Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приказное и исковое производство




УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин

30.08.2011 № 1

 

Вопросы к итоговой контрольной работе по дисциплине

«Судебная практика по трудовым делам» на 2011-2012 учебный год

 

1. Дайте понятие юридической практики. Назовите и охарактеризуйте основные признаки юридической практики. Перечислите функции юридической практики.

3 группы взглядов на понятие юридической практики:

· Первая группа авторов отождествляет практику с юридической деятельностью – Гривцов, Дюрягин, Казимерчук и др.

· Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить юридическую практику в качестве относительно самостоятельного явления, относят к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности – Вильнянский, Алексеев и др.

· Третяя группа авторов рассматривают любой вид юридической практики в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на нее основе социально-правового опыта - Бабаев, Леушин, Реутов и др.

Т.о. Юридическая практика – это деятельность компетентных субъектов по изданию (толкованию, применению) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Черты юридической практики:

1) В юридической практике как в одной из разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике, однако вовлеченная в правовую систему общества в процесс правого регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный вид практики

2) Действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способов формирования вынесенных решений и закрепления накопленного опыта, урегулированы и упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями, тем самым ограничивается субъективизм участников и обеспечивается ее стабильность

3) Юридическая практика образует существенную часть культуры общества

4) Без этого вида социальной практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Юридическая практика играет существенную роль в указанной системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидульно-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения

5) Юридическая практика способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается с помощью издания новых или изменения существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения

6) Большинство практических действий и вынесенных в ходе рассматриваемых видом практики решений, требуют закрепления в строго определенных официальных актах и документах

7) Общественная природа юридической практики проявляется в том, что она обусловлена другими типами социальной практики и в том, что любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности

8) В отличие от теоретической или научной деятельности где вырабатываются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно реальные изменения окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней деторминантой(двигатель) юридической практики. Оно присутствует здесь во внешне выраженном опредмеченном виде.

9) В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения, т.е. она всегда порождает юридические последствия

10) Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в ней процессов либо тормозя их

Функции юридической практики – относительно-обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляется и конкретизируется ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение жизни общества.

В функциях выражается сущность юридической практики, особенности ее свойств.

Алексеев выделяет следующие:

1) Правонаправляющие

2) Правоконкретизирующие

3) Сигнально-информационные

Леушин выделяет следующие:

1) Совершенствование правоприменительной деятельности

2) Воспитательная

3) Правоконкретизирующая

Особенно большое внимание в литре выделяется правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики. В правотворческой функции вычленяют следующие подфункции:

1) Правообразующая

2) Правоизменяющая

3) Правопрекращающая

Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить:

1) Экономическая

2) Политическая

3) Социальная

4) Воспитательная

5) Демографическая и тд

Наиболее ярко сущность и правовое значение практики проявляется в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности осуществляемых юридических образований, либо полученный результат. В такого рода функциям относятся те, которые определяют конкретный тип, вид или подвид практики – правотворческая, правоприменительная, праворазъяснительная.

По способам воздействия на реальную действительность выделяют:

1) Регулятивно-ориентационная выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений

2) Регистрационно-удостоверительная предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений в конкретных социальных ситуациях, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правого опыта

3) Правоохранительная выражается через ее подфункции:

· Правообеспечительная - одно из важных направлений правоохраны. В данном случае с помощью конкретного вида, типа или подвида юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими или запрещающими методами воздействия на общественную жизнь

· Превентивная. Юридическая практика – это важный канал общесоциального специально криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью нормотворческих, правоприменительных, праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер

· Правовостановительная связана с разработкой и закреплением в законодательстве или в ином порядке мер правовой защиты, отмены неправомерных действий, решений, актов фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций

· Компенсационная заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными а иногда и правомерными действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям, обществу или государству

· Карательная проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, применении к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишением материального, личного, организационного и иного характера

По времени действия:

1) Постоянные

2) Временные

2. Дайте определениесудебной практики как вида юридической практики. Охарактеризуйте содержание и формы судебной практики.

В силу ст 44 кодекса о С, верховный суд – высший судебный орган, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

В силу ст 67 кодекса о С, высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных юридических споров, возникающих из гражданских, административных и иных отношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами, а также дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Таким образом, законодатель не дает официального понятия - судебная практика.

