Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие указания к главе о технике обучения




 

Указанные выше технические построения подходов дают лишь основную канву, основные примерные принципы построений и не больше.

«Подходы», т.е. нужные возбудители должны быть отыскиваемы самим дрессировщиком, ибо они могут быть различны для каждой собаки. Здесь же мы указываем наиболее типичные из них и чаще других употребляемые.

Индивидуальные особенности почти каждой собаки потребуют их изменения и дополнения.

При тренировке военной собаки необходимо учесть главнейший фактор, всплывающий в вопросах реального применения собак в бою. Это воспитание безотказной работы непосредственно под огнем противника. Безусловно, все инсценировки при «холостых» выстрелах ни в коем случае не могут создать нужного эффекта. Непередаваемое свистящее жужжание летающих пуль и завывание шрапнели, действуют совершенно по другому, нежели действуют выстрелы на маневрах.

Казалось бы, что все это не должно было бы отражаться на психике собаки, так как последней «непонятно» значение этого свиста так, как понятно это человеку.

Но дело не в том. Инстинктивный страх неизвестного, совершенно не обычного, незнакомого и поэтому непонятного явления, внезапно появляющийся и исчезающий, вот причина безотчетного «животного» страха.

Необычайная обстановка с мелькающими, свистящими звуками способствует безотчетной панике.

В силу этих соображений необходимо во всех курсах по подготовке военных собак, как обязательное упражнение, шлифующее работу, ввести ознакомление собак с действительным огнем противника. Я не говорю здесь о технике этих упражнений, я говорю лишь о самой идее. Она необходима так же, как необходимы ночные занятия с игрой прожекторных лучей и с ракетами. Срочно необходимо сделать соответствующие опыты, дабы сделать установку на действительную помощь военных собак в моменты действительного боя. Только после этих опытов может быть разрешен ряд спорных вопросов о действительной помощи собак в боевой обстановке.

Такие опыты должны быть проводимы в обязательном порядке.

Перед маневрами или в других случаях обычно усиливаются занятия с собаками, с целью добиться лучшей подготовки. Результаты бывают в большинстве случаев совершенно обратные, собаки начинают работать хуже, чем они работали месяц тому назад. Такие примеры являются типичными случаями перегрузки, передрессировки собак. Как нельзя при плохой «аппортировке» собаки злоупотреблять этим приемом, давая его по пятидесяти раз в день, вызывая этим у собаки отвращение к аппорту, так нельзя давать перегрузку и в часах занятий, усиливая занятия с 4 до 6 часов в день или делая их два раза в день по 3–4 часа. Этим мы, конечно, ухудшим дело, ибо собака потеряет интерес к работе – этот главнейший фактор дрессировки.

В таких случаях приходится, наоборот, давать отдых собаке, прерывая занятия на 3–4 дня, вводя в эти дни купание собаки, прогулки и игры.

Практики-дрессировщики прекрасно знают это и, в целях недопуска перегрузки в занятиях, вводят один день среди недели – свободный. Здесь необходимо помнить, что чем однообразней и чаще повторяется прием, тем меньше у собаки интереса к его проработке.

Опытные руководители и дрессировщики перед испытанием собак один-два дня совершенно не ведут занятий. В подавляющем большинстве случаев, результаты этого мероприятия бывают превосходны, собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.

Высказанная здесь мысль особенно должна быть учтена при составлениях плана занятий и еженедельных расписаний.

До сих пор вопрос об отдыхе дрессировщиков также не получил своего разрешения. Основанием к поднятию этого вопроса является чрезмерная нервная «нагрузка» дрессировщика. Каждый педагог изнашивает нервы больше чем человек, занимающийся физическим трудом. Работа над детьми сильнее треплет нервы, чем работа над средним возрастом и это вполне понятно, ибо при работе с детьми больше взаимных непониманий, больше напрягаются и сдерживаются нервы педагога, искусственно идущего по плоскости детского миропонимания.

Еще ярче это проявляется при обучении собак. При всех ошибках собаки дрессировщик должен прежде всего искать ошибку в своих действиях. Во всех без исключения моментах дрессировщика, последний должен мыслить не умом своего масштаба, а заключать свою психику в определенные границы миропонимания собаки. Эта черта является главнейшей и в то же время труднейшей при дрессировке.

