Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация материално-технического обеспечения строительного производства

ЛЕКЦИЯ № 9

1. Основные принципы организации МТО строительного производства

2. Организация комплексного обеспечения строительного производства конструкциями и материалами

3. Организация эксплуатации парка строительных машин и механизмов

4. Организация транспорта в строительстве

1. Основные принципы организации МТО строительного производства

Отраслевые особенности строительства предъявляют специфические требования ко многим сторонам деятельности строительных организаций, в том числе и к материально-техническому снабжению.

Служба материально-технического обеспечения (МТО) должна решать поставленные перед ней задачи - формирование заказов, закупки материально-технических ресурсов, их доставка, распределение и хранение.

Основными задачами материально-технического снабжения строительного производства являются:

- определение потребности строительства в материалах и оборудовании;

- приобретение материалов и оборудования;

- комплектация материалов и оборудования;

- своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием;

- нормирование расходов и запасов материалов;

- организация складского хозяйства;

- обеспечение сохранности и экономии материалов.

Материально-техническое обеспечение строительства представляет собой организованный процесс комплектных поставок всех видов материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью производства строительно-монтажных работ.

МТО в строительном производстве осуществляется и заказчиками, и генеральными подрядчиками, и субподрядными организациями.

Материально-техническое обеспечение всеми материалами, деталями и конструкциями для выполнения строительно-монтажных работ является обязанностью генподрядчика.

Обеспечение технологическим, энергетическим, общезаводским оборудованием и аппаратурой является обязанностью заказчика.

МТО выполняемых субподрядных работ как правило осуществляют субподрядные организации.

Материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве фундаментных работ, возведении стен, кровли, внутренних работах, строительстве коммуникаций и т. п.). Кроме того, материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. А это, в свою очередь, требует четкой организации движения различных ресурсов строительного производства.

Материально-техническое снабжение – это процесс планомерного и комплектного обеспечения строительства материалами, конструкциями, изделиями, строительными машинами и всем необходимым для нормальной работы строительных организаций и выполнения ими запланированных объёмов работ.

Материально-техническое снабжение является формой обеспечения средствами производства строительных организаций на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.

2. Организация комплексного обеспечения строительного производства конструкциями и материалами

На уровне строительно-монтажных организаций возможны два вида организации материально-технического снабжения:

– в первом случае все функции снабжения возлагаются на хозрасчётное подразделение материально-технического снабжения (КМТС-комплексное материально=техническое снабжение) или отдел снабжения. КМТС планирует потребность в ресурсах, выполняет реализацию заключённых договоров на поставку материалов, распределяет между подразделениями строительной организации приобретённые ресурсы, организует учёт, хранение и отпуск материалов. Этот вид снабжения удовлетворяет общим требованиям организации строительного производства при небольших объёмах строительно-монтажных работ и малой степени сборности монтируемых конструкций;

– во втором случае, наиболее распространённом и прогрессивном, материально-техническое снабжение осуществляется в виде производственно-технологической комплектации посредством специализированного управления (УПТК).

Для того чтобы построить любой объект строительства, необходимы сырье, материалы, полуфабрикаты, конструкции, технологическое оборудование и т.д. – до сотни наименований. А это, в свою очередь, требует четко организовать движение различных ресурсов, которое принято называть логистикой.

Концепция логистики представляет собой систему более рационального планирования, организации и контроля в сферах производства и обмена продукцией для более полного удовлетворения потребностей сройки.

Предметом логистики являются комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах, в том числе в системе материально-технического снабжения.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. При построении логической цепи целесообразно включение в нее поставщиков.

В функции УПТК входит организация централизованной комплектной поставки материалов и конструкций в заданные сроки, строго в определённых количестве и номенклатуре, приёмка поступающих в адрес строительной организации материальных ресурсов, их складирование и хранение, доведение поступающих материалов до высокой степени технологической готовности (приготовление колеров и паст, раскрой стекла, обоев, линолеума и т.п.) и организация своевременных поставок комплектов материалов и конструкций на строительную площадку.

Принципиальное отличие УПТК от снабженческих организаций заключается в выполнении следующих трёх функций материально-технического обеспечения: снабжениепереработкакомплектация.

Снабженческая деятельность УПТК заключается в получении всех видов материальных ресурсов от поставщиков независимо от их принадлежности.

Промышленная деятельность УПТК состоит в переработке материалов и изделий для их подготовки к непосредственному использованию в строительстве: в изготовлении нетиповых или малосерийных изделий, деталей, полуфабрикатов.

Комплектация материалов и изделий состоит в их централизованной доставке на строительную площадку в соответствии с календарным планом работ и согласованными с УПТК графиками поставки материалов и конструкций.

Учёт и контроль в материально-техническом снабжении достигается точной фиксацией наличия, поступления и расходования материалов.

В случае несоответствия прибывших грузов по количеству и качеству по документам поставщиков или транспортной организации должны составляться соответствующие приёмные акты для предъявления претензий поставщику или транспортникам.

