Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы и процедуры контроля в рамках ООН




Pacta sunt servanda (<Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться>). В соответствии с этим принципом международного права особое значение имеют вопросы эффективного контроля за выполнением государствами своих обязательств в области прав человека. В настоящее время в рамках ООН действует целый ряд механизмов, осуществляющих этот контроль. Обычно различие проводится между договорными органами, которые создаются в соответствии с международными договорами, и уставными процедурами, которые основываются на резолюциях или решениях международных организаций или их органов (действующих, в свою очередь, на основании своих уставов — международных договоров).

Функции договорных органов заключаются главным образом в рассмотрении докладов государств и индивидуальных жалоб.

Что касается уставных процедур, то обычно их задачей является реагирование на массовые нарушения прав человека или нарушения тех прав, которым придается особое значение.

 

Верховный комиссар ООН по правам человека установил круглосуточную "горячую линию" факсимильной связи: (41-22) 917 90 03, которой может воспользоваться любое лицо или организация, желающая привлечь внимание ООН к фактам нарушения прав человека в том или ином государстве мира.

Письма и телеграммы с сообщениями о нарушениях прав человека следует направлять в адрес Верховного комиссара (см. выше).

В принципе, сообщения могут быть произвольной формы; при этом необходимо учитывать, что указание органа или процедуры контроля, в рамках которой, по мнению автора сообщения, должно проходить рассмотрение сообщения, а также соблюдение соответствующих формальных требований (см. ниже) будут способствовать более быстрому рассмотрению этого сообщения и более эффективной реакции на него.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано 1 января 1951 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 428 (V) от 14 декабря 1950 года, первоначально на трехлетний срок.

С тех пор мандат УВКБ периодически продлевался на последующие пятилетние периоды, нынешний срок его действия заканчивается 31 декабря 2002 года

Управление Верховного комиссара по делам беженцев находится в Женеве и имеет представительства в 120 странах.

Согласно статье 1 Устава УВКБ, главная задача Верховного комиссара состоит в предоставлении международной защиты беженцам и изыскании окончательного решения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам для облегчения добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах. Функции Верховного комиссара определены как "совершенно аполитичные" и "гуманитарные и социальные" по своему характеру и заключаются в следующем: а) содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдение за их выполнением и предложение поправок; б) содействие выполнению мероприятий по облегчению положения беженцев и сокращению числа беженцев, нуждающихся в защите; в) содействие усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах; г) облегчение допуска беженцев на территорию различных государств; д) содействие переводу имущества беженцев; е) получение от правительств информации относительно числа беженцев на их территории и их положения, а также соответствующих законов и постановлений; ж) поддержание тесного контакта с правительствами и межправительственными организациями; з) установление контактов с частными организациями, занимающимися вопросами беженцев; и) содействие координации усилий частных организаций.

Верховный комиссар следует политическим указаниям Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОСа и советам состоящего из 53 членов Исполнительного комитета, который собирается ежегодно для утверждения бюджета. В осуществлении программ защиты и помощи УВКБ целиком зависит от добровольных пожертвований, но некоторые основные административные расходы покрываются из регулярного бюджета ООН.

 

 

Уставные процедуры

Процедура 1235

На основании резолюции ЭКОСОСа 1235 (XLII) от 6 июня 1967 года, Комиссия по правам человека может рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара, и назначать специальных докладчиков или представителей — независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Их полномочия (мандаты) являются различными, однако, как правило, включают в себя следующие обязанности:

1) заниматься рассмотрением ситуации с правами человека в отдельных странах (страновые докладчики или представители) или отдельной проблемной темы (тематические докладчики и рабочие группы);

2) представлять Комиссии по правам человека (в отдельных случаях также Генеральной Ассамблее или Генеральному секретарю) доклады со своими выводами и рекомендациями;

3) эффективно реагировать на поступающую информацию о нарушениях прав человека.

В отличие от договорных органов по правам человека (Комитет по правам человека, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации) уставные процедуры не имеют точно установленной формы, в которой должны представляться сообщения о нарушениях прав человека. Эти сообщения могут быть направлены жертвами нарушений прав человека или их родственниками, неправительственными организациями и др. Сообщения могут иметь любую форму (письмо, факс, телеграмма) и касаться как индивидуальных случаев, так и ситуаций с массовым нарушением того или иного права.

При составлении сообщения необходимо соблюдать следующие минимальные требования к его содержанию:

  • указать жертву (жертвы) нарушений прав человека;
  • указать лиц (организации), нарушающих права жертв;
  • указать автора сообщения (анонимные сообщения не рассматриваются);
  • детально описать нарушения прав человека и сопутствовавших ему обстоятельств.

Еще одним типом специального докладчика является специальный представитель Генерального секретаря, который представляет доклады непосредственно Генеральному секретарю. Его назначение обычно является реакцией на чрезвычайную ситуацию с правами человека в той или иной стране. Некоторые страновые и тематические мандаты поручаются непосредственно Генеральному секретарю. Обычно это относится к ситуациям, имеющим чрезвычайный характер или существенную политическую окраску (например, Косово или оккупированные Израилем арабские территории).

Рабочие группы (в настоящее время две — по произвольным задержаниям и недобровольным исчезновениям) состоят из пяти независимых экспертов, которые расследуют имеющие место случаи произвольных задержаний и недобровольных исчезновений на основании поступающих сообщений и информации правительств. Рабочие группы могут посещать отдельные государства (с их согласия) и представляют ежегодный доклад Комиссии по правам человека.