Постоянное напряжение нервов, постоянное сдерживание себя при ошибках собаки, – вот главнейшие причины расшатывания нервов дрессировщика. К этому надо добавить, что такая «нагрузка» является ежедневным явлением. Все это говорит о приравнивании должности дрессировщика к «вредным цехам», требуя увеличенного времени отдыха.

Будущее покажет во что это выльется. Специальные врачебные комиссии вырабатывают соответствующие нормы.

Мы считаем необходимым указать на это, ибо десятилетняя практика наглядно показала, что постоянная работа с собакой изнашивает нервную систему значительно скорее, чем какая-либо другая работа.

Дело применения служебных собак в целом, особенно за последнее пятилетие, шагнуло значительно вперед. Тяжелый фронт борьбы с кустарничеством в основной своей идее остался позади. Сейчас молодой дрессировщик научился анализировать. Это и есть тот основной момент, стоивший неимоверных усилий в борьбе со старыми методами дрессировки. Работникам старой школы метод анализа был явно невыгоден, ибо он срывал ореол таинственности «великого мастера» дрессировщика. Это и затрудняет борьбу. Но борьба в основе своей закончена и первая боевая позиция взята наукой. Молодому дрессировщику даны твердые научные данные, благодаря которым он, не блуждая в потемках, умеет сам путем анализа найти такой вид возбудителя, который в данный момент, при данной обстановке и при данном состоянии собаки, даст желаемый эффект. Главное сделано.

На ближайшей очереди стоят другие вопросы, – вопросы, требующие срочного решения, вернее не решения, а начала упорной проработки их. Это вопросы норм веса и роста (стандартизация) собак, а затем вопросы психо-технического обследования дрессировщиков и (что еще труднее) собак.

До сих пор мы исходили в вопросах выращивания молодняка, беря в основу «личный опыт» и «приблизительные» определения. Мы не имеем стандартных норм роста и веса и зачастую, видя болезненно раздутого щенка, говорим об его «хорошей упитанности» (пример несколько груб, но в принципе это так). Для определения той же «упитанности» обычно «прикидывают» щенка на руку и выносят с безапелляционным видом то или иное определение. То же обстоит и со взрослыми собаками. Ведение ежемесячного провеса совершенно не спасает положение вещей.

Допустим, что двухлетняя собака имеет следующую (примерную) запись провеса (все взвешивания производились до еды): сентябрь октябрь ноябрь декабрь 35 кг 33 кг 31 кг. 29 кг – можем ли мы сказать, что эта собака теряет свой вес и положение угрожающее?

Конечно, нет. Так как мы не знаем ее нужного, полезного рабочего, среднего веса, если ее рабочий вес должен быть около 32–33 кг, то промерку октября – 33 кг мы запишем как «0» (нормальную) и результат провески сентября – 35 кг мы отнесем к невнимательности владельца собаки за перекорм; если же ее рабочая норма будет около 35–36 кг, то промер того же октября – 33 кг мы будем считать уже как минус и также отнесем к невнимательности владельца собаки за недокорм; провеска декабря – 29 кг и это падение не страшно, ибо оно естественно с наступлением холодов.

Итак из приведенного примера для определения среднего рабочего веса видно, что по этой линии мы ушли не далеко; простые взвешивания, как бы они часты и правильны ни были, дают не так много, как кажется с первого взгляда. Они «безотносительны» и это их главный минус – мы до сих пор не знали хорошо или плохо 35 кг для собаки такого-то возраста, а раз это так, то мы не можем и сказать в плюс или минус идет рядом стоящая цифра.

Но мы должны иметь эти средние рабочие нормы. Госпитомники и любители должны рано или поздно поднять этот вопрос. Мне кажется, что сейчас не рано и не поздно, а как раз вовремя.

Помимо этого мы должны иметь помесячные нормы роста и также средний рабочий рост. Мы должны стремиться к тому, чтобы, взяв 3-месячного щенка, могли уверенно сказать, что ему не хватает до нормы 800 г веса и 3 см роста. Без этого мы будем блуждать в «субъективных» потемках.

Вторым вопросом текущего дня является вопрос исключительной важности – вопрос научно-обоснованного подбора людей, идущих в наше дело, и, наконец, самое важное, подбора собак, поступающих в дрессировку.