Юридическая доктрина не отличается однообразием в этом вопросе. Судебную практику отождествляют:

§ с понятием прецедентов

§ с постановлениями пленумов высших судов

§ с любыми судебными решениями вообще

рассмотрим несколько наиболее известных точек зрения на понятие судебной практики.

Вильнянский. Судебная практика – это сложившееся при разрешении судами одн ородных конкретных дел правовые положения, выработанные в результате единообразного и многократного применения норм к отношениям, неурегулированным с исчерпывающей ясностью или с неполно урегулированным соответствующим законом. Постановления пленума верховного суда не являются судебной практикой.

Венгеров и Братусь. Судебная практика – единство того вида субъекта деятельности по применению правовых норм, который связан с выработкой положений, на основе раскрытия смысла и содержания применяемых норм, а в необходимых случаях их конкретизации и детализации и единства специфического результата этой деятельности самих положений. Эти авторы к судебной практике в том числе относят и постановления пленума верховного суда.

Судебная практика является объективированным опытом правовой деятельности судов, связанных с выработкой своеобразных нормативных регуляторов в виде правоположений.

Орловский. Понимает под судебной практикой не отдельные судебные решения, хотя и высшего судебного органа, а выводы обобщения, сделанные пленумом верховного суда из ряда однородных судебных решений, принимаемых нашими судами в течении определенного периода времени по однородным делам.

Сырых. Расширяет определение юридической практики и подразумевает под ней всю предметно-практическую деятельность судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел независимо от того, объективируется ли результаты в форме правоположений или в форме решений по конкретным делам.

Коркунов. Думает как Венгеров и Братусь, но говорил что к судебной практике нужно относить определенный опыт деятельности судебных органов.

Т.о. судебная практика – единство судебной деятельности по осуществлению правосудия и опыт этой деятельности, объективированный в форме судебных решений, вступивших в законную силу.

3. Дайте определениетолкования права. Охарактеризуйте виды и способы толкования права.

Толкование права – интерпретация разнообразных явлений и факторов общественной жизни, на основании которых и проистекает право, раскрывается его сущность, выражающая социальную справедливость.

Объект толкования – тексты правовых норм

 

Способы толкования:

· Уяснение – осознание смысла норм, в котором используются следующие способы:

o Грамматический (разбор структуры слов текста, пунктуации)

o Лексический (уяснение смысла слов текста)

o Систематический (раскрытие смысла в системе правовых норм)

o Логический (использование законов логики)

o Исторический (обращение к историческому аспекту)

o Функциональный (с точки зрения функций тех или иных норм)

· Разъяснение – разъяснение смысла норм для других субъектов

o Официальное, исходящее из определенных компетентных государственных органов и является юридически обязательным

§ Авторское толкование – толкование тем органом, который издал акт

§ Делегированное толкование – Иными органами, имеющими на это право

o Неофициальное

§ Обыденное (простые обыватели)

§ Профессиональное (юристы-практики)

§ Научное (ученые-теоретики)

 

Различие толкования по объему:

· Буквальное (смысл равен словесному содержанию)

· Распространительное (смысл шире чем текстовое выражение)

· Ограничительное (смысл уже чем текстовое выражение)

 

Результат официального толкования – акт толкования норм права, т.е. правовой документ, который содержит разъяснение смысла нормативных актов и его отдельных составляющих.

4. Охарактеризуйте применение судами аналогии закона и аналогии права при рассмотрении трудовых споров. Приведите примеры пробелов и коллизий в трудовом праве

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективновозможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.

Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.

Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, судам необходимо:

1 установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения;

2. убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;

3.отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права);

4. в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.

Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается.

ПРИМЕРЫ: В некоторых случаях (как правило в отношениях, тесносвязанными с трудовыми, нам необходимо для решения тех или иных вопросов обращаться к другим кодексам, например КоАП, предусматривающим ответственность за, например:

Статья 9.15. Нарушение законодательства о занятости населения

Статья 9.16. Отказ в приеме на работу

Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений

 

Также вопросы об ответственности за нарушение законодательства о труа урегулированы и УК:

Статья 199. Нарушение законодательства о труде

Необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

 

КОЛЛИЗИИ. Это расхождение, противоречие, столкновение двух и более НПА, регулирующих одно и то же общественное отношение, один и тот же вопрос.

