аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

9.3 информирование студентов о цели, плане и задачах практического занятия по данной теме;

9.4 настольные таблицы патогенеза диабетической кетоацидотической комы и дифференциальной диагностики кетоацидотической и гипогликемической комы, патогенетических направлений лечения кетоацидотической комы, коррекции дозы препаратов калия;

9.5 истории болезни пациентов, находящихся в эндокринологическом отделении по поводу декомпенсации СД (кетоз, кетоацидоз, кетоацидотическая кома);

9.6 Деловая игра «Кетоацидотическая кома»;

9.7 Родионова Т.И., Чобитько В.Г., Калашников А.И. Схема истории болезни (методические рекомендации).- Саратов,2013.-19с.

 

10. Литература:

А) Основная:

  1. Дедов И.И. Эндокринология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.

Б) Дополнительная:

1. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство.-Медицина, 2002.-752с.

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. - М., М. – 2007. – 432 с.

3. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой (издание шестое).- Москва, 2013.- 118с.

4. Клинические рекомендации. Эндокринология/Под ред. Дедова И.И., Мельниченко Г.А.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.- 368с.

5. Эндокринология. Национальное руководство/Под ред. И.И. Дедова, Г.М. Мельниченко.- М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2013.-1084 с.

6. А.В. Древаль Эндокринные синдромы. Диагностика и лечение. – М.: Изд. ООЭТАР-Медиа, 2014.-416 с.

7. Эндокринология: Руководство для врачей/Под ред. Заслуженного врача РФ, заслуженного работника высшей школы РФ проф. В.В. Потемкина.- М.: ООО «Издательство «Московское информационное агентство», 2013. – 776 с.

8. Сахарный диабет: острые и хронические осложнения (под ред. И.И.Дедова, М.В.Шестаковой), М.: ООО «Издательство «Московское информационное агентство», 2011. – 477 с.

В) Учебно-методические материалы, изданные сотрудниками кафедры:

  1. Т.И.Родионова, М.Н.Солун, А.И. Калашников, В.Г. Чобитько, О.В.Максимова, Л.В.Каргина. Сахарный диабет (учебное пособие).- Саратов, 2007. – 158с.
  2. Т.И.Родионова, А.И. Калашников, В.Г. Чобитько, О.Н.Костин, О.В.Максимова, Л.В.Каргина. Неотложные состояния в клинической эндокринологии (учебное пособие).- Саратов, 2006.- 95с.
  3. Т.И. Родионова, А.И.Калашников, В.Г.Чобитько. Схема истории болезни (методические рекомендации).- Саратов,2013.-18с.
  4. Родионова Т.И., Чобитько В.Г., Калашников А.И., Максимова О.В. Самостоятельная работа студентов IV курса лечебного факультета по эндокринологии/ Саратов: изд-во СГМУ, 2011.-30с.

Указанная литература имеется в читальном зале научной библиотеки СГМУ и на кафедре эндокринологии СГМУ.

Перечень интернет-сайтов, содержащих информацию по эндокринологии:

  1. http://www.endocrincentr.ru/ - сайт ФГУ Эндокринологический научный центр Росмедтехнологий
  2. http://www.voed.ru/ - Воронежская региональная общественная организация "Воронежское общество эндокринологов и диабетологов"
  3. Американская ассоциация по клинической эндокринологии (AACE - American Association of Clinical Endocrinologists) - http://www.aace.com/indexjava.htm
  4. Американское эндокринологическое общество (Endocrine Society) - http://www.endo-society.org/
  5. http://www.diabetes.org/home.jsp - Американская диабетологическая ассоциация
  6. British Thyroid Association - www.british-thyroid-association.org/
  7. http://jcem.endojournals.org/ - Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism
  8. http://www.jci.org/ - Journal of Clinical Investigation
  9. http://www.jstage.jst.go.jp/browse/endocrj - журнал японского общества эндокринологов
  10. http://edrv.endojournals.org/ – журнал «Endocrine Reviews»
  11. http://endo.endojournals.org/ - Endocrinology – журнал международного общества эндокринологов

 

Составитель асс. Максимова О.В.

 

Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол № «____»_______________________ 2015 г.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...