3. Организация эксплуатации парка строительных машин и механизмов

Парк строительных машин должен отвечать следующим требованиям:

- состав строительных машин строительных организаций должен соответствовать структуре и объему строительно-монтажных работ и обеспечивать комплексную механизацию их выполнения;

- строительные машины и механизмы должны быть соизмеримы по их мощности для обеспечения рационального использования их в процессе эксплуатации;

- комплектование парка строительных машин необходимо осуществлять из высокопроизводительных и универсальных машин соответствующей номенклатуры;

- вспомогательные, комплектующие машины и оборудование по количеству и мощности должны соответствовать ведущим машинам.

С учетом условий строительства можно выделить следующие основные организационные формы парка строительных машин:

1. строительные машины находятся на балансе строительнойорганизации в прямом подчинении. Эта форма является основной для строительных организаций, работающих в отдаленных районах,, а также для специализированных организаций, выполняющих земляные, свайные работы, замораживание грунта и др.;

2. строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, и представляются на условиях услуг аренды или подряда;

3. строительные машины находятся на балансе лизинговых предприятий, специализирующихся на сдаче в лизинг (аренда с правом выкупа);

4. строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя.

Средства малой механизации целесообразно применять в виде технологических комплектов, включающих набор прогрессивного оборудования, ручных машин, инструмента, приспособлений, оснастки и инвентаря, увязанных между собой по параметрам и производительности.

Технологический комплект средств малой механизации рассчитывается на численно-квалификационный состав бригады, выполняющей определенный вид работ в соответствии с принятой технологией работ, заложенной в технологических картах в составе проекта производства работ.

При заключении прямых договоров строительных организаций с предприятиями механизации строительства рекомендуется оговаривать вопросы, выполнение которых обязывает

предприятия механизации:

- выделять машины в исправном состоянии;

- осуществлять техническое обслуживание и ремонт машин;

- обеспечивать машины горюче-смазочными материалами;

- выплачивать штрафы при простое машин по вине предприятия механизации;

строительные организации:

- обеспечивать машины необходимым фронтом работ;

- обеспечивать освещение рабочего пространства;

- организовать правильную эксплуатацию, содержание и охрану машин;

- выплачивать штрафы за простои машин по вине строителей.

4. Организация транспорта в строительстве

Для транспортирования строительных грузов используют автомобильный, тракторный, железнодорожный, водный, воздушный виды транспорта.

Выбор вида транспорта зависит от конкретных условий перевозок строительных грузов и рациональности данного вида транспорта.

Автотранспорт целесообразно использовать при перевозке грузов до 200 километров, а при строительстве в труднодоступных районах и на большие расстояния.

Для перевозки массовых грузов в строительстве используют преимущественно автомобили средней и большой (25...40т) грузоподъемности.

В зависимости от характера перевозимых грузов и состава парка используют универсальный или специализированный автомобильный транспорт.

Большинство специализированных автотранспортных средств выполнено на базе полуприцепов или прицепов, что значительно повышает эффективность использования тягового автомобиля.

Различные строительные грузы отличаются специфическими условиями транспортировки, что вызывает необходимость иметь для каждой группы грузов специализированные средства доставки (бетоновозы, фермо- и балковозы и пр.).

Автомобильный транспорт в зависимости от характера собственности и правовому положению может находиться в автотранспортных предприятиях, строительных организациях, в составе предприятий строительной индустрии и механизации, а также в частной собственности.

Основными задачами организации применения автотранспортных средств в строительстве являются:

- обеспечение бесперебойной работы подразделений и участков строительных организаций и предприятий строительной индустрии, поставка строительных грузов в необходимом количестве, в требуемое место и в установленные сроки;

- наиболее полное использование имеющихся транспортных средств по времени и грузоподъемности;

- обеспечение минимальных транспортных издержек на получение конечной продукции строительства.

Организационные задачи применения автотранспортных средств решаются посредством:

- календарного планирования перевозок грузов;

- выбора транспортного средства по типу и грузоподъемности;

- применения соответствующих транспортных схем доставки грузов на объекты с применением логистических схем.

Основой календарного планирования автомобильных перевозок строительных грузов являются:

- графики производства строительно-монтажных работ на объектах;

- графики потребности и поступления строительных конструкций, материалов, изделий и полуфабрикатов на объекты;

- графики производства и выпуска строительных конструкций, изделий и полуфабрикатов на промышленных предприятиях строительной индустрии, в подразделениях и цехах строительных организаций.

Железнодорожный транспорт, обладающий высокой производительностью и сравнительно низкой себестоимостью перевозки, рационально применять при доставке грузов на расстояние не менее 200 км. На меньшее расстояние железнодорожные перевозки экономически невыгодны из-за большой продолжительности погрузочно-разгрузочных работ, увеличивающих себестоимость транспортирования.

Водный транспорт применяется сезонно и является распространенным в регионах расположения крупных рек, а в северных районах практически единственным («что привезет пароход»).

Воздушный транспорт используется в регионах, где отсутствуют автомобильные и железные дороги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...