Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

Отношения, соответствующие в романо-германской системе частно-правовым, регулируются в Пакистане несколькими различными системами права. Вопросы личного статуса - религиозным персональным правом, а все остальные отношения - территориальным правом, сформировавшимся на базе английского общего права.

У мусульманской общины (97% населения) вопросы личного статуса регулируются мусульманским правом. Еще в колониальный период в Британской Индии были приняты Закон о применении мусульманского личного права 1937 г. и Закон о расторжении мусульманского брака 1939 г. Первый из этих актов регламентировал отношения, связанные с наследованием по закону, правом собственности женщин, браком (закреплением и расторжением), предоставлением содержания, выкупом за невесту, опекой, дарением, вакуфными имуществами. После получения независимости Пакистаном была проведена новая кодификация мусульманского права. Так, в 1961 г. принят Ордонанс о мусульманском семейном праве, регулирующий вопросы брака и развода.

У христианской, индуистской и других немусульманских общин в сфере личного статуса действует свое персональное (обычно также религиозное) право.

Основы современных отношений собственности закреплены в Конституции 1973 г. Она устанавливает, что каждый гражданин Пакистана имеет право приобретения, владения и распоряжения собственностью (ст.23). Предусматривается возможность национализировать любой вид собственности за компенсацию (п.2 ст.24). При этом закон должен фиксировать либо размер компенсации, либо принципы, в соответствии с которыми она должна быть определена, а также способ ее выплаты; при этом ни один закон о национализации не может оспариваться в суде по причине неадекватности компенсации (п.4 ст.24). Государство может брать под контроль и изымать без компенсации собственность, "нажитую нечестным путем или каким-либо незаконным образом", а также если это необходимо для развития образования, оказания гражданам медицинской помощи, содержания безработных и нетрудоспособных, строительства жилищ и для других общественных потребностей (п.3 ст.24).

Торговое право Пакистана основывается на законодательстве и прецедентном праве Англии и Британской Индии. Закон о контрактах представляет собой, в частности, кодификацию английского договорного права. Пакистан оставил в силе и индийский Закон о компаниях 1913 г. Законодательство о банкротстве также следует английской модели.

Фондовый рынок регулируется Ордонансом о ценных бумагах и фондовой бирже 1969 г. и Правилами 1981 г. Ордонанс о компаниях 1984 г. регулирует оборот акций путем установления правил их котировки.

В настоящее время экономика Пакистана переживает период интенсивного перехода от государственного регулирования к развертыванию процессов, ориентированных на свободный рынок. Активно осуществляется денационализация и приватизация госсектора. Правительство Пакистана пытается привлечь иностранных инвесторов в такие сферы экономики страны, как сельское хозяйство, сфера услуг и социальный сектор. В 1998 г. принят Закон об инвестиционной политике. Прямые иностранные инвестиции защищены от экспроприации Законом об иностранных частных инвестициях (поддержке и защите) 1976 г. и двухсторонними международными соглашениями.

После достижения независимости в Пакистане была проведена существенная реформа колониального законодательства о труде (см. раздел "Индия"). Новое законодательство установило жесткий государственный контроль над профсоюзной деятельностью, запрещение забастовок (Ордонанс о промышленных отношениях 1969-1973 гг. с поправками), хотя и провозгласило принцип участия трудящихся в управлении предприятиями и улучшило некоторые условия труда. Установлена максимальная продолжительность рабочего времени - 54 часа в неделю. Закон о детской занятости 1991 г. запрещает наем подростков младше 14 лет в некоторых областях занятости и регулирует условия их труда. Детям запрещено работать сверхурочно и ночью.

В 1997 г. принят Пакистанский закон об охране окружающей среды, который охватывает самые различные вопросы экологического характера: контроль за загрязнением и опасными отходами, импорт химических продуктов, производство, оборот и перевозка опасных и токсичных веществ и т.д.

 

Уголовное право и процесс

 

Основы современного уголовного права Пакистана заложены еще в колониальный период. В 1860 г. был принят общий для Британской Индии, в состав которой входили территории нынешнего Пакистана, Уголовный кодекс. Этот обширный акт (около 500 статей) неоднократно изменялся как до, так и после установления независимости. В дополнение к нему принимались многочисленные законы.

После достижения независимости вплоть до конца 1970-х гг. мусульманское деликтное право в Пакистане фактически не применялось и уголовные дела решались на основе кодекса 1860 г. Однако с приходом к власти генерала Зия-уль-Хака в 1977 г. и провозглашением политики исламизации страны ситуация изменилась.

Введение законов шариата имело целью не заменить светский уголовный кодекс, а привести его некоторые части в соответствие с положениями Корана и других источников мусульманского права. В январе 1978 г. издан Закон об ответственности за угон самолета, который наряду с наказаниями, применяемыми в стране и ранее (смертная казнь, лишение свободы, штраф), ввел характерные для мусульманского деликтного права санкции - отсечение руки и телесное наказание. В 1979 г. изданы ордонансы, установившие уголовную ответственность за четыре преступления - употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, кражу и разбой и ложное обвинение в прелюбодеянии, за которые Коран предусматривает строго определенные санкции (наказания худуд). Так, употребление алкоголя влечет телесное наказание в виде 80, а ложное обвинение в прелюбодеянии - 40 ударов плети. Кража карается отсечением руки, а разбой - руки и ноги. Наконец, виновный в прелюбодеянии (в зависимости от обстоятельств) может быть насмерть забит камнями или наказан 100 ударами плети. Телесное наказание производится публично, и закон устанавливает порядок подготовки преступника к бичеванию (предварительный осмотр врачом, отсрочка исполнения приговора в случае болезни и т.д.). Публичные порки в Пакистане стали обычным явлением. Более суровые исламские наказания (членовредительские, забивание камнями) на практике не применяются. Судами Пакистана было вынесено несколько приговоров к отсечению руки и ноги, но они не были утверждены верховной судебной инстанцией и заменены иными мерами наказания. Процесс постепенного включения норм мусульманского деликтного права в действующее пакистанское право продолжился и в дальнейшем: в 1980 г. вступил в силу закон об ответственности за богохульство, а в 1981 г. установлена ответственность за несоблюдение поста во время рамадана (лишение свободы на срок до 3 месяцев и штраф до 500 рупий). Была также введена выплата "выкупа за кровь" (дийя), в военно-уголовное право внесены положения о членовредительских наказаниях.