Коллизии бывают:

· иерархические (при разрешении такой коллизии руководствуются актом большей юридической силы, если же юридическая сила актов равна, то нормой, улучшающей положение субъекта регулирования)

· темпоральные (применяется акт, принятый позднее)

· содержательные (опять же вопрос решается наиболее выгодным образом для объекта регулирования, и в случае конкуренции общей и специальной нормы применяем общую)

 

5. Охарактеризуйте роль пленума Верховного суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики

Согласно ст. 51 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, одной из функций Пленума ВС является рассмотрение материалов обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства. Данное направление его деятельности выражается в издании постановлений Пленума ВС, которые занимают особое место среди источников трудового законодательства. Они содержат разъяснения относительно применения тех или иных норм Трудового кодекса или иных актов трудового законодательства. Посредством дачи разъяснений судам формируется единообразная практика применения трудового законодательства как со стороны судов, так и со стороны кадровых служб организаций, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, которые, грамотно применяя закон, не создают конфликтную ситуацию и не доводят споры до крайней точки, которую может поставить только суд.

В качестве примеров достаточно привести два постановления Пленума Верховного Суда:

- от 29 марта 2001 г. N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде";

- от 26 марта 2002 г. N 2 "О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей".

Но, несмотря на то, что постановления Пленума ВС имеют наиважнейшее значение и играют большую роль в совершенствовании судебной практики, нельзя не обратить внимания на одну проблему. Речь идет о своевременности данных постановлений. Своевременность таких разъяснений приобретает особое значение, когда подлежит применению только что принятый акт, нормы которого в силу их специального характера, новизны подходов могут представлять определенную сложность в их понимании и применении. Нужно ли в таких случаях дожидаться появления судебных споров, накопления определенного опыта их разрешения и только потом, на основе обобщения материалов судебной практики вырабатывать рекомендации? Вопрос неоднозначный. Во всяком случае, если речь идет о применении кодифицированных нормативных актов, содержащих концептуально новые подходы к регулированию общественных отношений, такое разъяснение не только может, но и должно носить упреждающий (то есть издаваться до появления конкретного спора по делу) характер.

Во многих случаях упреждающие разъяснения способствовали бы не только формированию единообразной судебной практики при разрешении споров, но и более полной защите прав и законных интересов субъектов права.

Правда, вряд ли в данных случаях упрек можно адресовать Верховному Суду. Так, в силу предписаний ст. 47 действующего Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел (и следовательно речь об упреждающих постановлениях вести нельзя). Аналогичная норма приведена и в ст. 49 указанного Закона, определяющей полномочия Пленума Верховного Суда.

Здесь следует также отметить, что дача таких упреждающих разъяснений по применению отдельных положений нормативных правовых актов не только не исключает, но и предполагает проведение впоследствии анализа реальной судебной практики как с точки зрения того, насколько эффективными оказались данные разъяснения, так и с точки зрения выработки рекомендаций по недопущению противоречивых решений по отдельным категориям споров. При выявлении таких противоречий высший судебный орган должен установить их причину и выбрать соответствующую модель поведения.

Если противоречивая судебная практика складывается в силу повышенной для понимания сложности правовых норм, несовершенной редакции правовых предписаний, вызывающей их неоднозначное понимание, и если установление единообразной практики их применения достижимо путем дачи разъяснений в рамках официального судебного толкования, то, бесспорно, Верховным Судом должны быть приняты соответствующие разъяснения в пределах предоставленной этому суду компетенции. Если же речь идет о таком совершенствовании применяемых норм, которые возможно осуществить только в рамках правотворческой деятельности, то путь один - внесение предложений законодателю, иному правотворческому органу на предмет совершенствования акта, внесения в него необходимых изменений и дополнений, отмены противоречивых норм.

Однако, Верховный Суд сегодня лишен права законодательной инициативы в нижней палате Парламента, что в определенной мере сказывается как на обязательности рассмотрения предложений этого суда по совершенствованию действующих законов Парламентом, так и на своевременности внесения необходимых изменений и дополнений.

 

6. Дайте понятие решения Конституционного суда и определите его роль в совершенствовании судебной практики.

В особой оценке в качестве источников регулирования трудовых отношений нуждаются акты Конституционного Суда.

Бесспорно, полномочия Конституционного Суда как органа конституционного контроля в государстве реализуются путем принятия решений. В соответствии со ст. 36 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый на совместном заседании судей. Решения Конституционного Суда охватывают несколько видов актов, главным из которых является заключение. Именно путем вынесения заключения решается вопрос о конституционности закона, декрета, указа, постановления Совета Министров, любого иного нормативного акта, предложение о проверке которого внесено в Конституционный Суд уполномоченным органом.

