Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 21. Психологическое учение о сущности и генезисе культур.




В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего - сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от "физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического и антропологического построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии.

Сознание - ощущения и переживания, которые мы осознаем в данный момент. Эти ощущения осознаются лишь в течение короткого времени, а затем быстро погружаются на уровни предсознательного и бессознательного по мере того, как внимание человека переключается на другие сигналы.

Предсознательное - это доступная память, весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или с минимальным усилием. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психики.

Бессознательное - хранилище примитивных инстинктов + эмоции и воспоминания, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой материал во многом определяет нашу повседневную жизнь.

В начале 20-х годов Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

Согласно схеме, сфера Ид полностью неосознаваема, а Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.

Слово Ид происходит от латинского «оно» и по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Сфера Ид тесно связана с биологическими побуждениями (еда, сон, размножение), которые наполняют наше поведение энергией. Ид - нечто темное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение на протяжении всей жизни человека. Принцип Ид - поиск удовольствия. Эго (от лат. «Я») - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, решать, запоминать, т.е. работает на самосохранение человека в социуме. Принцип Эго - принцип реальности. Эго направляет инстинкты в нужное русло, чтобы они удовлетворялись безопасным для индивидуума образом.

Суперэго (от лат. «сверх-я»). Организм человека не рождается с Суперэго: оно приобретается при общении с родителями, учителями и др. Это морально-этическая сила личности. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые импульсы со стороны Ид, пытается направить человека к идеалистическим, а не реалистическим целям.

В 1921 Фрейд принял за основу своей теории представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (Эросе) и стремлении к смерти (Танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Первая группа под общим названием Эрос включает все силы, служащие для поддержания жизни и обеспечивающие размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считает сексуальные инстинкты. Их, считал Фрейд, несколько: каждый связан с определенным участком тела, эрогенной зоной. Теория выделяет рот, анус и половые органы. Удовлетворение этих зон снижает общее психическое напряжение.

Вторая группа - инстинкты смерти Танатос - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд считал эти инстинкты Танатос такими же важными, как и инстинкты Эрос. Он полагал, что «целью жизни является смерть», т.е. всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, т.е. присуще стремление к смерти. Современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти, эта мысль - наиболее спорный момент в теории Фрейда.

Любой инстинкт можно охарактеризовать четырьмя понятиями: источник, цель, объект и стимул. Источник - потребность (жажда). Цель инстинкта всегда состоит в устранении возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет или что-то в собственном теле, обеспечивающее удовлетворение инстинкта. Стимул - это количество энергии, силы и давления, которые образуются для удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов, существует понятие смещенной активности. Высвобождение энергии и снижение напряжения иногда происходит со сменой объекта для удовлетворения инстинкта (в том случае, если выбор нужного объекта невозможен). Тогда инстинкт смещается и фокусирует энергию на каком-нибудь другом объекте.

Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первоначальных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом, расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений.

Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом, появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

· вытеснение - это «мотивированное забывание», удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно: для предотвращения их прорыва из бессознательного в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению проявляется в сновидениях, шутках оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Вытеснение - наиболее частый защитный механизм

· проекция - это приписывание окружающим собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения. Например, проекция молодой женщины, которая бессознательно борется со своим сильным сексуальным влечением, подозревая каждого, кто ей встречается, в намерении ее соблазнить или изнасиловать.

Проекцией также объясняются социальные, расовые и этнические предрассудки, такие как феномен «козла отпущения», т.к. общественные стереотипы представляют удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

· замещение. В защитном механизме под названием замещение проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (ребенок, обижающий свою младшую сестру после того, как его наказали родители). Замещение также проявляется в повышении чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам (вплоть до вспышек ярости). Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого и вызывает ощущение подавленности и самоосуждения.

· рационализация - это желание исказить реальность таким образом, чтобы справиться с тревогой и защитить самооценку. Один из видов такой защиты - рационализация по типу «зелен виноград» (о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти решила, что ягоды еще не созрели). Мужчина, которому женщина отказала в свидании, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна.

· реактивное образование. Иногда Эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется, блокируется, во-вторых, на уровне сознания появляется совершенно противоположный импульс. Например, Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

· регрессия - еще один механизм Эго, защищающий от тревоги. Для него характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги, путем возврата к раннему периоду жизни, более безоблачному и приятному. Проявления регрессии: несдержанность, недовольство, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

· сублимация - согласно Фрейду, это возможность изменить свои импульсы так, чтобы их выражать социально приемлемым способом. Это единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Эго изменить цель и/или объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения. Например, женщина с неосознанными садистическими наклонностями может стать хорошим хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими способом, который дает полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке искусстве и идеологии.

· отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, он включает защитный механизм «отрицание». Отрицание имеет место и тогда, когда люди настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (когда врач сообщает пациенту, что у того смертельное заболевание).

Архетип культуры. К. Юнга.