Процедура 1503

27 мая 1970 года ЭКОСОС утвердил "процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод". Эта процедура известна под названием "процедура 1503" по порядковому номеру резолюции Совета, в которой она была утверждена. Процедура касается не частных случаев нарушения прав человека, а ситуаций, которые затрагивают интересы большого числа людей на протяжении продолжительного периода времени. Сообщения, проходящие по процедуре 1503, рассматриваются следующим образом.

Ежемесячно Генеральный секретарь ООН передает перечень всех поступивших сообщений с краткими описаниями каждого случая, а также все ответы, которые были представлены правительствами, в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека. Рабочая группа Подкомиссии, состоящая из пяти членов, рассматривает все сообщения и ответы правительств на эти сообщения и выбирает случаи, которые, как представляется, неоспоримо свидетельствуют о систематических грубых нарушениях прав человека и основных свобод. Вопрос о передаче какого-либо сообщения на рассмотрение Подкомиссии, решается голосованием. Если большинство (т. е. как минимум трое) членов группы голосуют за дальнейшее рассмотрение сообщения, то оно передается в Подкомиссию. В отношении сообщений, которые Рабочая группа решает не доводить до сведения Подкомиссии, никаких дальнейших действий не предпринимается. Таким образом, Рабочая группа действует в качестве фильтра, отсеивая огромное количество сообщений. Формальным критерием отбора служат правила процедуры, согласно которым сообщение является приемлемым только в том случае, если, как показывает его рассмотрение, имеются достаточные основания полагать, с учетом всех ответов, представленных соответствующим правительством, что имеют место систематические, грубые и достоверно подтвержденные нарушения прав человека и основных свобод. Сообщение может быть приемлемым, если оно исходит от отдельных лиц или групп лиц, которые заявляют о том, что они являются жертвами нарушений прав человека. Сообщение может также быть приемлемым, если оно исходит от любого лица или группы лиц, имеющих непосредственные и достоверные данные о нарушениях. Если сообщение представляется неправительственной организацией, то необходимо, чтобы данная организация действовала добросовестно в соответствии с признанными принципами прав человека и имела непосредственные достоверные свидетельства существования той ситуации, которую она описывает. Неприемлемыми являются как анонимные сообщения, так и сообщения, основанные исключительно на материалах, распространяемых средствами массовой информации. В каждом сообщении должно содержаться изложение фактов указываться его цель и права, которые были нарушены. Как правило, сообщение не рассматривается, если в нем содержатся грубые выражения или оскорбительные замечания в адрес государства, являющегося объектом жалобы. Такие сообщения могут, тем не менее, рассматриваться после исключения из них оскорбительных выражений, если они отвечают другим критериям приемлемости. Никакое сообщение не будет приемлемым, если его содержание противоречит принципам Устава ООН или если в нем прослеживаются политические мотивы. Кроме того, до рассмотрения какого-либо сообщения должны быть исчерпаны внутренние средства правовой защиты (т. е. иск о нарушении прав должен быть рассмотрен национальными судами первой и второй инстанции), кроме случаев, когда может быть убедительно показано, что решения, принимаемые на национальном уровне, окажутся неэффективными или будут осуществляться слишком медленно.

Случаи, отобранные Рабочей группой, рассматриваются затем на закрытом заседании Подкомиссии. 26 членов Подкомиссии обсуждают каждый случай (досье) отдельно и путем тайного голосования принимают решение (большинством голосов) о его передаче на рассмотрение Комиссии по правам человека.

На третьей стадии в действие вступает Рабочая группа по ситуациям, состоящая из 5 членов (официальных представителей государств — членов Комиссии по правам человека). Группа по ситуациям проводит свою закрытую сессию продолжительностью в одну неделю ежегодно, накануне очередной сессии Комиссии по правам человека. Рабочая группа изучает все досье, представленные Подкомиссией по поощрению и защите прав человека, и готовит (консенсусом, т. е. общим согласием, без возражений отдельных членов) проекты решений по каждому случаю. Эти проекты передаются на рассмотрение пленарного заседания Комиссии по правам человека.

Заседания Комиссии по правам человека, на которых рассматриваются проекты решений по каждому случаю, являются закрытыми. Помимо представителей 53 государств — членов Комиссии, в этих заседаниях могут участвовать (т. е. отвечать на вопросы, выдвигать возражения) представители государств, о которых идет речь в рассматриваемых досье. На практике рассматриваемые вопросы не всегда непосредственно связаны с досье, и в большей степени относятся к той ситуации, которая сложилась к моменту заседания. Комиссия может принять решение снять вопрос с повестки дня или продолжить его рассмотрение в будущем. Другой, более "сильный", вариант решения предусматривает назначение независимого эксперта для дальнейшего тщательного изучения ситуации. В случае, если для этого требуется посещение страны, такое посещение может быть осуществлено с согласия заинтересованного государства. Кроме того, Комиссия может делать рекомендации ЭКОСОСу, но на практике это случается очень редко.

ЭКОСОС рассматривает рекомендации Комиссии по правам человека по данному вопросу и на их основании может делать рекомендации соответствующему государству. Рекомендации не имеют обязательного характера, однако имеют вес как отражение обеспокоенности международного сообщества ситуацией с правами человека в данном государстве.

Все меры, принимаемые в соответствии с процедурой 1503, носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия по правам человека не представит свой доклад ЭКОСОСу. До наступления этого момента все заседания являются закрытыми; соблюдается конфиденциальный характер их отчетов и других документов. С 1978 года председатель Комиссии по правам человека оглашает на открытом заседании названия стран, которые являются объектом рассматриваемых жалоб. При этом он проводит различие между странами, в которых Комиссия продолжает следить за развитием ситуации в области прав человека, и странами, в отношении которых она приняла решение прекратить расследование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...