В соответствии с Конституцией с инициативным предложением в Конституционный Суд могут обратиться Президент, Палаты Парламента - Палата представителей и Совет Республики, Совет Министров, Верховный и Высший Хозяйственный суды. Другие органы, общественные объединения, а также граждане могут выступить с инициативой о внесении предложения в Конституционный Суд перед уполномоченными органами.

Непосредственно в Конституционный Суд граждане могут обратиться в порядке ст. 40 Конституции, а также с предложением о проверке конституционности решений местных Советов, исполнительных и распорядительных органов (ч. четвертая ст. 122 Конституции). В таком случае Конституционным Судом практикуется принятие акта в форме решения, оформленного либо в виде отдельного документа, либо протокольно, хотя, если исходить из положений указанной статьи Конституции, а также требований Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", возможно и вынесение Конституционным Судом заключения, если речь идет об оспаривании конституционности решения местного Совета, исполнительного или распорядительного органа.

Вид акта Конституционного Суда (решение или заключение) имеет вторичное значение, ибо все его решения являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Оценивая тот или иной акт на предмет его конституционности, Конституционный Суд проверяет акт не только по содержанию оспариваемых норм, но и оценивает практику его применения, поэтому Конституционный Суд нередко, излагая свою позицию, может высказать критические оценки, адресованные законодателю, относительно некорректности изложения нормативных предписаний, их расплывчатости, неконкретности, противоречивости и т.п., что, в свою очередь, приводит к их неоднозначному пониманию и применению на практике.

В деятельности Конституционного Суда вопросы, касающиеся обеспечения трудовых прав и свобод, занимают стабильно одно из первых мест. Достаточно сказать, что первое дело, которое было рассмотрено Конституционным Судом и с которого, собственно, начался отсчет деятельности Конституционного Суда как органа конституционного контроля, было дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь норм Кодекса законов о труде, предусматривающих возможность расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста".

На основании заключения Конституционного Суда от 1 июня 1999 г., признавшего нормы части первой ст. 182 КоАП не соответствующими Конституции и не имеющими юридической силы, исключена административная ответственность должностных лиц организаций за прием на работу граждан, проживающих без прописки.

При рассмотрении на основании обращений граждан вопроса о несвоевременности выплаты заработной платы по вине нанимателя Конституционный Суд в решении от 2 июля 2002 г. сформулировал предложение о необходимости включения в ТК нормы об ответственности нанимателя за нарушение сроков выплаты заработной платы, индексации заработной платы в случае ее несвоевременной выплаты, а также о праве работника на взыскание материального и морального вреда, вызванного задержкой заработной платы. Часть предложений Конституционного Суда уже реализована.

Проверяя действующую систему выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, Конституционный Суд обратил внимание на недопустимость привязки размера такого пособия к роду занятий матери. Система социальных выплат, по мнению Конституционного Суда, в данном случае должна основываться на обеспечении в большей степени равенства граждан в получении помощи от государства, коль скоро в своей основе такая поддержка имеет благополучное развитие ребенка.

Наконец, завершая вопрос о месте и роли решений Конституционного Суда в системе источников трудового законодательства, необходимо отметить, что не все решения Конституционного Суда являются актами, позволяющими немедленно разрешить спорный вопрос. Одно дело, когда оспариваемая норма признается неконституционной и утрачивает силу, другое - когда Конституционный Суд, разрешая сложную правовую коллизию, направляет свои предложения в порядке ст. 7 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" компетентным органам. В таком случае до момента реализации предложения в конкретном нормативном акте может пройти длительное время.

И тем не менее с полным основанием можно говорить, что ни одно предложение Конституционного Суда по совершенствованию трудового законодательства и практики его применения не пропало втуне. Рано или поздно, но здравый смысл торжествует, и позиции Суда находят поддержку и реализацию.

 

 

7. Дайте понятие трудовых споров. Охарактеризуйте динамику возникновения трудового спора

Термин трудовые споры появился в 1971 году в принятом тогда 3-ем КЗоТе.

Его глава – 14 - так и называлась трудовые споры.

Первые два КЗоТа 1918 и 1922 года употребляли термин трудовые конфликты.

Конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие.

Современной трудовое право предусматривает главным образом примирительные и согласительные процедуры разрешения трудовых споров, следовательно у нас трудовые споры а не трудовые конфликты.

