Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.
Зомбарт В. Предприниматели, по Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей: 2) феодалы, коммерциализирующие свои земельные владения; те, кто организует предприятия у себя в поместье: горные разработки, сукновальные фабрики и пр. и именно с доходов от этих предприятий богатеют. 3) государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании; Далеко не все, но те, которые организуют государственные предприятия. Какой-нибудь проект постройки мельниц, сукновальных фабрик или горные разработки, и эта организация предприятий и является для них источником наживы.
Шотландцы. Удивления достойная способность шотландца выдвигаться в торговых делах, его исключительная уступчивость по отношению к своим начальникам, постоянная торопливость, с которой он распускает свой парус по всякому ветру, послужили причиной того, что в торговых домах Лондона можно найти не только уйму шотландских клерков, но и шотландцев в качестве компаньонов.
Как главные функции предпринимателя Зомбарт выделил: Различия в ходе расцвета современного хозяйственного образа мыслей:
Вирт.Гетто. ГЕТТО (ghetto) — изолированный район города, характеризуемый общими этническими и культурными характеристиками. Термин был внедрен в эпоху Средневековья в Европе, означая название районов городов, в которых были вынуждены проживать евреи. Факторы, которые вели к образованию евреями гетто: Обсобленное и изолированное пространство давало евреям наилучшую возможность следовать их религиозным предписаниям, соблюдать ритуалы и диету, а также выполнять функции,связанные с семьей и общиной. Еще один фактор: общий тон средневековой жизни: т.е.евреи составляли особый професс. класс и имели особый эконом. статус.,что позволяло жить им изолированно. Евреи выполняли множество функий, кот. Не могли выполнять жители города: занимались торговлей и обменом, в то время как христиане из-за религиозных убеждений этим заниматься не могли. Христиане могли покупать у них товары, занимать деньги, и много того, чего не могли евреи. Их функции были выгодны друг для друга. Без поддержки своей семьи еврею было невыносимо, т.к. только в кругу семьи, своей группы он был дома, мог расслабиться, был человеком со статусом. Благодаря гетто сложилось соц.дистанция, изолировавшая еврея от остального мира. Позже гетто прочно укоренилось и стало принудительным. В результате евреи часто жили на границе двух миров: у тех, кого привлекал остальной широкий мир,было желание выбраться и избавиться от узкой жизни в гетто. Типичное гетто-это плотно населенный, огороженный стеной ареал, находящ. Вблизи торговых артерий и рынка. Гетто вырастал вокруг синагоги-центра локальной и религ.жизни. Общим элементом было кладбище, к кот-му относились сентиментально. Были также школа, скотобойня, пекарня, танц.зал. С биологической т.з. гетто было узкородственным, самовоспроизводящимся сообщ-ом, те,к то вступал в смешанный брак был потерян для сообщ-ва. Западные евреи шли вровень с волной прогресса, а восточные продолжали разделять отсталость и изоляцию мира сельчан и крестьян. К середине прошлого века, правовые акты, делающие гетто узаконенным местопроживанием евреев, были отменены. Гетто сохраняется и после отмены установлений, т.к. невидимая стена изоляции все еще сохраняется, а гетто превратилось в особый институт. Оно продолжает существовать, но превращается в неявное сообщество, т.к. в некоторых странах гетто дезинтегрировалось. В чикагском гетто теперь живут не только евреи, а все иммигранты, и теперь гетто превратилось в трущобу большого города. Происходит изменение и обветшание гетто, на месте синагог появляются африканские епископальные церкви. Дети иммигрантов бегут из гетто. Гетто сохраняется вопреки попыткам убежать, его ядро-это символ общинной жизни. Гетто – это не только экологический, но и социально-психологический феномен(!).
Т. Парсонс Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. Социальная роль состоит: · из ролевого ожидания и · исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их) Виды социальных ролей: Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
2.По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). 3.По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. 4.По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека. Уорнер. Символы Эвокативные символы дают выражение чувствам. Их значения экспрессивны, аффективны, нерациональны; они отсылают к таким чувствам, способам знания и понимания, к-рые выходят за грань обыденного опыта и не поддаются эмпирич. проверке. С т.зр. Уорнера, эти символы играют чрезвычайно важную роль в сохранении социальной жизни и поддержании солидарности членов сооб-ва: люди нуждаются в знаках "как внешних формах для придания чувственной реальности тем чувствам и представлениям, к-рые наполняют их душевную жизнь"; благодаря эвокативным символам эти невесомые и неуловимые чувства и идеи переносятся в мир воспринимаемой "объективной реальности"; устойчивая и стабильная знаковая среда - один из важнейших механизмов сохранения об-ва. На примере сообществава Янки-Сити Уорнер подверг подробному исследованию связь символич. поведения с классовой структурой амер. об-ва. Для сложного об-ва характерно распределение между социальными классами разл. форм деятельности, знаний, ценностей, стилей одежды, типов жилья, форм проведения досуга, манер, жестов и т.д. Это распределение проявляется не только в макроуровневых явлениях, но и в мелочах. Напр., анализируя то, как разные классы тратят деньги, Уорнер отмечает, что в отличие от представителей низших классов, покупающих преимущественно "физич." свойства продуктов, промышленных товаров и т.д., люди, принадлежащие к высшему классу, склонны тратить деньги на символич. свойства товаров. В частности, покупая дом, человек из высшего класса платит "не только за физич. кров для своей семьи, но также и за "правильный тип" дома в "правильном" районе". Между классами распределены даже такие символич. поведенческие проявления, как типы шуток. Разные классы по-разному чувствительны к разным формам юмора. Высшие классы предпочитают мягкие сексуальные шутки, проявляя меньший интерес к грубым скабрезностям сексуального характера, и почти невосприимчивы к "анальному"(туалетному) юмору. В низших же слоях об-ва наибольшей популярностью пользуется именно туалетный юмор, подсознательно тесно связанный с темой равенства. Проанализировав политическую кампанию в Янки-Сити, Уорнер, в частности, отметил широкое использование политиками туалетного юмора в борьбе за низшие слои избирателей, а также наличие корреляции между применением такого рода шуток и риторикой равенства. (2 текст) Одна из частей «Янки-сити» посвящена культурному конфликту, возникшему вокруг нового мэра города, Бигги Малдуна, ирландского мигранта, сколотившего состояние честным трудом и сделавшего политическую карьеру, но отказавшегося признать превосходство элиты с Хай-стрит, сохранившего замашки простого работяги и высмеивавшего людей, не работавших ни дня в жизни. Чувства большинства жителей городка были двойственны, но в конечном счете Малдун проиграл. Человек, который реализовал американскую мечту, обнаружил, что втайне Америка мечтала совершенно о другом – она боготворила не поднявшихся из грязи, а тех, кто никогда этой грязи не касался. Праздный класс проявляет себя не только во вкусе к бесполезному образованию. Та же установка проявляется в отношении к интерьеру, одежде, женской красоте. Везде непрактичное и бесполезное ставится выше практичного и полезного. Более того, праздный класс транслирует свой вкус вокруг себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|