Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Развитие Я-концепции. Я-концепции личности по К.Роджерсу.




Роджерс выдвинул свое понимание Я-концепции личности. Он вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт целостность, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» - организованный конструкт, состоящий из: 1. восприятий свойств «Я» или меня;

2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни; 3. ценности, связанные с этим восприятием.

Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. По Роджерсу Я-концепция включает в себя: Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя. Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего. Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.

Развитие Я-концепции.

На начальной стадии формирования «Я» (младенец или маленький ребенок), оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.

Организмический оценочный процесс – это подсознательный проводник, который оценивает переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют. Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность.

С развитием ребенка по мере того, как он усваивает общественные нормы и ценности,

происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Проследим как это происходит, и какие механизмы способствуют этому процессу.

На следующей стадии формирования «Я» - когда ребенок взрослеет, его развитие регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники).

На данной стадии идет развитие когнитивных и перцептивных способностей и «Я»-

концепция всё больше дифференцируется и усложняется.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта

потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля,

ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него. Таким

образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и

позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития Я-концепции. И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка. Для того, чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия – так называемые условия ценности – т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. «Условия ценности» - поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект самости. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности.

Ребенок для получения позитивного внимания готов пожертвовать организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность в позитивном внимании. Ребенок начинает вести себя не так он хочет. В своем поведении он исходит не из своего Я, и таким образом жертвует сохранением своей Я-концепции. Его поведением управляет желание получить позитивное внимание от значимых людей.

По Роджерсу условия ценности наносят вред развитию ребенка как полнокровно функционирующего человека, т.к. он просто пытается соответствовать требованиям других и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность. Я-концепция не соответствует его организмическому опыту, что ведет к психологическим проблемам и не способствует формированию психологически здоровой личности.

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок.По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка —это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.

Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки — например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, — одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне. Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.

В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с Я-концепцией и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются. Если идет несоответствие Я-концепции и актуального переживания возникает угроза Я-концепции, которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.

Если человек осознает несоответствие Я-концепции и актуального переживания –

возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это

несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.

Механизмы защиты.Роджерс предложил два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию.В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.