Классификация УО С.Я.Pубинштейн.
1 гpуппа - дети, пеpенесшие поpажение ГМ, а затем pазвивающиеся на дефектной основе, но пpактически здоpовые (непpогpедиентная гpуппа - дети олигофpены). Дети олигофpены Дети, пеpенесшие тpавмы мозга, энцефалиты П гpуппа - дети, стpадающие текущими заболеваниями мозга (гpуппа - деменция). Дети с pевматическим поpажением неpвной системы Дети с сифилисом головного мозга Дети с эпилепсией, Дети - с шизофpенией Дети с гидpоцефалией Суть. Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта. Симптоматика умственно отсталых богаче. Необходимо учитывать, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости умственно отсталых детей сказывается не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики. Актуальна проблема терминологии. До 95 г. – единая система: олигофрения, аномальные дети. С принятием Закона об образовании - распад старой терминологической системы. Желание с западной, европейской системой, общечеловеческий подход. Главный недостаток – недифференцированность этих терминов. На Западе давно перешли к 9-му пересмотру, а с 94 года – к 10-му. Не существует прямого соответствия педагогических и клинических терминов. Напр., традиционно в клинической – ПИН, но в педагогике нет такого термина. К этому термину клиницисты относят УО, а мы его направляем в класс для детей с ЗПР. В медицине УО=О ранней формы. Медицина выделяет и деменцию. В 8 виде возникло педагогическое понятие. С т.зр., пед.классификации включаем в УО, а медики приходят в ужас. В основе лежит педагогический подход – с т.зр.обучаемости. С переходом в МКБ положение еще больше усложнилось. Раньше УО имело клинические формы 3 степени олигофрении. Теперь 4 степени по МКБ. В школе нужна 2-хуровневая программа и дифференцированные классы: умеренная и тяжелая. Если принимаем в школу 8 вида с легкой УО, то умеренную степень не принимаем, а тяжелая и глубокая – в центры реабилитации. Споры идут.
Проблема – комплектование. Основная неосложненная форма по классификации Певзнер – 1/3 учащиеся классов для детей с ЗПР. Возникла необходимость научного изучения, анализа и описания контингента УО, которые должны лечь в основу новых программ. Адаптированная программа ЗУН должна соответствовать реальным потребностям этого понятия, если хотим сохранить школы. В 8 вид мы должны принимать умеренную и тяжелую степени, социально их адаптировать, интегрировать, обучать, а не изолировать.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК Входит: - продолговатый мозг с ретикулярной формацией - (сеточка+образование – древняя центральная сердцевина мозга, простирающаяся от спинного мозга до промежуточного. Состоит из нейронов, входят множество путей от сенсорных систем и других отделов мозга, выполняет сложную интегративную функцию под контролем КБП. В ее состав входят дыхательный, рвотный и сосудодвигательный центры.); - ядра таламуса (совокупность нейронов крупного отдела промежуточного мозга. Функция: обработка и передача информации в КБП. Поражение ядер может привести к нарушению протекания сенсорных процессов, восприятия речи, эмоционального поведения); - лимбическая система – (совокупность мозговых образований, включает КБмозга, ядра конечного мозга, таламуса, гипоталамуса. Участвует в управлении вегетативными функциями, эмоциональным и инстинктивным поведением /пищевым, половым, оборонительным/, оказывает влияние на смену фаз сна и бодроствования, играет роль в процессах памяти);
- мозолистое тело – (самые крупные нервные волокна ГМ, соединяет в основном лобную и теменную области, при поражение нарушаются взаимодействия полушарий); - медиобазальная поверхность коры. Функции: 1) поддержание коры в тонусе, 2) регулирует уровень бодрости и активности коры, 3) регулирование уровень сна и бодрствования. При поражении: наблюдаются неспецифические дефекты, характерные по своему механизму всем нарушениям психических функций и проявляются в снижении уровня активности, в снижении работоспособности, темпа, ритма работы, быстрой истощаемости (астеничный симптом) человека
БЛОК ПРИЕМА ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЙ (внешней) ИНФОРМАЦИИ. Входят структуры: все задние отделы больших полушарий (височная, теменная и затылочная). Функции: 1) прием поступающей информации – функция первичных полей проекционные поля; 2) переработка поступающей информации, анализ и синтез свойств предметов-функций вторичных полей. Здесь создается целостный образ предмета, определяются его качественные характеристики и эта информация передается в 3) третичные поля, для сохранения и дальнейшего манипулирования (оперирования) образом предмета. К третичным полям относятся ассоциативные поля (эволюционно молодые участки новой КБМ. Составляет примерно две трети поверхности всей коры. Располагается в теменной, лобной и височной зонах. Роль: обеспечивает целенаправленное поведение, планирования действий, узнавания объектов, разных форм речи). Функция третичных полей – не только сбор, но и манипуляции образом предмета. В 2-ом блоке четко прослеживается специализация отделов. Есть поля, которые отвечают за функции: затылочная – информация со стороны зрения (агнозоя); височная – со стороны слуха; центральная – движение, двигательная (ДЦП); теменно-затылочная – пространственная ориентировка. Поражение приводит к соответствующим нарушениям в виде агнозии, апракции, афазии, алалии.
При поражении: возникают специфические дефекты. Они имеют две характеристики: 1) нарушение отдельных психических функций (память, восприятие, мышление, внимание);
2) модальностный характер – нарушение одного из видов поступающей информации. Модальностный характер проявляется в последовательном нарушении отдельных элементов психических функций, связанных с переработкой определенной информации (нарушения зрительного восприятия ведет к нарушению зрительной памяти, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственное ориентирование, нарушение восприятия, представлений).
БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОТЕКАЮЩЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Входят структуры: в основном лобная область. Функции: 1) планирование психической деятельности, 2) управление (регуляция) выполнением заданий, которая проявляется в произвольном характере протекания познавательных процессов. 3) функция контроля – контролируя я сличаю то, как я это сделал, с тем как это должно быть. 4) эмоциональная оценка; 5) мотивация. При поражении: 1) нарушение функции планирования и контроля своих ошибок; 2) нарушение функций регуляции проявляются в "полевом поведении". Эхопраксия-повтор поведения (нарушение произвольного аспекта). Эхолалия-повтор обращенных фраз (нарушение произвольного аспекта). 3) нарушение эмоциональных функций: при поражении левого полушария преобразующий отрицательный знак эмоций. При поражении правой лобной области – состояние эйфории. 4) снижение мотивационных потребностей, сниженная мотивация, которая проявляется в пассивности, инактивности, индеферентности (безразличия). Поражение тех или иных участков приводит к соответствующим нарушениям в виде агнозий, апраксий, афазий и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|