Если в смысле веса и роста и имеются проблески какой-то работы, то в последних вопросах не сделано еще ничего реального, кроме мысленных намеков, схематичных набросков. Между тем, эти вопросы имеют решающее значение. Я затрудняюсь себе сказать, что важнее для нашего дела, правильный подбор людей или правильный подбор собак. Мне все же кажется, что людей, ибо если мы будем иметь дрессировщиков, не любящих дело и не могущих по своим качествам быть ими, то как бы хороша ни была собака, должных результатов не будет.

Не все люди одинаковы в своем «психическом» укладе, благодаря разным особенностям характера, по-разному делается и работа. Для хорошего дрессировщика мы должны предъявить большие требования. Примерно, они сведутся к следующим отдельным чертам характера:

1) Заинтересованность в деле.

2) Любовь к собаке.

3) Заботливость.

4) Находчивость.

5) Смелость.

6) Сообразительность.

7) Настойчивость.

8) Терпеливость.

9) Выносливость.

10) Наблюдательность.

11) Подвижность.

12) Хладнокровие.

13) Общая физическая развитость.

14) Энергия.

(Наименования по несколько устаревшей терминологии.)

Как видно, требования не маленькие. Подбор достаточно труден, ибо универсальных людей мало. Все же все указанные 14 пунктов являются нужными факторами и как-то должны быть выявлены.

Можем ли мы представить пользу от дрессировщика, если он не любит собак, или не находчив, или не настойчив или не обладает подвижностью? Думаю, что нет.

Такого подбора людей сейчас нет. Примитивно спрашивают: «а ты любишь собак?», «а вы терпеливы?». Я думаю, что не найдется такого человека, который бы подал заявление о принятии и ответил бы, что он не любит собак.

Нужен отбор научно-обоснованный, нужна такая обстановка отбора, которая лишает возможности неточных выводов «со слов».

Америка давно отрешилась от слепого набора людей на службу; «психо-техническое» обследование поступающего стало обязательным при каждом поступлении. Психофизическое состояние человека точно проверяется, и несоответствующие своему назначению работники почти отсутствуют. В России таким психо-техническим обследованиям подвергаются ряд работников, как-то: стенографистки, летчики, артиллеристы, пожарные, и т.п., уже выработан ряд тестов (вопросов, задач и способов обследования), по которым контролируется память и устойчивость, объем внимания, скорость соображения, находчивость и т.п. качества,

Нашего дела эти методы еще не коснулись. До сих пор, беря человека и обучая нашему делу, мы не знаем, пригоден ли он для нашей работы и, наоборот, давая ему собаку для дрессировки, мы так же не знаем, обладает ли она необходимыми для работы физическими и «психическими» качествами. Пока мы бродим в потемках и нередко талантливый дрессировщик «разочаровывается» в деле, так как ему попадается непригодная собака, которую мы «еще не выявили», относя все недочеты к бедному дрессировщику, и нередко хорошая собака губится дрессировщиком, не имеющим права работать по этой специальности.

Предлагаемый мною отбор необходим. Он кажется трудной и кропотливой работой. Вопрос о техническом построении этих опытов требует тщательной коллективной проработки лучших авторитетов нашего дела и профессуры. Здесь я даю лишь основную идею. Задача каждого собаковода, инструктора, курсанта и любителя – помочь в нашем общем деле. Выработка тестов зависит от логического мышления и наблюдательности автора. Необходимо помнить, что люди идут на такого рода обследования с известным «предубеждением» и зачастую говорят неправду, поэтому нужно ставить тесты, по возможности, так, чтобы человек не знал, что его обследуют. Пример теста: поступающий человек входит в кабинет экспериментатора; ему предлагают садиться; после ряда переговоров в комнату вводят собаку, указывая на которую, экспериментатор говорит: «вот с этой собакой вы будете работать». Вскоре после этого экспериментатора вызывают и, он, говоря «посидите немного я скоро приду», уходит, и человек остается один; из соседней комнаты через «глазок» все время ведется наблюдение. Поведение человека, когда он один и наличие той собаки, с которой ему придется работать, может дать ряд нужных и полезных моментов. Здесь я указал примитивный пример. Подобных задач можно придумать много. Все они требуют соответствующей проверки и корректив.

