Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборка вероятностная (случайная)




выборка, осуществляемая таким образом, когда все единицы генеральной совокупности имеют абсолютно равный шанс попасть в выборочную совокупность [26. – С. 63].

– отбор людей на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых [11. – С. 417].

Выборка квотная

совокупность выборки, осуществляемая квотами (долями) от каждой определенной группы населения (популяции) [26. – С. 63].

– отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями [11. – С. 417].

 

Выборка репрезентативная – выборка, которая является истинным отражением генеральной совокупности (родительской популяции), т.е. имеет тот же профиль признаков, например половозрастную или классовую структуру [26. – С. 64].

Выборка теоретическая – выборка, которая базируется на теоретическом представлении об изучаемом феномене и его вариативности. Каждый индивид в такой выборке отбирается, исходя из общего теоретического видения феномена, и представляет собой определенный аспект такого рассмотрения [25. – С. 228].

Выборочная совокупность

определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляет выборочную совокупность [7. – С. 63].

– то число единиц наблюдения, которое по ряду критериев признано достаточным для экстраполяции (переноса) выводов на всю генеральную совокупность [26. – С. 63].

– подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом [8. – С. 135].

– часть всей исследуемой (генеральной) совокупности, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения по разработанной методике или программе отбора и представляющая объект в целом [9. – С. 577].

 

Выборочное наблюдение (исследование) – статистическое изучение части генеральной совокупности (выборки), организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочной совокупности, на генеральную. Большинство эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер. Существует целый ряд методов отбора выборки из генеральной совокупности [21. – С. 458].

Г

Генеральная совокупность

ее составляют все единицы определенного в программе объекта [34. – С. 119].

– объект исследования, который локализован территориально, во времени, по демографическим или социальным признакам и на который распространяются выводы исследования [7. – С. 62].

– множество, общее количество социальных объектов, исследуемых в конкретных пространственно-временных границах и пределах, очерченных программой социологического изучения [9. – С. 577].

Гипотеза

предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению [26. – С. 44].

– является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования… Гипотеза – предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить [11. – С. 406].

– любое предположение, допущение, предсказание, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов [23. – С. 359].

Государство

– публичная и легитимно (нормативно выраженная) властная сила общества [2. – С. 293].

– политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу [6. – С. 665].

– социальный институт, обладающий властью, силой, авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих данную социальную систему [9. – С. 578].

 

Государство социальное – демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов [10. – С. 367].

 

Гражданское общество – общество, взятое как бы вне политической власти и включающее в себя лишь неполитические отношения. Возможность выразить свои многообразные интересы помимо государства и института бюрократии – один из главных признаков гражданского общества [29. – С. 370].

 

Гражданское согласие – относительно устойчивая, стабильная обстановка в обществе, обусловленная наличием гражданского мира, разумным решением социально-экономических, межнациональных и политических проблем, цивилизованным разрешением конфликтных ситуаций. Оно основано на единстве взглядов и сходстве ориентации. Гражданское согласие – важнейшее условие политической и социальной стабильности общества, цивилизованных условий его жизнедеятельности [29. – С. 370].

 

Группа интересов – организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики [10. – С. 367].

 

Группа социальная

– совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией их совместной деятельности в рамках определенного пространственно-времен­ного континуума [9. – С. 578].

– двое или большее число людей, которые идентифицируются друг с другом и взаимодействуют друг с другом [26. – С. 26].

объединение людей по общности социально значимого признака [21. – С. 463].

Группировка данных простая – классификация или упорядочение данных по одному признаку [34. – С. 320].

 

Группировка данных перекрестная – связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) [34. – С. 321].

Д

Действие коллективное – действие, предпринимаемое достаточно спонтанно боль­шим количеством людей, собравшихся вместе в каком-то одном месте. Поведение толпы является одной из наиболее важных форм коллективного действия. В толпе индивид может достичь целей, недостижимых в обычных условиях [6. – С. 666].

Действие социальное

– совокупность социально значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намеревается воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или групп [9. – С. 578].

