Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ), которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства многих стран. ГГУ явилось результатом продолжавшейся более 20 лет подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих норм, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии. В известном смысле оно по своему значению и влиянию соперничает с французским Гражданским кодексом 1804 г.

В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (_ 1-240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению, исчислению сроков давности, и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права и права собственности. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (_ 241-853), книга третья - вещному праву (_ 854-1296), книга четвертая - семейному праву (_ 1297-1921) и книга пятая - наследственному праву (_ 1922-2385). По мнению исследователей, в разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего права, а в разделе об обязательствах - влияние римского права.

К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.

В книге второй ГГУ ("Обязательственное право") изложены как общие правила, относящиеся к заключению и исполнению любых договоров, так и нормы, регулирующие их конкретные виды (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали".

В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты собственности, владения и сервитутов - прав на пользование чужой недвижимостью.

В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ, допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949 г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области правового регулирования действуют не столько положения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.

Заключение брака, по действующему законодательству ФРГ, должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение - в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе признается факт трехлетнего проживания супругов раздельно. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака.

Наследование в настоящее время регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ и предусматривает наследование по закону и по завещанию. Установлена следующая очередность наследования по закону: потомки наследодателя, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т.д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.

Торговое право ФРГ регулируется ныне комплексом законодательных актов, важнейший из которых - Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., сменившее Общегерманское торговое уложение 1861 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно представляет собой заметное явление в истории буржуазного права. Предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.

ГТУ состоит из четырех книг. В книге первой детально определяются понятия "коммерсант", "торговая фирма", "торговый представитель" и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая - регулированию морского права, включая вопросы торговли, транспорта и страхования.

Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Действуют также законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г. (оба с последующими изменениями), Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты.

В регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными актами центра важное значение имеют нормы конституций земель, а также решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г., в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений, Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контроле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г., Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и многие другие нормативные акты.

За время существования ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих известное участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов производственного совета, а один их представитель входить в совет управляющих (законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). ВФРГ провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами данного профсоюза).

Право образовать профсоюз в целях "охраны и улучшения условий труда и экономических условий", как и соответствующее право предпринимателей создавать свои объединения, закреплено в Основном Законе (ст.9). В свою очередь право трудящихся на забастовки лишь выводится из приведенного и иных положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель). Критерии, по которым определяется "законность", правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ главным образом на основе решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие "общее благо", политические забастовки, стачки солидарности, забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются "запреты на профессию", установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. и в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц, принадлежащих к партиям, которые преследуют "антиконституционные цели".

В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работников (имеются и иные, менее существенные источники пополнения этих фондов).

Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице, содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Действует система пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивший в силу в 1975-1982 гг. Сохраняют также самостоятельное значение законы о социальном обеспечении (в редакции 1982 г.), о федеральном пособии на детей (в редакции 1986 г.), о социальной помощи (в редакции 1987 г.).

За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла - как самостоятельная отрасль законодательства - система нормативных актов экологического характера (большинство этих актов - федеральные). Согласно принятому в 1974 г. Закону учреждено Федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об экологии. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу "кто больше загрязняет природу, больше и платит". Среди природоохранных законов преобладают акты, направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г. (в редакции 1979 г.) и принятое в развитие этого Закона постановление правительства 1987 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г., Закон о сточных водах (в редакции 1987 г.) и Закон об охране природы 1976 г. (в редакции 1987 г.), который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.

Гражданский процесс в Германии регулирует Гражданский процессуальный кодекс, принятый одновременно с Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г. (в силе с 1879 г.). За время своего существования этот Кодекс подвергался сравнительно небольшим изменениям, связанным, главным образом, с изданием Германского гражданского уложения 1896 г. и Германского торгового уложения 1897 г. и с реформами в судоустройстве. В 1950 г. была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения.

 

Уголовное право

 

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права. Он декларировал формально-демократические принципы буржуазной законности и тщательно регламентировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения - в зависимости от тяжести предусмотренных за них по закону наказаний. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).

До установления фашистской диктатуры в Германии не раз создавались комиссии с целью реформы УК 1871 г. Ими было подготовлено восемь проектов нового Кодекса, ни один из которых не был реализован. Однако в период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919-1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений (а также постановлений Союзного Контрольного Совета, осуществлявшего верховную власть в стране в период ее оккупации) на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.

