Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт платной приватизации.

Опытплатной приватизации. В середине 90-х годов возник­ла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим поч­та все восточноевропейские страны.

Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». На­конец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсо­циалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных зако­нов трансформации для всех переходных экономик.

В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наи­большей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энерге­тики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, ко­торые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венг­рии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, нацио­нальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального ком­плекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быст­рее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государствен­ной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологи­ческих мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.

В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных россий­ским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производ­ственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевро­пейские страны видят в них возможность добиться роста произ­водства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объ­ема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия анти­монопольного закона были выведены многие предприятия энерге­тики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объеди­нения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы анти­монополистического регулирования в Польше (как и в других вос­точноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производст­ве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, неза­конного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тен­денциям антимонопольного регулирования.

Приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует эко­номической активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической эконо­мики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного ад­министративно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивиду­альных предпринимательств до всех видов корпораций. В переход­ной экономике известны следующие основные методы приватиза­ции: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуще­ствляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в боль­шинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы ус­луг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.


Словарь терминов

 

1. Акционерное общество – крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций.

2. Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.

3. Аренда – предоставление средств производства их собственником во временное пользование другому пользователю за плату.

4. Арендная плата – плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.

5. Аукцион – продажа в заранее установленное время каких-либо товаров или имущества с публичных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.

6. Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).

7. Бизнес – частнопредпринимательская деятельность с целью получения дохода средствами, не противоречащими закону.

8. Вексель – бесспорный денежный долговой документ.

9. Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных средств государства, обеспечивающий оптимальную структуру народного хозяйства, гарантированный уровень жизни всех членов общества, обороноспособность страны, государственное управление.

10. Заработная плата – денежная оплата труда наемного работника, эквивалентная в рыночной экономике стоимости его рабочей силы.

11. Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.

12. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.

13. Индексация доходов – механизм периодической компенсации населению роста цен с помощью надбавок к заработной плате.

14. Инфляция – обесценивание бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностью.

15. Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо пропорциональна уровню дивиденда и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).

16. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.

17. Приватизация – переход части государственного имущества в собственность трудовых коллективов либо частных лиц.

18. Разгосударствление – предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам и регионам.

19. Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители товаров сами решают: 1) когда, в каком количестве и какие товары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В узком смысле рынок – это сфера обращения товаров, купля-продажа.

20. Собственность – форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства.

21. Финансы – экономические отношения, регулирующие образование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.

22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.

23. Цена – денежное выражение стоимости товара.

24. Экономика –народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.

25. Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг.


ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.

2. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992.

3. Приватизация предприятия. Сборник законодательных актов. Комментарий законодательства РСФСР и СССР – М.: Российский коммерсант 1991 г.

 

 


Приватиза­ция в постсоциалистических странах не была равномерным посту­пательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечаю­щей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедления­ми, отступлениями и корректировками первоначальных программ­ных установок. Практически повсеместно началу нормальной леги-тимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предше­ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. В условиях отсутствия или несовершенства законодательства на первоначаль­ном этапе реформы собственности происходил довольно масштаб­ный и бесконтрольный процесс передачи активов государственных предприятий в пользу негосударственных собственников. Возникали многочисленные компании с ограниченной ответственностью, мел­кие частные фирмы, дочерние предприятия, СП, холдинги и пр., целью которых был быстрый перевод дешевых государственных активов предприятий в руки их собственного менеджмента, а так­же сторонних физических и юридических лиц.

Альянсы новых собственников согласованно лоббировали во властных структурах всех уровней. Власть, унаследовавшая со вре­мен административно-плановой системы инертность, неспособность к гибкой реакции на происходящие процессы, не могла противо­стоять агрессивной предприимчивости новых собственников. В кон­це концов, в большинстве стран стихийные процессы явного раз­базаривания государственной собственности, свойственного этапу спонтанной приватизации, были пресечены. Так, в Польше состо­ялся ряд судебных процессов по вопросам правомерности заклю­ченных приватизационных сделок.

Централизации и упорядочению процессов приватизации способ­ствовало принятие приватизационного законодательства и разверну­тых государственных программ. Прежде всего была четко определе­на та часть собственности, которая на длительное время полностью остается в руках государства либо подлежит той или иной форме государственного контроля. Специальные законы и разделы государ­ственных программ содержали перечни десятков и сотен предпри­ятий, запрещенных к приватизации или приватизируемых со значи­тельными ограничениями. В большинстве стран приняты законы о приватизации отдельно крупных и мелких предприятий (в том числе муниципальных)- о так называемой большой и малой приватизации. Помимо собственно приватизационных, были также приняты законы о банкротстве и ликвидации предприятий.