Ряд тестов для обследования дрессировщиков может носить и вопросный характер (вопросы и ответы). Еще труднее придумать вопрос о психо-физическом обследовании собак. Физические качества определить сравнительно легче. Построение этих опытов нужно проводить, стремясь к выявлению приблизительно следующих качеств:

1) Рост.

2) Мускулатура.

3) Общее физическое состояние.

4) Обоняние.

5) Слух.

6) Зрение.

7) Выносливость.

К выявлению «психических» качеств нужно отнести следующие:

1) Активность.

2) Смелость.

3) Злобность (если требуется по роду службы).

4) Возбудимость.

Так, например, тест на злость должен быть построен так, чтобы можно было тем или иным возбудителем «вывести собаку из себя». Например: путем отнятия чашки с едой или путем соответствующих физических возбудителей.

При появлении реакции на возбуждения злости узнают:

1) Силу возбуждения.

2) Скорость возбуждения.

3) В чем она выражается.

Тесты на трусость могут быть в виде надвигающихся предметов странной формы (собака боится больше вещей нежели людей, т.е. всяких новых форм вещей) или внезапных сильных возбудителей, световых и шумовых, причем эти возбудители внезапны и появляются во время исполнения того или иного задания.

Ряд тестов с лабиринтом (тест на ориентировку) и зажигающимися камерами (тест на следовые рефлексы) дадут то, что нам нужно и чего еще нет у нас.

Мне кажется, что этот вопрос не может быть ведомственным; он бесспорно должен иметь междуведомственный характер (между теми ведомствами, которые ведут работу с служебными собаками), он должен быть общим. Он стоит во всей своей важности на пороге текущего дня.

Только широким обменом мнений и цифр можно достигнуть желаемых результатов. Нужно начать это делать немедленно, так как за спиной этих вопросов громоздятся другие, не меньшей важности.

Занимаясь в настоящее время проработкой данных вопросов, я буду крайне признателен тем читателям, которых так или иначе заинтересует поднимаемый мною вопрос и которые найдут нужным обменяться со мной своими мнениями.

(Адрес автора: Москва, ст. Вешняки, Казанской ж. д., Октябрьский пр., д. 19, Всеволод Васильевич Языков.)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Основные понятия о собаководстве и краткие сведения по содержанию, уходу и гигиене собак

Искусственный подбор

 

С того времени, как человек одомашнил собаку и сделал из нее помощника в трудных условиях своего существования, появился и спрос на нее. Последний родил, в свою очередь, предложение, т.е. другими словами появился рынок, товаром в котором сделалась собака.

Различные виды применения собак и различные внешние условия их существования, как, например, климат, различные виды работы, постепенным эволюционным путем определили основные разновидности пород (вернее грубые очертания пород). Так, одни из собак стали более быстрыми в беге, другие более выносливыми, одни обрастали грубой и длинной шерстью, другие остались короткошерстными.

Постепенно появились разные окрасы (защитная окраска) и разные формы строения тела (экстерьер).

Различные виды и породы собак создались не столько естественным путем, как под влиянием требований человека. Так, задаваясь целью создания быстрой в беге собаки, человек сознательно подбирал однотипичных собак с лучшими ногами, такая работа, носящая регулярный характер в целом ряде последующих поколений, и создала различные породы собак.

В мире все изменяется. Породы приходят и уходят в вечность. То, что было нужным или «модным» вчера, уже не нужно сегодня. На ряду с классическим отбором и подбором, тысячи собак представляют собой результаты случайных смешений, определить породу которых не представляется возможным.

Говорить о собаках более или менее можно лишь с исторических времен, которые оставили после себя те или иные памятники, заметки и т.п. данные. Все, что касается более древних времен, базируется на догадках и выводах, сделанных путем логических сопоставлений.

Говоря же о памятниках старины и рисунках, нужно сказать, что последние не представляют собой действительного подобия, так как рисунки того времени носят «стилизованный» характер, с ломаными и грубо выведенными линиями.

Поскольку имелся спрос на лучшую, выносливую и наиболее пригодную собаку для той или иной работы, постольку человек стал путем искусственного подбора стремиться к улучшению имеющихся качеств собаки, т.е. стал, путем скрещивания, искусственно выводить породы. Такие процессы и называются собаководством.

