Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная цель юридической обработки правовой информации — предоставить пользователю дополнительные возможности поиска и анализа правовых актов.




Все это не просто существенно повышает эффективность работы пользователя, но и даже позволяет решать такие задачи анализа правовой информации, которые в принципе неразрешимы без использования специальных профессиональных инструментов — без справочных правовых систем КонсультантПлюс. Дело в том, что решение серьезных правовых вопросов требует поиска не только заранее известных документов поточным реквизитам. Для решения действительно глубоких задач необходимы анализ тематических подборок документов, тщательное изучение всех взаимосвязей правового массива: нормативных и иных официальных актов, материалов судебной практики, авторских материалов, законопроектов и т.п. Такую аналитическую работу ежедневно, перед включением каждого документа в систему, тщательно проводят специалисты компании КонсультантПлюс — более 1200 профессионалов: юристов, аналитиков, технологов, администраторов баз данных, работающих в производстве и разработке системы КонсультантПлюс. Для этого каждому отдельному пользователю понадобились бы годы работы.

СПС иностранного производства

За рубежом компьютерные СПС появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

Кстати, в России масштабы распространения СПС намного больше, чем в зарубежных странах. Например, в 2000 году ведущий германский производитель компьютерных справочных правовых систем JURIS обслуживал во всей Германии лишь около 13 тыс. пользователей. В нашей стране в 2000 году только у компании «Консультант Плюс» было свыше 100 тыс. клиентов, то есть в 10 раз больше!

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как уже отмечалось, подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы в газете "Российские вести" (либо также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"). Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер.

Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных нормативных актов

:

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.
Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек.
Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правоприменительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей.
Полная эффективность правоприменительных актов достигается тогда, когда все их цели и ближайшие, и отдаленные, и конечные - выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическим затратами, в наиболее краткий срок.

 

 

11. Справочные правовые системы за рубежом Идея реализовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. Тогда впервые в мире параллельно с развитием современных технологий и средств телекоммуникации начали появляться справочные правовые системы. Назвать это просто данью моде или духу времени нельзя. Разработка СПС была обусловлена тем, что уже в то время базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать такое огромное количество материалов, какое не могла вместить ни одна обычная библиотека. Так, например, германская информационная система JURIS на 1990 г. содержала около 330 тыс. судебных решений, из которых 40 тыс. не были опубликованы и доступ к ним предоставлялся только через JURIS. Эта СПС - полнотекстовая. Первоначально же существовали системы индексного типа - своего рода грандиозные электронные каталоги, дающие возможность найти полные сведения о выходных данных интересующих пользователя документов: названии, номере, дате издания, принявшем органе и т. д. С помощью полученных библиографических реквизитов отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал, уже не составляло труда. В Европе первой индексной системой компьютерного поиска юридической информации была бельгийская Credos. Она появилась на свет в 1967 г. как результат совместных усилий университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. Информационный банк системы содержит данные о государственном и международном праве, парламентских материалах. Однако пользователь Credos не может напрямую сообщаться с информационным банком. Для получения интересующих его данных он сначала должен обратиться в специальное информационное бюро. Ждать ответ приходится довольно долго - от 2 до 8 дней. В дальнейшем некоторые индексные системы стали работать в диалоговом режиме, и сегодня они располагают сетью терминалов в библиотеках и широко доступны для всех желающих. Примером такой системы служит Finlex, созданная в 1982 г. Министерством юстиции Финляндии. Она предоставляет информацию о судебных решениях и судебной практике. О полноте Finlex свидетельствует хотя бы то, что одна из восьми ее баз содержит данные о юридической литературе, использовавшейся в судебной практике с 1926 г. Однако ни одна из индексных систем, при всех их достоинствах, не дает возможности ознакомиться с документом в целом. В этом смысле удобнее полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый источник, но и работать с текстом. Проектирование одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США LEXIS началось еще в 1967 г. с соглашения, подписанного между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов. В ее информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США. В LEXIS включены британские источники права, а с 1981 г. - английские судебные прецеденты. Сегодня эта система называется LEXIS-NEXIS и доступна через сеть Internet.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...