Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок как внешняя среда деятельности организации




Организация – открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой. Основными характеристиками внешней среды являются «правила игры» – способы взаимодействия между экономическими субъектами, способы распределения ограниченных ресурсов и результатов производства. Способы, разработанные на протяжении истории человечества, можно разделить на три типа:
1. Способы, основанные на обычаях и традициях.

2. Способы, основанные на командно-административной системе.

3. Способы, основанные на действии рыночного механизма.

Первый тип (способы, основанные на традициях) предполагает:

– наличие четко сформированных и единых для всего общества традиций и обычаев в сфере экономических отношений;

– усвоение традиций каждым активным субъектом экономических отношений и стремление следовать им;

– наличие системы санкций по отношению к нарушителям данных традиций.

Несмотря на то что в современном обществе традиции и обычаи достаточно часто играют немаловажную роль, они, без сомнения, не могут быть решающими при осуществлении экономического выбора в условиях глобализации и распада сословных, кастовых и цеховых сообществ.

Второй тип (способы, основанные на командно-административной системе) предполагает:

– наличие государственного управления экономическими процессами с помощью команд и распоряжений;

– отсутствие самостоятельности у отдельных экономических субъектов;

– отсутствие конкуренции.

Использование данных способов в СССР показало, что они были недостаточно эффективными и проиграли в экономической борьбе рыночному механизму.

Третий тип (способы, основанные на действии рыночного механизма). Рынок – это механизм, осуществляющий контакт между покупателями и продавцами. Через рыночную систему общество решает, что следует производить, как эффективно производить и каким образом распределять результаты производительного труда между экономическими субъектами. Чтобы рынок мог успешно функционировать, должны удовлетворяться определенные требования:

– многообразие форм собственности; считается, что основой рыночной экономики является частная собственность, но это не исключает существование и важность других форм;

– демократизация производства, проявляющаяся в наличии экономической свободы у действующих экономических субъектов при сохранении определенных государственных регуляторов;

– создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок;

– создание правовой системы, обеспечивающей функционирование рынка;

– свобода торговли и обеспечение единого экономического пространства;

– функционирование национальной экономики как открытой системы, взаимодействующей с экономиками других стран. Функционирование рыночной экономики предполагает также наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему:

первый важнейший элемент – производители и потребители;

второй элемент – рыночная инфраструктура;

третий элемент – конкуренция;

четвертый элемент – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;

пятый элемент – спрос и предложение.

Одной из основных характеристик рынка как внешней среды функционирования организации является конкуренция. Конкуренция – это экономическая борьба за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.

Неверным является представление, что конкурировать между собой могут только производители (продавцы), конкуренция может существовать и между потребителями (покупателями) в случае, если на рынке ограниченное число товаров (благ) и узкий круг производителей (продавцов) данного блага.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий экономических субъектов, составляющих в совокупности весь воспроизводственный
цикл.
Данные действия включают:

– подготовку и организацию производства конкурентоспособной продукции;

– производство конкурентоспособной продукции;

– сбыт продукции;

– получение прибыли и использование ее для расширения производства (инвестиций).

Многие экономические законы и положения (например, закон спроса и предложения) предполагают наличие свободной (совершенной) конкуренции. Свободная конкуренция означает существование на рынке нескольких основных условий, к которым относятся:

– наличие большого количества производителей и потребителей, действующих независимо;

– небольшой объем производства каждого производителя, не позволяющий ему оказывать влияние на цену товара;

– однородность товаров производителей;

– прозрачность рынка, т. е. наличие у потребителей всей необходимой информации о ценах и поведении производителей;

– свобода вхождения в отрасль, т. е. отсутствие каких-либо препятствий для расширения отрасли.

Предполагается, что свободная (совершенная) конкуренция обладает эффектом «самонастройки», т. е. способностью обеспечивать наиболее эффективное поведение экономических субъектов. Однако данная система обладает и рядом недостатков, не устранимых без вмешательства извне (государства), к которым, в частности, относятся: рост социальной напряженности и опасное расслоение населения по доходам; безработица; нанесение ущерба окружающей среде; отсутствие стимулов финансирования общественных благ, фундаментальной науки и инфраструктуры и некоторые другие. В современной мировой экономике совершенная конкуренция практически невозможна. Несовершенная (монополистическая) конкуренция отличается от совершенной тем, что, во-первых, рынок непрозрачен, а во-вторых, товар в определенной степени неоднороден, что позволяет производителю в заданных рамках чувствовать себя монополистом (единственным производителем данного товара). Конечно, выход за данные рамки, например назначение слишком высокой или очень низкой цены на товар, приводит в действие механизм конкуренции, поскольку на рынке действуют производители аналогичных товаров, но многие законы и правила, сформулированные для рынка совершенной конкуренции, на данном рынке действуют частично или не действуют вообще. В современной мировой экономике большинство рынков потребительских товаров являются рынками несовершенной конкуренции.
Поскольку конкуренция является одним из важнейших стимулов развития рынка, государство принимает специальные законы, призванные стимулировать конкуренцию между производителями (антимонопольное законодательство). Одним из важнейших аспектов взаимодействия организации и рынка (внешней среды) является процесс адаптации. Внутренний механизм адаптации, существующий у организации, позволяет ей эффективно приспосабливаться к изменениям внешней среды. Система адаптивна, если она удерживает существенные переменные, описывающие состояние всех потоков ресурсов [переменные, характеризующие целевое (желаемое) состояние каждого потока] в пределах, определяющих целевое (желаемое) состояние системы. Такой форме поведения соответствует следующая схема:

1. Внешнее дестабилизирующее воздействие на существенную переменную стремится вывести ее за пределы нормального целевого состояния, заданных им границ.

2. Само действие этого внешнего возмущения и вызванное им изменение в существенной переменной «запускают» механизм, противодействующий данному изменению, стремящийся вернуть указанную переменную в исходные границы.

3. При помощи действия данного механизма изменение существенной переменной удерживается в более узких пределах, чем в том случае, если бы действию внешнего возмущения ничто не оказывало сопротивления, и как частный случай может быть полностью нивелировано. Данное сужение пределов изменения существенной переменной является объективным проявлением адаптивности.

В качестве примера можно привести такую цепь событий:

– рост стоимости сырья и материалов на рынке приводит к сокращению объемов закупок сырья и, следовательно, сокращению выпуска продукции;

– сокращение объемов выпуска продукции ниже запланированного заставляет руководство предприятия искать пути снижения материалоемкости продукции и (или) заменители исходного сырья, стоимость которых соответствует финансовым возможностям предприятия, при этом сокращается объем закупок сырья у существующих потребителей, что, в свою очередь, вынуждает их искать пути для снижения стоимости своей продукции;– в результате последствия происшедшего изменения стоимость сырья значительно снижается. «Адаптивное поведение эквивалентно поведению стабильной системы, область стабильности которой совпадает с той областью фазового пространства, в которой все существенные переменные не выходят из пределов нормы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...