Малая приватизация в большинстве стран проходила быстро и эффективно, и ее можно было считать завершенной уже к середи­не 90-х годов. В процесс малой приватизации были вовлечены главным образом предприятия торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг, мелкого промышленного про­изводства. Объекты малой приватизации продавались, как правило, за «живые» деньги на аукционах и конкурсах. При этом льготы для трудовых коллективов были минимальными или совсем отсут­ствовали (кроме России и некоторых других республик бывшего СССР), а ваучерные схемы выкупа на малую приватизацию не распространялись.

При малой приватизации обычно учитывались интересы насе­ления. Так, при продаже предприятия торговли или сферы услуг новый собственник обязывался в течение определенного времени сохранять прежний профиль предприятия (например, в Чехии и Словакии—не менее двух лет). Существовали и ограничения на перепродажу малых объектов, в том числе иностранным собствен­никам. В случаях нарушения этих положений законодательством предусматривались крупные штрафы.

Большая приватизация столкнулась во всех постсоциалистиче­ских странах с серьезными трудностями. Средств населения и ин­вестиционных структур было явно недостаточно для инвестирова­ния в крупные предприятия. Национальный частный капитал дина­мично развивается во всех странах с переходной экономикой, но все еще недостаточен для крупных инвестиционных проектов. Иностранные инвесторы вместо роли стратегических собственников предпочитают в основном портфельные инвестиции. И хотя в це­лом вложения иностранного капитала в экономику постсоциалисти­ческих стран постоянно растут, объем их все еще недостаточен для быстрой рыночной реструктуризации крупных компаний, не говоря уже о больших группах.

Процесс приватизации в большинстве постсоциалистических стран близится к концу, правительственные программы наметили завершение перехода государственных активов в частные руки уже в конце 90-х годов. В странах, где приватизация по тем или иным причинам была произведена позже (Болгария, Румыния), с 1997 1 резко ускорилась, и в ближайшие 2—3 года отставание в изменении структуры собственности будет преодолено. В целом приватизация везде проходила медленнее, чем первоначально наме­чалось и со значительными трудностями. Сравнительно быстро

была проведена только массовая ваучерная приватизация, но ее высокие темпы негативно повлияли на формирование рынков ка­питала, обусловив повсеместную недооценку корпоративных цен­ных бумаг, нарушения прав мелких акционеров, плохую информи­рованность рынков о компаниях-эмитентах. Отсутствие необходи­мой информации было особенно губительным для небольших фирм, ценные бумаги которых пока не могут нормально обра­щаться на фондовых рынках. Но, с другой стороны, заниженные цены на бумаги мелких компаний нередко приводят к быстрому появлению у них стратегических инвесторов. Иногда это инспири­руется собственным менеджментом компаний, действующим в союзе с банками, имеющими свой интерес в приобретении акти­вов по заниженной цене.

Особая проблема—необходимость довольно значительной «до­полнительной» приватизации, т. е. сокращения доли государства в капитале приватизированных компаний или полной продажи госу­дарственных долей и пакетов акций. «Недоприватизация» в ряде стратегически важных отраслей, особенно в отраслях естественных монополий, стала фактором, препятствующим экономическому рос­ту. В переходной экономике существуют сотни компаний, где не­значительное участие государства в капитале не дает ни контроля, ни доходов. Государству выгоднее избавиться от них, чем продол­жать номинально оставаться собственником. Во многих крупных компаниях, полностью или частично остающихся в собственности государства, издержки производства достигли такого уровня, что их покрытие потребителями стало практически невозможным. Это особенно актуально для энергетики, газоснабжения, крупных транс­портных компаний. В ряде стран (Чехия, Венгрия, Румыния) по­ставлена задача в течение 1—2 лет провести приватизацию таких компаний, так как только частный инвестор сможет переломить тенденцию монопольного роста издержек и цен и обеспечить по­вышение эффективности.

Необоснованная «недоприватизация» оказывается выгодной го­сударственному чиновничеству. Представители государства часто го­лосуют в интересах наиболее крупных акционеров, естественно, не безвозмездно. Такая весьма распространенная комбинация политики и бизнеса наносит вред государству и может быть пресечена толь­ко последовательным завершением приватизации везде, где это воз­можно. До сих пор не найден и выход из двойственного и чрева­того коррупцией положения представителей государства в крупных компаниях: голосуя в интересах государства за направление значи­тельной части прибыли в инвестиции и развитие, они выступают против интересов большинства акционеров, приоритет которых со­стоит прежде всего в росте доходов на капитал.

обслуживание. Опыт показывает, что ряд крупных банков уже го­тов формировать мощные финансово-промышленные корпорации такого типа. В промышленности России есть практически готовые к подобному реформированию отрасли—авиастроение, энергетиче­ское машиностроение, производство вооружений, химическая и нефтехимическая промышленность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...