– простейший акт социальной деятельности, направленный на достижение определенной цели. Одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей [21. – С. 464].

Деятельность – форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта [24. – С. 438].

 

Деятельность социальная – совокупность действий личности, преследующей определенные социальные цели и использующей для достижения этих целей различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические [21. – С. 463].

Диагностика социальная

– установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам [14. – С. 146].

– вид оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей [24. – С. 446].

– оценка текущего состояния какого-либо социального объекта [10. – С. 367].

 

Динамика социальная – всякое изменение в обществе, характеризующееся вступлением социальных субъектов в определенные отношения, направленные на преобразование существующих структур [9. – С. 578].

 

Дисфункция социальная

– нежелательное последствие того или иного социального явления для деятельности общества [26. – С. 26].

– отсутствие со стороны отдельного элемента социальной структуры – института государственной службы позитивного вклада в поддержание устойчивого состояния общества [10. – С. 367].

 

Дифференциация социальная – процесс роста и усложнения экономической, социальной и духовной жизни общества, формулирующий новые виды деятельности, специализированные функции, типы социальных организаций и институтов, новые социальные роли [9. – С. 578].

разделение общества на социальные слои и группы, экономически обусловленные общественным разделением труда [21. – С. 463].

 

Документ

один из источников, используемых в социологическом исследовании для получения первичной эмпирической информации [26. – С. 83].

– средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. [17. – С. 41].

– специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете и т.п. [11. – С. 449].

– источник получения первичной информации, представляющий собой фиксированное свидетельство о каком-либо социальном факте [10. – С. 367].

 

Документальная информация – любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке [34. – С. 210].

 

Драматургический подход – рассматривает социальную деятельность как спектакль, в котором деятели как исполняют, так и режиссируют свои действия, стремясь управлять передаваемыми другим впечатлениями [26. – С. 237].

Е

Единица анализа – в контент-анализе «это часть текста, которая может быть поставлена в соответствие с категорией анализа и содержит признаки с ней соотносящиеся – слово, высказывание, иная знаковая информация, объединенная темой, автором, героем, социальной ситуацией, текстом в целом» [11. – С. 452].

 

Единица счета – в контент-анализе «это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица» [11. – С. 452].

З

Задачи исследования –формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования [34. – С. 76].

 

Заказчик исследования – практик – пред­ставитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей, рассогласований, конфликтов получить инновационную информацию и рекомендации к нововведениям по устранению недостатков, которые не могут дать функциональные службы, имеющие дело с узкими участками производственных процессов [11. – С. 388].

 

Закон – выражение объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, общих, устойчивых (при определенных условиях) связей между предметами, явлениями, процессами [5. – С. 132].

И

Идеальный тип – типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не создания совершенного образца [10. – С. 368].

 

Идентификация социальная – самоотождествление индивидом, группой себя с другими людьми, общностями, выражающее процесс овладения и усвоения ими различных видов деятельности, социальных ролей и норм [9. – С. 578].

 

Идентичность социальная – аспект индивидуального самосознания, проистекающий от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними [26. – С. 217].

Изменения социальные

– различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами [28. – С. 317].

– перемены в базовых структурах социальной группы или общества. Социальные изменения – постоянное явление в жизни общества, но в настоящее время они отличаются особой интенсивностью [6. – С. 673].

– трансформация культуры и социальных институтов в ходе исторического процесса [26. – С. 26].

– появление или исчезновение определенных элементов, составляющих социальное явление или процесс, появление, исчезновение или трансформация внешних или внутренних связей этих элементов. Может быть связано как с развитием, так и с функционированием данного явления или процесса [21. – С. 464].

Измерение

процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы. Объектами измерения могут выступать любые интересующие социолога объекты – индивиды, производственные коллективы, условия труда и быта и т.д. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В отношения, моделируемые при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используют термин «измерение свойств объектов». В социологии чаще всего используют числовые математические системы. Однако возможно эффективное использование и нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графов, матриц [21. – С. 458];

– процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т.д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее – некоторых выделенных в качественном анализе его сторон [34. – С. 131].