Постепенно человек, начав это дело с грубых основных форм, познавал все новые и новые закономерности наследственных передач и тем же медленным эволюционным путем создавалась особая наука о наследственных передачах.

Наследственность, т.е. передача по наследству общих признаков (обычно не тождественных) является одним из самых загадочных явлений природы. В основе этого лежит общее положение, говорящее, что каждый размножающийся организм рождает всегда себе подобных (цветок рождает цветок, собака – собаку, порода – породу и т.д. Молодая наука генетика (учение о факторах наследственности) с каждым годом выявляет все новые и новые закономерности в наследственных процессах. Пройдут годы и наука подойдет вплотную к разрешению этой самой сложной загадки природы.

Вся теория эволюции (в сущности вся биология) строится исключительно на законах о наследовании признаков.

Случая в природе нет, все закономерно и имеет свои причины.

Мы можем еще не знать некоторые закономерности, но они есть. Наука идет вперед. Будет время, когда точнейшие формулы и таблицы будут «предугадывать» полезные и неполезные признаки молодняка.

Наследственность – одна из точнейших наук.

Во второй половине XIX века еще шаткое учение о наследственности сделало большой скачок вперед благодаря Грегору Менделю, выявившему ряд законов о наследственных передачах. Эти законы и все его учение получило название «менделизма» и послужило основой для новейших изысканий новой молодой науки – генетики. Размеры книги не позволяют остановиться подробнее на этом учении, да это и не входит в задачу книги. Во всяком случае собаководу необходимо ознакомиться более подробно с этими вопросами.

Самое интересное место в общей науке о наследственности занимает «учение об изменчивости».

Основными причинами изменчивости внешних форм животных являются внешние условия жизни, а именно условия питания, влияние окружающей среды, температура и т.д. В силу влияния этих условий и приспособляемости организма, постепенно появились на севере белые медведи, приобретая свой цвет тысячелетиями. Появились те или иные виды и разновидности собак, таксы с вытянутыми мордами, борзые с сильными челюстями, исключительно развитыми ногами и легкими.

Все живые организмы стремятся передать по наследству свои признаки. Но тождественности в этих передачах не бывает. Нет в мире двух тождественных людей, так же как нет тождественной осы или пчелы. Отдельные индивидуумы могут быть похожи (близнецы), но все же не тождественны между собой (дактилоскопия).

Генетика (учение о наследственности) знает основную формулу «подобное рождает подобное». За последнее время вопрос о постепенном улучшении тех или иных признаков стоит открытым. Наука говорит, что родители передают свои признаки, но не улучшают их, а изменение генотипа (совокупности всех наследственных задатков, получаемых от родителей) происходит периодическими скачками (так называемые мутации), после которых прежние признаки уже не возвращаются.

Говоря об общем выводе, нужно сказать, что всякая особь передает своим потомкам лишь то, что она сама унаследовала от родителей, т.е. «подобное порождает подобное».

Безусловно, научно-подготовленный дрессировщик-специалист, а тем более собаковод, должен знать те основные законы наследственности, на которых строится дело рационального разведения собак, а также рационального содержания, ухода и воспитания собак, – этой необходимой азбуки собаководства. В настоящей книге мы сможем только указать наиболее характерные моменты собаководства, с которыми приходится встречаться дрессировщику в его практической работе.

За несколько времени перед тем, как нужно вязать (случать) суку, дрессировщик должен подобрать кобеля-производителя. Было бы ошибочно, в данном случае, при подборе руководствоваться только заслугами кобеля на выставках и принимать во внимание его призы и награды. Здесь прежде всего должен быть поставлен вопрос о выравнивании недостатков и о взаимном уравновешивании отдельных признаков кобеля и суки.

Так, например, если бы нам пришлось вязать низкорослую суку с одним из кобелей на выбор, причем первый имел бы высокий рост и имел бы 1-ю золотую медаль, но его отец или дед числились бы низкорослыми собаками, а другой кобель, имея малую золотую медаль, обладал бы также большим ростом и этот признак считался бы закрепленным за данными кровями, мы бесспорно предпочли бы нашу низкорослую суку спаривать со вторым кобелем (конечно, этот пример носит характер примитива).

