Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование самооценки УО детей




Самооценка - это оценка человеком самого себя своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов

Исследованием самооценки у умственно отсталых занимались В. В. Звйпрншк, В. С. Братусь, С. Я. Рубинштейн и др. Все исследователи сходятся во мнении, что самооценка умственно отсталых детей носит неадекватный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, т. е. функции регулятора и стимулятора поведения и деятельности.

У умственно отсталого ребенка снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Умственно отсталый ребенок в различных ситуациях выбора не в полной мере производит учет и анализ изменяющихся обстоятельств. Это говорит о недостаточной эффективности функционирования оперативкой самооценки. Отсюда - неполноценная ориентировка в каком-либо задании, деятельности Перечисленные особенности отражаются на своеобразии развития самооценки у умственно отсталых.

Самооценка у умственно отсталых детей на разных этапах обучения во вспомогательной школе различна:

1. в младшем школьном возрасте - заниженная или завышенная;

2. в среднем - наиболее адекватная;

3. в старшем-преимущественно завышенная.

Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т. д.

Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте у умственно отсталых часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.

В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определяется характером дефекта. Так, у олигофренов с легкой степенью и уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У олигофренов в степени имбецильности уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также нарушена какая бы то ни была зависимость между трудностью задания и уровнем притязания.

Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность, предвидеть ее результаты.

Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания умственно отсталых детей, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребенка.

 

Особенности эмоциональной сферы УО

Эмоции – специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные и неприятные тона в зависимости от полученного результата. Эмоции могут характеризовать жизнь человека. Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое. Эмоции – особые внутренние ощущения. Они в отличие от ощущений, характеризуют не объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные психические и физические состояния, такие как радость, грусть, гнев, страх, удивление, отвращение. Эмоции не имеют предметной отнесенности. Эмоции – индивидуальные, личностные особенности человека. Эмоциональные состояния не только функциональные состояния, но и направленность поведения. Например, гнев или активный страх провоцирует агрессивно-оборонительное поведение, огорчение или пассивный старх – пассивно-оборонительное. Виды эмоций: настроения, эмоции (простейшие или биологические), аффекты, чувства, страсти, стрессы.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены в первую очередь спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Эмоции и чувства умственно отсталого ребенка недостаточно дифференцированы. Его переживания примитивны, и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний. Чаще всего ему присущи крайние, полярные чувства: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Таким образом, можно говорить об ограниченности диапазона переживаний умственно отсталых детей. С этим связаны частые затруднения понимания мимики и жестов, выразительных движений людей, изображений эмоций на картинках.

Наблюдается живость эмоций умственно отсталых детей (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются также раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того, у умственно отсталых детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны резкие перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у детей первой группы преобладает процесс возбуждения, у детей второй - процесс торможения.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств умственно отсталого ребенка, а также незрелость, примитивность его мотивационно-потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

К категории умственно отсталых, помимо олигофренов, относятся дети с астеническими состояниями, психопатоподобным поведением, грубым недоразвитием личности. У них могут проявляться болезненные проявления чувств, состояния раздражительной слабости, склонность к аффектам, резкие вспышки раздражения. Предвестниками приближающегося обострения заболевания, на которые необходимо обратить внимание, могут быть эпизодические расстройства настроения (дисфория), немотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояние (апатия).

Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации его в дальнейшем.

Эмоционально-волевая сфера: недоразвитие эмоций, неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами т.п. Переживания их неглубокие, певерхностные, эмоциональные реакции нe адекватны источнику. Характерны то повышенная эмоциональная возбудимость, то спад (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Развивается негативизм, упрямство.

Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Мотивы у умственно отсталых недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.