В cвoeй знaмeнитoй paбoтe «Apxeтип и cимвoл» Юнг cлeдyющим oбpaзoм paзъяcняeт cyть этoгo пoнятия:

«Пoд apxeтипaми я пoнимaю кoллeктивныe по cвoeй пpиpoдe фopмы и oбpaзцы, вcтpeчaющиecя пpaктичecки по вceй зeмлe кaк cocтaвныe элeмeнты мифoв и в тo жe вpeмя являющиecя aвтoxтoнными индивидyaльными пpoдyктaми бeccoзнaтeльнoгo пpoиcxoждeния. Apxeтипичecкиe мoтивы бepyт cвoe нaчaлo oт apxeтипичecкиx oбpaзoв в чeлoвeчecкoм yмe, кoтopыe пepeдaютcя нe тoлькo пocpeдcтвoм тpaдиции и мигpaции, нo тaкжe c пoмoщью нacлeдcтвeннocти. Этa гипoтeзa нeoбxoдимa, тaк кaк дaжe caмыe cлoжныe apxeтипичecкиe oбpaзцы мoгyт cпoнтaннo вocпpoизвoдитьcя бeз кaкoй-либo тpaдиции. Пpooбpaз или apxeтип являeтcя cфopмyлиpoвaнным итoгoм oгpoмнoгo тexничecкoгo oпытa бecчиcлeннoгo pядa пpeдкoв. Этo, тaк cкaзaть, пcиxичecкий ocтaтoк бecчиcлeнныx пepeживaний oднoгo и тoгo жe типa».

Пoнятиe «apxeтипы» Юнг paзъяcняeт нa ocнoвe yчeния o кoллeктивнoм бeccoзнaтeльнoм. Юнг пpoвoдит чeткoe paздeлeниe мeждy индивидyaльным и кoллeктивным бeccoзнaтeльным.

Индивидyaльнoe бeccoзнaтeльнoe oтpaжaeт личнocтный oпыт oтдeльнoгo чeлoвeкa и cocтoит из пepeживaний, кoтopыe кoгдa-тo были coзнaтeльными, нo yтpaтили cвoи coзнaтeльный xapaктep в cилy зaбвeния или пoдaвлeния.

Koллeктивнoe бeccoзнaтeльнoe — этo oбщeчeлoвeчecкий oпыт, xapaктepный для вcex pac и нapoдoв Oнo пpeдcтaвляeт coбoй cкpытыe cлeды пaмяти чeлoвeчecкoгo пpoшлoгo, a тaкжe дoчeлoвeчecкoe живoтнoe cocтoяниe. Oнo зaфикcиpoвaнo в мифoлoгии, нapoднoм эпoce, peлигиoзныx вepoвaнияx и пpoявляeтcя, тo ecть выxoдит нa пoвepxнocть y coвpeмeнныx людeй чepeз cнoвидeния. Пoэтoмy для Юнгa глaвный пoкaзaтeлeм дeйcтвия бeccoзнaтeльнoгo являютcя cнoвидeния, и eгo пcиxoлoгичecкaя дeятeльнocть, в тoм чиcлe и кaк вpaчa-пcиxoнeвpoлoгa, кoнцeнтpиpoвaлacь нa ocнoвe cнoвидeний.

Процессы, происходящие в коллективном бессознательном, касаются, однако, не только более или менее личностных отношений индивидуума к его семье или более широкой социальной группе, но и отношений к обществу - человеческому обществу вообще. Чем более всеобщим и неличностным является условие, запускающее бессознательную реакцию, тем более значительной, чужеродной и подавляющей будет компенсирующая манифестация. Она побуждает не просто к частному сообщению, а к откровению, к исповеданию, она даже вынуждает к представительской роли.

Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверх личным.

Коллективное бессознательное есть оставляемый опытом остаток, соприкасаясь с коллективным бессознательным личность приобретает некоторые черты. Эти черты, образы - есть архетипы, которые выступают в проецирующем виде. Архетипы являются содержаниями коллективного бессознательного. Деятельность бессознательного выносит архетипы из глубин психики на её поверхность, и они воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений, фантазий, грёз. Архетипы – это не конкретные образы, а схемы образов. Проникая в сознание, эти схемы (или формы) наполняются содержанием сознания и оформляют представления человека. Важно и то, что архетип нельзя объяснить, его можно только, как считает Юнг, перевести на другой язык. Одним из наиболее важных архетипов считается «мандала» - круг, в который вписаны различного вида кресты, квадраты, ромбы, что является символом самодостаточности, упорядоченности, единства, целостности и всеобщности.

Архетип - это пояснительное описание платоновского "идея". Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами. Речь практически идет все о том же: примитивные родоплеменные учения имеют дело с видоизмененными архетипами. Правда, это уже не содержания коллективного бессознательного, они успели приобрести сознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном виде тайных учений, являющемся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но здесь речь идете специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие "архетип" обозначает только ту часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработке в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, не понятны и наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает.

То, что подразумевается под "архетипом", проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой. Orpoмныe плacты oбыдeннoй жизни нaций и нapoдoв cтpoятcя бeccoзнaтeльнo, по мoдeли apxeтипoв, a гepoи cкaзoк, мифoв, эпocoв и т.д. являют в зpимoй фopмe глyбинныe этичecкиe, эcтeтичecкиe и иныe apxeтипичecкиe пpoгpaммы.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...