Необходимо указать, что при подборах производителей с взаимно уравновешенными признаками необходимо уравновешивать не только внешние признаки экстерьера (физические признаки), но в равной мере и признаки «психические», т.е. характер собаки. Для служебной работы это явление (а у нас обычно мало обращают на это внимания, подбирая производителей только по экстерьеру), носит чрезвычайно серьезный характер, и дрессировщикам зачастую приходится расплачиваться за неосмотрительность собаководов.

Лично мне кажется, что уравновешивание «психических» признаков должно быть доминирующим, что на выставках «служебных» собак золотые медали должны даваться собакам, не только имеющим богатый экстерьер, но и с хорошими и полезными чертами характера. Возможно, что этот взгляд вызовет полемику, но за 10 лет работы он для меня вполне ясен и определенен. Классический экстерьер – это лишь 40% хороших качеств служебной собаки.

Собаководу необходимо помнить, что гены (отдельные факторы наследственности) пороков, болезней и вообще всех отклонений от норм также передаются в потомство.

Рациональное спаривание в погоне за улучшением кровей данной породы может иметь массу различных комбинаций, но таковая постановка дела может быть проведена лишь при правильных записях в родословную книгу (студ-бук).

У нас, к сожалению, в деле применения служебных собак указанная книга хотя обычно и ведется, но носит скорее характер простой канцелярской регистрации, нежели «родословной книги» собаковода и только опытные собаководы охотничьих пород ставят записи «студ-бука» на должное место.

Попутно мы коснемся вопроса и об унаследовании характеров. Этот вопрос в свое время занимал многих собаководов, причем одни высказывались лишь за возможность наследственной передачи внешних, физических признаков, а другие трактовали о передаче и психических признаков. При новейшей научной постановке вопроса, при материалистическом понимании «психологии», можно смело сказать, что и «характеры», являющиеся не чем иным как тончайшими механическими актами физиологических процессов, наследуются. Безусловно, в целях поддержания переданных по наследству отдельных «психических» признаков, как, например, злобы, чутья и т.п., таковые должны рациональными упражнениями (дрессировкой и тренировкой) поддерживаться как для эксплуатации этих признаков у данной собаки, так и дальнейшей передачи их в потомство.

Среди некоторых собаководов существует мнение о том, что при случайной вязке кобелем другой породы, сука начинает и в последующих пометах давать непородистых щенков. Этот взгляд, мы полагаем, ошибочен, ибо оставшееся семя данного беспородного кобеля к следующей вязке вовсе не останется в организме суки, а вопрос о переходе оставшегося семени в кровь собаки чрезвычайно сомнителен.

Другой вопрос, вызывающий также различные мнения собаководов, поставлен несколько глубже. В основу его поставлено мнение о недопустимости вязки суки с кобелем, находящимся в близких степенях родства (инбрид), так как такой процесс ведет к вырождению.

Опыт показал, что при таких вязках отдельные признаки (постольку, поскольку они унаследованы от одних и тех же кровей) закрепляются крепче, и при подборе производителей одних кровей это дает большую гарантию в передаче желаемых константных признаков новому потомству. Но злоупотреблять этим, безусловно, не следует, ибо при продолжительном применении этого способа поколения становятся слабее и вырождение дает заметные признаки.

При формировании растущего поколения исключительное влияние оказывает окружающая среда. Так, например, сосна, растущая в темном лесу, вытягивается кверху (приспособляемость). Собаководу, выращивающему молодое поколение, особенно важно учесть влияние окружающей среды на растущий молодняк, направив воспитание в желаемое русло (см. отдел воспитания молодняка).

К сожалению, размеры этой книги не позволяют остановиться более подробно на процессах оплодотворения, работе сперматозоидов, на свойстве хромосом и т.п. биологических вопросах.

Для разрешения этих вопросов биологического характера, освещенных новым учением (генетикой), я отсылаю читателя к специальной литературе, имеющейся на книжном рынке в достаточном количестве.

 

Понятие об атавизме

Под этим названием находится так называемая запоздалая наследственность, когда новому молодому потомству передаются признаки отдаленных предков. Эти наследственные передачи бывают не только в области экстерьера, но и в передаче характеров и наклонностей.