Практически уже вскоре после образования в 1949 г. ФРГ началась подготовка реформы УК 1871 г. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, "расчистка" УК от устарелых положений и т.п. Для более радикальных изменений, затрагивающих основные институты уголовного права, вопросы карательной политики, систему наказаний и иных мер репрессии, в ФРГ использовалась иная форма - так называемые законы о реформе уголовного права. С 1954 г. развернулась работа комиссии Бундестага по "большой реформе". Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на тюремное заключение как устрашающее средство. В противовес этому документу группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. "альтернативный проект", предлагавший более гибкую карательную политику и либеральную трактовку задач уголовного законодательства (широкое применение условного отказа от назначения наказания, идеи ресоциализации заключенных и др.). Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс, устранив наиболее реакционные положения проекта 1962 г. и восприняв некоторые требования авторов "альтернативного проекта", в частности об условном осуждении и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В ряде законов о реформе уголовного права, принятых начиная с 1969 г. (вступление их в силу не раз откладывалось), была одобрена новая редакция Общей части Уголовного кодекса и внесены изменения в статьи Особенной части УК 1871 г., оставленной в силе. Для приведения в соответствие двух разнородных частей УК в 1974 г. издан Вводный закон к УК, насчитывающий 326 статей, - самый большой по объему из всех ранее принятых в ФРГ. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи Кодекса 1871 г., пусть и подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки. После "большой реформы" в ФРГ были изданы отдельные акты, касающиеся некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый - в 1976, второй - в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция Кодекса.

Последние новеллы в УК ФРГ были внесены в 1994-1995 гг. 5 законами и рядом других. В Особенную часть была введена, в частности, норма о подкупе депутатов (_ 108е), исключена ответственность за гомосексуальные действия (_ 175); Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28-й раздел Особенной части "Преступные деяния против окружающей среды" и т.д.

Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний - по подсчетам западногерманских юристов, относящиеся к ним предписания содержатся еще более чем в четырехстах законах. Важной новеллой Общей части УК, действующей с 1975 г., является отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний. Отныне все они делятся на преступления - те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки - за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается "нарушений" - наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные проступки (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.

Действующее уголовное законодательство ФРГ предусматривает так называемую дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от "степени представляемой правонарушителем опасности". К числу собственно наказаний относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от одного до трех месяцев (дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст.102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет). Вопросы, связанные с режимом отбытия лишения свободы, с переводом из одного карательного заведения в другое и т.п., решаются не судом, вынесшим приговор, а судебными палатами по исполнению наказаний при судах земель. Приговор к лишению свободы на срок до шести месяцев может быть вынесен лишь при наличии "особых обстоятельств", учитывая вредное воздействие заключения. Штраф назначается в "дневных ставках" (в размере от 5 до 360 ставок) с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10 000 марок в зависимости от имущественного положения (как правило, от чистого дохода) осужденного.

В предусмотренную действующим законодательством ФРГ систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. В качестве мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы, УК ФРГ предусматривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, "запрет на профессию" и др. В дополнение к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и "социально-терапевтических" и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не использует своих соответствующих прав. Ныне федеральным законодательством охвачены все сколь-нибудь существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.

 

Уголовный процесс

 

Вскоре после издания Уголовного кодекса 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (уложение) 1877 г. Оба эти акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о судоустройстве, в который наиболее важные изменения последнего времени были внесены в 1975 г., распределяет компетенцию между судами различных систем, определяет юрисдикцию судов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования судей и другие вопросы. УПК 1877 г., подготовленный в значительной мере под влиянием французского УПК 1808 г., ставил в бесправное положение подозреваемого в ходе дознания, проводимого полицией, но давал некоторые права обвиняемому (в том числе на участие защитника) на предварительном следствии, проводимом прокуратурой, а также состязательную форму судебного разбирательства с предоставлением значительных дискреционных полномочий председательствующему. В период нацистской диктатуры было отменено большинство процессуальных гарантий для обвиняемого, а также, по существу, законодательно оправдан произвол судей и учреждены специальные суды для расправы над противниками нацистского режима (Верховный народный суд, особые суды низшего уровня и др.). Соответствующие изменения были внесены в Закон о судоустройстве и УПК.

После свержения фашизма на всей территории оккупационных зон стали действовать (по решению Контрольного Совета) Закон о судоустройстве и УПК в редакции 1924 г. С момента образования ФРГ УПК был значительно изменен и дополнен, в частности Законом о малой реформе уголовного процесса 1964 г.: он расширял права обвиняемого на защиту. Часть этих изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивала процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 г. - в 1950 г., 1964 г., 1975 г. Наконец, в 1987 г. наряду с новой редакцией УК была опубликована и новая, ныне действующая редакция Уголовно-процессуального кодекса, все еще называющегося УПК 1877 г. Существенные коррективы в его текст внесены Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...