Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что же «видит» ребенок во взрослом мире?

Автобиографическая повесть о детстве в литературе: особенности изображения прошлого, образы героев и автора-повествователя (на примере повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» или повестей других писателей).

Тут можно сказать много умных слов о том, что автобиографические повети всегда привлекали писателей. Например, «Детские годы Багрова внука» С.Т. Аксакова, или главы из «Былого и дум» Герцена, или «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Темы» Гарина-Михайловского.

В автобиографиях ярко выражен документальный компонент.

Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» — одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» была написана в 1920 году во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», для детей эмигрантов, которым нужно было русское.

В чтении советских детей впервые появилась в 1923 году. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

Хотя автор и дал главному герою имя своего сына, но детство он описал собственное.

Главной темой произведения является память о родине и детстве, грусть по прошлому. Постоянное предчувствие радости и чуда пронизывает эту повесть. Повесть очень реалистична, но ощущение сказки детства дает простор для фантазии.

Мир Никиты малонаселен, но до предела насыщен впечатлениями, а события реальной жизни переплетаются со снами. Повесть начинается с пробуждения героя, для которого каждый день – новое впечатление, новая радость. И Никита открыт этой жизни и готов принять все её открытия. Мышление героя конкретно-образное (задачки у него оживают), он воспринимает все, как реальность, даже сон. А описание первой влюбленности очень трогательное.

 

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

 

Н.Г.Михайловский (1852—1906) выступал под псевдонимом Гарин. Он относился к писателям-реалистам. Поискам путей молодого человека в современном ему мире посвящена его незавершенная тетралогия — «Детство Темы», «Гим­назисты», «Студенты», «Инженеры» (1892—1906). Развивая тра­диции автобиографической повести, писатель вывел нового ге­роя: его Карташов погружен в напряженные нравственные поис­ки. Кроме того, в тетралогии отразилось и обновление традицион­ной реалистической поэтики: более лаконичное письмо сменяет щедрую описательность и детально разработанную фабулу, уси­ливаются публицистические элементы писательского стиля.

Семья, воспитание детей (наряду с сельским хозяйством и инженерным делом в России) были главными темами Гарина-Михайловского. Особенно возмущали писателя телесные наказа­ния детей и связанное с ними унижение. Это было едва ли не самой болевой точкой мироощущения писателя, и без того остро и болезненно переживавшего многие жизненные моменты.

Есть это и в «Детстве Темы». Уже в самом начале повести писа­тель дает ощутить читателю ужас мальчика перед возможным нака­занием: ведь нечаянно он сломал любимый отцовский цветок. «Пре­ступление» вот-вот откроется, и тогда «лицо отца нальется кровью, и почувствует, бесконечно сильно почувствует мальчик, что са­мый близкий ему человек может быть страшным и чужим, что к че­ловеку, которого он должен и хотел бы только любить до обожа­ния, он может питать и ненависть, и страх, и животный ужас».

Жизнь доброго, тонко чувствующего мальчика уже с раннего детства исковеркана страхом наказания за любой проступок, ко­торый покажется взрослым заслуживающим его. Между тем нату­ра его еще не испорчена: он не лгун, не лицемер, не трус. Послед­нее качество проявляется особенно ярко в эпизоде спасения Жучки. Нельзя сказать, что Тема одинок в своей большой семье. Его по­нимает и защищает мать, стараясь, насколько это возможно при

деспотизме отца, избавить сына и от побоев, и от неизбежного при этом унижения.

В сцене наказания Тема в искреннем раскаянии говорит отцу: «Я придумал: отруби мои руки!., или отдай меня разбойникам!» До какого же отчаяния нужно было довести восьмилетнего малы­ша, говорит писатель, чтобы он произнес столь страшные слова. В конце концов подобное воспитание ломает Тему — он становит­ся морально неустойчивым мальчиком: лжет, подделывает отмет­ки и даже предает однажды товарища. Преодоление того негатив­ного, чем было отмечено детство Темы (и самого автора), при­шло лишь через годы. Но впечатления той поры жизни остаются с человеком до конца.

В повести «Детство Темы» жизнь мальчика предстает перед нами с восьми до двенадцати лет — до третьего класса гимназии. Каж­дая глава отражает или определенный этап в становлении детско­го характера, или принципиально важный момент в попытках взрослых воздействовать на ребенка. Передавая самые разные чув­ства и представления героя, писатель постоянно задерживается на том, как осознает ребенок поступки других людей, как осмыс­ливает их жизнь. В тех случаях, когда Тема не может понять до конца и объяснить свои представления, автор договаривает за него или воспроизводит его речь и мысли в той естественной неоформ­ленности, которая неизбежна для мальчика.