 

Пустовка и вязка

Как только молодая сука достигает 7–8 месяцев у нее впервые наступает так называемая «пустовка», «течка» (менструация). Только в этот период и может быть произведена желаемая вязка, так как в другое время сука не допускает кобеля. Пустовка бывает два раза в год – приблизительно осенью и весною. Но сроки пустовки могут быть искусственно приближены и отдалены. Лучшим временем для вязки можно считать весну, так как родившиеся вначале лета щенки к осени будут достаточно уже развитыми и подготовленными к переносу холодного зимнего периода.

Осенняя вязка допустима лишь в том случае, если она нужна для суки, а родившихся щенков решено уничтожить. Характерными признаками наступления пустовки мы назовем такие: сука начинает быть чрезмерно живой, подвижной, играет с каждым кобелем и носится с ним, увлекая за собой, в это время половые органы начинают набухать и из них появляется кровотечение (сука «красится»). Такое выделение, разной силы у разных собак, продолжается обычно 9–11 дней (может быть и больше), после чего кровь пропадает и наступает выделение слизи. В этот-то последний период, сука начинает подпускать к себе кобеля, и в этот-то период и производится вязка сук.

Выделение слизи держится у сук разное время. После того, как и этот вид выделений прекращается, припухлость половых органов начинает спадать и суку (выделенную от кобелей в целях предохранения от случайной вязки) после 8–10 дней можно снова ставить в «выгулы» с кобелем.

Говоря о самом процессе вязки нужно указать, что для оплодотворения достаточно одной вязки, но среди собаководов обычно принято через 24 часа делать вторую, так называемую, «контрольную» вязку.

В вопросе о возрасте кобелей и сук нужно указать следующее: восемь-девять лет является предельным возрастом для суки, после чего роды проходят уже с опасностью для жизни суки или оплодотворение вовсе не происходит или, наконец, помет является слабым и болезненным.

Первая пустовка суки (7–8 месяцев), а иногда и вторая пропускается, так как сука в это время бывает еще не сформирована, вследствие чего помет будет болезненный, слабый, а возможно и не жизненный.

За последнее время усиленно будируется вопрос о желательной вязке сук в 1-го пустовку, поэтому необходимо осветить этот вопрос несколько подробнее.

При каждой пустовке деятельность нервной системы сильно повышается, сука беспокоится, суетится, становится легко возбудимой, зрачки расширяются. Всем своим видом сука говорит о сильно повышенной нервной деятельности всего организма. Неповязанная (неудовлетворенная) «отдержанная» сука остается излишне нервной, что отражается на ее работе – вот основная причина желательности вязки в первую пустовку.

«Отдержанная» сука очень часто в дальнейшем страдает неправильностями дальнейших пустовок (сроков краски и т.д.).

Правда, при первой пустовке организм суки еще не достаточно сформирован и щенки могут быть не нужны (слабы, болезненны и т.д.); в таком случае их надлежит уничтожать, но сука, испытав процессы материнства, будет работать с нормально действующей нервной системой.

Кобель, допускаемый к случке, должен быть старше суки, во всяком случае не моложе двух, двух с половиной лет (кобели сформировываются позднее нежели суки).

Возрасты суки и кобеля при вязке желательны, примерно, следующие:

 

    Перелом жизни Суки Кобели     Перелом жизни
1 ½ лет 3–4 лет
3 лет 4–5 лет
4 лет 5–6 лет
5 лет 5–6 лет
6 лет 5–6 лет
7 лет 4–5 лет
8 лет 4–5 лет

 

Во время вязки, в силу особого устройства половых органов, между кобелем и сукой происходит так называемое «склещивание», причем вяжущиеся собаки, не разъединяя половые органы, становятся друг против друга, головой в разные стороны, продолжая стоять в таком положении около 20 минут, после чего напряжение половых органов слабеет и собаки расходятся. Здесь необходимо предостеречь, начинающих дрессировщиков, что даже при случайных, внеплановых, вязках разнимать склещенных кобеля и суку ни в коем случае нельзя.

В некоторых случаях готовая для вязки сука не подпускает к себе кобеля. Тогда наступает момент вмешательства дрессировщика, который одной рукой удерживает суку и не допускает другой рукой ее посадки.

Помощь может быть даваема лишь в крайних случаях – вообще помогать кобелю и суке не рекомендуется, так как имеют место случаи, когда возбуждение кобеля пропадает, благодаря какому-либо неловкому движению и дотрагиванию помогающего.