Не следует смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях стон по тому или иному вопросу.

В литературе существует точка зрения, что конфликт предшествует трудовому спору.

Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий и от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласия.

Возникновению трудового спора как правило предшествует трудовое правонарушение.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой функции в сфере труда и распределения, а следовательно нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Если действия обязанного субъекта были законны, но другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Разногласия сторон – это различная оценка субъектами спорного правоотношения сути конфликтной ситуации.

Разногласия сторон и предшествующее им трудовое правонарушение могут перерасти в трудовой спор лишь когда они не урегулированы самими сторонами и вынесены на рассмотрение юрисдикционного органа.

ТК не установил по индивидуальным трудовым спорам порядка самостоятельного урегулирования разногласий самими спорящими сторонами, как он это сделал по коллективным трудовым спорам.

Трудовой спор возникает лишь когда разногласия о праве или законном интересе переносятся на разрешение юрисдикционного органа.

Динамика возникновения трудового спора:

1) трудовое правонарушение (как правило)

2) различная оценка трудового правонарушения субъектами правоотношения – разногласия сторон

3) попытка урегулирования разногласий самими сторонами при непосредственных переговорах, т.е. самоурегулирование разногласий

4) обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган, а именно трудового спора уже возникшего

Т.о. трудовой спор – это разногласие, возникающее между сторонами трудового правоотношения по вопросам применения законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Трудовые споры - это разногласия об осуществлении или об установлении как субъективных индивидуальных трудовых прав так и коллективных, перенесенные на разрешение в юрисдикционный орган в соответствии с законом.

8. Дайте классификацию и охарактеризуйте виды трудовых споров.

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность и порядок его разрешения.

Как правило, все трудовые споры классифицируются по 3 основанием – по спорящему субъекту, по характеру спора и по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту:

· Индивидуальные

· Коллективные. Делятся в свою очередь на споры трудового коллектива с нанимателем, на споры профсоюзного комитета с нанимателем, споры по партнерским соглашениям.

По характеру споров:

· Споры о применении норм трудового законодательства и установленных ими а также коллективным и трудовым договорами правах и обязанностях. Такие споры могут возникнуть из всех трудовых правоотношений, а также из производных от них

· Спора о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством

По виду спорного правоотношения:

· Возникающие из трудовых правоотношений

· Возникающие из производных от трудовых правоотношения

9. Дайте определение причины и условия возникновения трудового спора. Перечислите причины и условия возникновения трудовых споров. Назовите принципы рассмотрения трудовых споров.

Причины и условия трудовых споров – это негативные факторы развития общества, отражающие противоречия развития.

Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного или коллективного трудового права или интереса или исполнения трудовой обязанности.

Условия трудовых споров – это негативные факторы, которые способствуют большому количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор.

В юридической литературе причинами трудовых споров называют:

1) Причины организационно-правового характера (например пробелы в законодательстве)

2) Причины субъективного характера (незнание или плохое знание трудового законодательства)

3) Причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве)

Условия трудовых споров могут быть 2 видов:

1) Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда на данном предприятии или в отрасли в целом. Например, неритмичность работы, или плохая организация труда

2) Условия правового характера - это недостатки в правотворчестве, например – неясная формулировка отдельных норм, отставание норм законодательства от развития организации труда и тд.

ü Принципы: Демократизм порядка разрешения спора

ü Простота и удобство, доступность обращения в юрисдикционные органы

ü Законность, гласность, объективность, полнота исследования доказательств по спору

ü Быстрота разрешения спора

ü Обеспечение реального исполнения решения по трудовым спорам

 

10. Дайте определение подведомственности и подсудности. Охарактеризуйте подведомственность трудовых споров.

Подведомственность – предметная компетенция Конституционного Суда Рб, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;

Подсудность – распределение между судами дел, подведомственных судам.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ КТС:

Комиссия по трудовым спорам (если она создана), согласно ст.236

ТК РБ, является обязательным первичным органом по рассмотрению

трудовых споров, за исключением случаев, когда законодательством о

труде установлен иной порядок их рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает споры работников -

членов соответствующего профсоюза, связанные с применением

законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных

локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе об (о):

1) установленных расценках и нормах труда, а также условиях для

их выполнения;

2) переводе на другую работу и перемещении;

3) оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда,

простое и браке, совмещении профессий (должностей) и

заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;

4)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...