– в наиболее общем виде процесс измерения есть квантификация свойств изучаемого явления, то есть присвоение им числовых значений по заданным правилам [7. – С. 46].

– (квантификация) – это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам [11. – С. 434].

Имитация

– процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация [16. – С. 684–685].

– способ сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого процесса системой значений, символов, формирующих объективное и целостное представление об объекте в единстве его статических и динамических характеристик [23. – С. 359].

 

Индекс социологический

– статистический показатель проявления признаков, полученных в ходе обработки первичной социологической информации [9. – С. 579].

– переменная, используемая в результате вторичного измерения [10. – С. 368].

 

Индивид – единичный представитель определенной социальной группы, носитель ее характерных признаков, реализующий определенные социальные функции [21. – С. 458].

Индикатор

внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние [34. – С. 134].

– относительно несложный удельный и структурный показатель, представляющий характерные свойства исследуемого явления, учет которых позволяет отслеживать направленность и интенсивность исследуемого процесса [23. – С. 359].

– факты, которые используются для социологического измерения [7. – С. 52]

– доступная для наблюдения и регистрации характеристика явления [26. – С. 44]

– показатель; доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого социального явления [26. – С. 189].

– переменная, используемая в конструировании индекса при вторичном измерении [10. – С. 368].

 

Инжиниринг – это предоставление комплекса самостоятельных консультационных или инженерно-консуль­тационных услуг на коммерческой основе по изменению, регулированию и социальному контролю с помощью специальной социотехники различных организационных структур, создаваемых людьми для решения специальных задач [11. – С. 33].

Инновация (нововведение)

– это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта [14. – С. 8].

– деятельность, связанная с созданием и использованием новых практических средств для удовлетворения человеческих потребностей, процесс изменения социальной и вещественной среды под воздействием новшеств [9. – С. 583].

– деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур и т.д. [10. – С. 368].

 

Институт социальный

– определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, норм и ценностей. Функцией социальных институтов является регулирование тех или иных сфер социальных отношений. По этому признаку различаются политические, экономические, правовые, культурные и другие институты [21. – С. 466].

– основные виды социальной деятельности, выполняемой большинством членов данного общества. Институты включают в себя нормы и ценности, которым следует большинство; все институциализированные способы поведения охраняются и поддерживаются жесткими санкциями. Социальные институты образуют основу общества, поскольку они представляют относительно фиксированные, устойчивые во времени способы поведения [6. – С. 673].

– устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения [9. – С. 579].

 

Институционализация – процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности [10. – С. 368].

 

Инструментарий – набор социально-разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор социологических данных (анкета, бланк интервью, социокарта, карточка наблюдения и т.п.) [11. – С. 412].

Интеграция – процесс, результатом которого является целостность, объединение. Имеет место в социальных группах, в рамках общества в целом; благодаря интеграции данная структура превращается в целостный социальный организм [21. – С. 458].

Интеграция социальная – процесс формирования социальных систем путем структурирования, упорядочения социальных общностей, институтов, организаций в направлении установления в них оптимальных связей [9. – С. 579].

 

Интеракция – процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем обществ друг на друга в ходе коммуникации [20. – С. 244].

Интервью

проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку) [34. – С. 229].

– разновидность опроса, осуществляемая в устной форме на индивидуальном уровне [26. – С. 83].

– метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом [11. – С. 479].

– метод сбора эмпирических данных, в котором один индивид (интервьюер) задает вопросы другому (респонденту). Интервью может осуществляться как путем непосредственного контакта, так и опосредованно (по телефону) [21. – С. 458].

– метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента [9. – С. 579].

Интервью биографическое – метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т.д.). Используется в тактике истории жизни, устной истории, истории семьи [25. – С. 221].

Интервью глубинное – как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников – интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль полноправного собеседника [25. – С. 103].

Интервью лейтмотивное – позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии [34. – С. 418].

Интервью нарративное – свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования [25. – С. 225].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...