За последние годы возник вопрос об искусственном оплодотворении, но размеры книги не позволяют коснуться этого крайне интересного вопроса.

 

Щенность

После того, как сука повязана, через 63 дня (обычно) она щенится. К этому времени она должна быть подготовлена к выкармливанию щенков.

Эта подготовка заключается в больших ежедневных прогулках, недопуска суки к ожирению, в примешивании к ее пище щепотки фосфорно-кислой извести для образования более устойчивого костяка щенят и в улучшении ее питания.

За неделю до ощенения сука отсаживается в особо отгороженное (отдельное) тихое место, без яркого света в специально устроенный просторный ящик с соломой.

При начале родов сразу можно определить, будут ли они трудны или нет. Обычно, при первом щене и особенно при рождении первого щенка, роды трудны и сопровождаются сильными болевыми ощущениями.

Щенки рождаются в количестве 1–2 и до 15. Оставлять их под сукой рекомендуется не более 5–6 (смотря по выносливости суки), другие же щенки или подлежат уничтожению (незаметно для суки сейчас же после рождения), или подсаживаются к другой суке «кормилице», предварительно уничтожив щенков последней.

Сука сама приготовляет себе место в ящике и самое лучшее не беспокоить ее во время родов, изредка наблюдая их нормальный ход. При рождении щенка сука сама обчищает его и отгрызает пуповину.

Возможны случаи, что при отгрызании пуповины показывается кровь, тогда сука начинает быстро зализывать, растравляя ранку еще больше, и при виде увеличившегося выделения крови в состоянии психического аффекта съедает щенка. Если ее в этот момент не остановить и не успокоить, сука может уничтожить и весь помет.

После родов суке можно дать легкой манной кашицы на молоке и оставить на диете на 2–3 дня.

Во все время выкармливания, как равно и в последний месяц перед ощенением, пища суки должна быть улучшена дачей молока и мяса.

Щенки родятся слепые. Прорезка век обычно бывает на 10–14 день. В это время они никоим образом не должны попадать в яркие полосы света.

Щенки сосут мать, обычно, до 6 недель и если истощение матери не заметно, то их можно оставить еще недели на две. С каждым днем щенки делаются все сильнее и настойчивее, – лезут к матери, царапая соски уже сильными лапами. В таком случае на день щенят отрывают от матери и питают отдельно, вначале теплым, разбавленным и подслащенным молоком, а затем и жидкой манной кашей, кормя их до 6 раз в день. После недельного срока подсадки суки к щенкам на ночь, ее совершенно прекращают допускать к щенкам.

Для того, чтобы оттянутые соски суки приняли бы прежнюю форму, их смачивают водой и уксусом.

В тех случаях, когда нужно обрезать хвост, таковую операцию, лучше всего, производить на 6–7 день после рождения, не всем щенкам сразу, дабы сука могла бы зализать ранку. Что же касается обрезки ушей, то таковая производится на 5–6 неделе.

После того, как щенки приняты от матери, начинается их самостоятельное детство, в период которого идет закалка их организмов с общим девизом: больше света, воздуха, движения и питательного корма.

К воспитанию и обучению молодых щенков переходят на 6–7 месяце.

 

 

Содержание, кормление и уход за собаками

Выбор места и устройство питомника. Перед тем, как приступить к оборудованию и устройству питомника, собаковод должен выбрать его местоположение. Здесь, прежде всего, необходимо учесть необходимость наличия следующих желательных факторов: 1) отсутствие сырости (особенно, если кроме обучения рабочих собак на питомник будет возложено и разведение собак), 2) нахождение реки или озера недалеко от питомника, 3) большой, в несколько десятин, участок земли, 4) наличие леса, кустарников, полей, необходимых для производства занятий, 5) желательна близость стрельбища или полигона, 6) желательна близость какой-либо строевой части (возможно, не создавая отдельного хозяйственного аппарата, довольствоваться у близлежащей части), 7) близость станции, 8) близость поселка и 9) нахождение на отведенном участке достаточного числа построек, пригодных для приспособления их под питомник.

Вот, приблизительно, и все условия, кои желательно иметь при организации дела. К этому можно добавить и желательную близость бойни (для довольствия собак).

В зависимости от состояния и плана имеющихся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...