Гарин-Михайловский поднял важные и сегодня вопросы воспитания и образования, взаимоотношений родителей и детей в семье, влия­ния школы на нравственное становление личности.

 

М. Горький «Детство»

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В «Детстве» он пытается осмыслить этот период жизни, истоки человеческого характера, причины счастья и несчастья взрослого человека.

Повесть имеет огромный обобщающий смысл: автобиографический материал поднят в ней до уровня художественной правды.

В повести одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему.

Алеша, после смерти отца с матерью переезжают в Нижний Новгород к семье матери. Новый быт явился для маленького ребенка (тогда Алёше не было и десяти лет) настоящим шоком.

Не в хронологическом порядке, но последовательно и спокой­но движется повествование: картины, нарисованные писа­телем, возникают как результат наиболее сильных впечат­лений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопо­ставлении со светлым и радостным, что производит наибо­лее сильное впечатление на ребенка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечат­лений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человечес­кой».

Многочисленные бытовые картины в «Детстве» убедительно работают на мысль писателя: если в чело­веке не убита живая душа, он найдет в себе силы вырваться из такой среды, изменить свою жизнь на более осмысленную.

В конце концов Алёшу ждет еще одно потрясение и удар судьбы. Через некоторое время, когда он уже освоился в доме деда, умирает от болезни его мать. После этого жизнь мальчика становится гораздо более трудной. Теперь же, став круглым сиротой, Алёша становится никому не нужен. Дед же решает, что мальчик уже достаточно большой для того, чтобы самому зарабатывать себе на кусок хлеба, и отправляет его «в люди». Таким образом, со смертью матери «Детство» в жизни Алёши заканчивается.

М. Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Новаторство его автобиографической повести проявилось уже в обрисовке характера героя – Алеши Пешкова. Герой Горького не сломлен. Он закалился, пройдя тяжелую школу жизни. Такой активно действующих характер появился впервые в произведениях о детстве.

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Нравственное взросление Алеши, «выламывание» его из ме­щанской среды начинается с протеста против ее мерзостей и жестокостей. У него возникает и романтическое стремление защи­тить слабых, забитых, угнетенных. Он активен, оптимистичен, способен бороться за счастье.

Горький считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и, ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века

Что же «видит» ребенок во взрослом мире?

Традиционная для автобиографических произведений форма повествования от первого лица осмыслена по-новому. События не просто передаются от имени ребенка, но преломляются в сознание взрослого человека – писателя, комментирующего, поясняющего детские переживания.

В родительском доме своей материи начинается «странная жизнь», которая стала напоминать Алеше «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Сам автор говорил, что во время своего детства он представляется себе неким ульем, в который сносят пчелы – его родственники мед своего жизненного опыта и всего, что ребенок мог у них перенять. Однако зачастую приходилось постигать горечь и низость, но ведь любое знание можно назвать медом. В этом основная идея произведения.

 

С.Т.Аксаков (1791 — 1859) остался в памяти потомков и как писатель, и как общественный деятель.

Аксаков развивал ставший традиционным в русской прозе жанр автобиографической повести о детстве. В 1858 году появилась его книга «Детские годы Багрова-внука». Эта история о формировании детской души — произведение из обширного замысла, посвященного истории дворянской семьи. Замысел получил свое воплощение в трилогии, в которую вошли еще «Семейная хроника» и «Воспоминания».

Главный герой повествования, Сережа Багров — восприимчи­вый, чуткий мальчик, способный к сильным чувствам. Он много размышляет над поведением окружающих и собственным отно­шением к ним, но больше всего его занимает природа. И по мере того как он взрослеет, отношение его к природе меняется, вос­приятие делается более глубоким.

Однако и другие обстоятельства вызывают в душе Сережи ост­рую реакцию. Он рано начинает понимать, что взрослые ведут себя не совсем искренне, стараются что-то утаить от него, иногда просто лгут и запутывают. Помимо того, он выясняет, что есть люди добрые и злые. Более того, ему, маленькому дворянину, предстоит понять, что есть господа и есть слуги. Все это сложно и приводит к душевным страданиям. Спасает опять-таки соприкос­новение с величественным и разнообразным миром природы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...