Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результат самоактуализации




 

Главным социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности.

Специальные формы компетентности предполагают наличие определенной способности, умения решать очерченный круг задач в определенном профессиональном виде деятельности. Таким образом понимаемая компетентность предполагает наличие у человека определенных знаний, включая узкоспециальные, особых способов мышления и навыков, понимания меры ответственности за результаты своих действий. Высшие уровни компетентности предполагают наличие у специалиста, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, способности оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении задач достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека. [1 с.153]

Учитывая, что в фокусе теории социальной работы находится проблематизированный, повседневный мир людей и социальное их взаимодействие, становится ясно, что самоактуализация специалиста по социальной работе предполагает не только развитие личных талантов и способностей, но и групповую компетентность. [7 с.74]

Компетентность в профессиональной деятельности - это:

. готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригруппового и межгруппового синнергизма;

. умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего результата;

. способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;

. способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь.

Формирование необходимого набора индивидуальных, социальных и групповых компетентностей, считается в настоящее время центральной проблемой развития человека.

Развитие компетентности приводит к тому, что человек может во все более широкий временных рамках моделировать и оценивать последствия своих действий. Это позволяет ему осуществить переход от ориентации на внешнюю оценку и подкрепление поведения, к выработке "внутренних стандартов" для оценки себя, своих жизненных планов, проблемных ситуаций и других людей, что позволяет человеку развивать опору на самоподкрепление. Это особенно важно в тех случаях, когда реализация жизненного плана происходит в условиях неопределенности и (или) жесткой конкуренции. Л. Первин пишет в этой связи, что "особенного внимания заслуживают два обстоятельства. Во-первых, благодаря способности людей устанавливать собственные стандарты, люди рассматриваются как проактивные, а не просто реактивные существа, т.е. люди создают свои собственные стандарты и ставят собственные цели, а не просто отвечают на требования среды. Во-вторых, благодаря развитию их способности к самоподкреплению, возможно осуществление саморегуляции деятельности". [6 с.458]

Самоактуализация работника социальной сферы происходит, главным образом, на пересечении "частного - личного" и "общественного", всегда возникает определенная последовательность жизненных эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, являющимися вызовом для него как субъекта и личности. Принимая вызовы и адекватно решая проблемы человек совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные, но соответствующие наличной "самости" (его потенциалу и уровню компетентности) проблемы. Не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, для решения которых он не обладает необходимыми ресурсами, он терпит поражения, переживает кризисы, может деградировать. При этом он неизбежно приходит к столкновению с более трудными проблемами, но иного, "невротического" качества, решать которые он будет вынужден. Такое развитие событий сузит его возможности самостоятельного выбора целей, потребует психологической или даже медицинской помощи. [1 с.156]

Выбор в направлении самоактуализации, работа над собой с целью собственного развития и роста, должны осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ от усилий по полной реализации своего потенциала, по мнению авторов концепции, чреват возникновением у человека психопатологии или даже метапатологии [3 с.114].

Маслоу полагал, что отказ от саморазвития неизбежно приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым "свертыванием" навсегда тех способностей, которые не используются, не развиваются.

В социальном плане можно предположить, что отсутствие в каком-либо регионе, стране возможностей для самоактуализации граждан приводит к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных, деструктивных тенденций. Вовлечение в процессы инволюции и деградации больших групп людей, отдельных регионов и стран сегодня является одной из основных угроз для человеческой цивилизации в целом.

Как ни парадоксально, но именно работа с такими слоями населения во многом способствует развитию самоактуализации специалиста по социальной работе, являясь с одной стороны, наглядным примером деградации, подхлестывающем к тому, чтобы не покладая рук развиваться самому; с другой стороны - загадкой, вызовом, требующим решения. Поскольку объект социальной работы - человек, личность, то и решений возникает великое множество.

Соответственно, возможностей для самоактуализации у социального работника достаточное количество и он обязан пользоваться этим т.к. противное приведет к невозможности выполнения и решения своих повседневных задач, а значит - к чувству неполноценности.


Заключение

 

Сегодня концепция самоактуализации - это концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающая максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии.

Самоактуализация специалиста по социальной работе является процессом с одной стороны, естественным - социальная работа связана с наличием в профессиональной деятельности все более сложных проблем, не имеющих простых и легко оцениваемых решений, эти проблемы, имеют тенденцию к проникновению во все сферы жизни человека - а это субстрат для развития самоактуализации.

С другой стороны, самоактуализация специалиста по социальной работе является процессом необходимым, т.к. иначе данная профессиональная деятельность просто невозможна.

По этому поводу замечательные слова высказаны Вахромовым Е.Е.: "вспоминая евангельскую метафору, можно сказать, что путь самоактуализации в профессиональной деятельности подобен тем узким вратам, через которые могут войти лишь немногие. Однако другие пути, если они и есть, не легче, поэтому автор берет на себя ответственность дать совет каждому специалисту: пытайтесь решать проблемы самоактуализации в производственной деятельности, потому что этот путь самый естественный и доступный из всех". [1 с.164]


Список литературы

 

1. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е.Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: ПИРАО, 2002. - С.147-164.

2. Мардахаев Л.В. Психология и этика профессиональной деятельности социального работника / Л.В. Мардахаев // Работник социальной службы. - 2003. - № 4. С.69 - 83.

.   Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты: сборник / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С.108-117.

.   Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А.М. Татлыбаева (пер. с англ.) / А. Маслоу // - СПб. Евразия, 2003. - 432 с.

.   Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368с

.   Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. // пер. с англ. М.С. Жамкочьян; под ред.В.С. Магуна. - М.; Аспект Пресс, 2001. - 607 с

.   Ромм, М.В., Ромм, Т.А. Теория социальной работы / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. - 252 с

.   Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы / Н.Б. Шмелева/. - Ульяновск, 1997. - 939с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...