Несмотря на все нововведения влияние мусульманского законодательства на уголовное право Пакистана оказалось все же ограниченным, последнее сохранило свою прежнюю, светскую и европеизированную основу. Многие пакистанские юристы, в том числе судьи, всячески препятствуют применению наиболее архаичных и жестоких норм шариата.

Помимо смертной казни и вышеназванных исламских санкций видами наказания по уголовному праву Пакистана являются заключение, конфискация собственности и штрафы. Заключение подразделяется на "строгое" (эквивалент каторги) или "простое".

Уголовный процесс в Пакистане изначально был основан на демократических нормах, заимствованных из английского права, однако исламизация страны и политика репрессивных военных режимов привели к его глубокой деформации.

В принципе ст.9-13 Конституции и положения кодексов гарантируют большинство процессуальных прав, известных системе уголовного правосудия Великобритании или США. Например, право на освобождение до суда под залог (кроме некоторых категорий преступлений), процедуру хабеас корпус, право перекрестного допроса, право представления доказательств защитой, право на апелляцию и гарантию от повторного преследования по тому же обвинению. Обвиняемому, которому грозит смертная казнь, адвокат назначается в (кроме некоторых категорий преступлений), процедуру хабеас корпус, право

Согласно Конституции любой гражданин Пакистана, подвергшийся аресту, должен быть в течение 24 часов доставлен в суд и без санкции последнего не может содержаться в заключении свыше этого срока. Однако в отношении лиц, "действующих в ущерб целостности, безопасности и обороне Пакистана, или его внешнеполитическому положению, или общественному порядку", применяется превентивное заключение сроком до 1месяца (ст.10). Третья поправка к Конституции, принятая в феврале 1975 г., увеличила этот срок до 3 месяцев.

В Пакистане не существует суда присяжных. Судья может единолично рассматривать дела о преступлениях небольшой тяжести. Серьезные дела слушаются судами сессий, которые могут назначать наказания вплоть до смертной казни. Провинциальный высокий суд рассматривает апелляции и автоматически проверяет любой приговор, назначающий смертную казнь. Высшая апелляционная инстанция по уголовным делам- федеральный Верховный суд.

В качестве основного акта, регламентирующего рассмотрение уголовных дел, продолжает действовать УПК 1898 г. Входе исламизации правовой системы были введены особые мусульманские правила доказывания по некоторым категориям дел. В 1984 г. вступил в силу Ордонанс о свидетельских показаниях, основанный на шариате. В соответствии с ним изнасилование может быть доказано только свидетельством 4 взрослых мужчин хорошей репутации. При этом, если обвинение будет признано недоказанным, потерпевшая должна подвергнуться суровому наказанию за лжесвидетельство или, что более распространено, за прелюбодеяние (поскольку заявительница сама признала факт внебрачного полового сношения). Исключительной юрисдикции у судов шариата не существует: преступления, предусмотренные мусульманским деликтным законодательством (например, категории худуд), могут рассматриваться как религиозными, так и гражданскими судами. Окончательным решением уголовных дел, по которым применяются традиционные исламские наказания, занимается Федеральный шариатский суд, который действует на основе Мусульманского кодекса юстиции.

Особенностью пакистанского правосудия является широкое применение чрезвычайных процедур судопроизводства, не связанного обычными правовыми гарантиями, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе. По Закону 1975 г. о подавлении террористической деятельности (о специальных судах) были созданы специальные суды для рассмотрения дел "террористического характера" (например, убийства и саботаж). По этому закону в отличие от обычно предоставляемых правовых гарантий подсудимый мог считаться виновным, если не докажет своей невиновности. Разбирательство дел в специальных военных судах было несправедливым вследствие их зависимости от исполнительных властей и принятия ими доказательств, полученных под принуждением. Они не давали права и на судебную апелляцию, так как их приговоры проверялись только чрезвычайными органами власти. После отмены чрезвычайного положения в 1985 г. специальные военные суды прекратили свою деятельность.

В 1987 г. принят новый Ордонанс, учредивший специальные суды ускоренного производства, уполномоченные назначать смертную казнь после трехдневного судебного процесса, причем почти никакие отсрочки исполнения приговора не разрешались. Дела, считающиеся "ужасными, жестокими и сенсационными" или "приводящими к оскорблению общественности", могли рассматриваться специальным судом, учрежденным провинциальным правительством. Оно имело право передать в специальный суд также любое дело, представленное в обычный суд, если этого требовали "публичные интересы".

Юрисдикция специальных судов была ограничена в 1988 г., однако они продолжали действовать. В 1991 г. суды ускоренного производства получили новую юрисдикцию, в частности, рассматривать дела об убийствах и наркопреступлениях. В таких делах допускается только одна апелляция. В 1990 г. учреждены специальные суды "ответственности" для рассмотрения дел о коррупции в первом правительстве Беназир Бхутто (1988-1990). В конце 1993 г. второе правительство Беназир Бхутто объявило о намерении прекратить практику использования специальных судов с 1994 г. В 1996 г. против параллельной системы чрезвычайных судов выступил и Верховный суд. Однако продолжение в стране кровавых религиозно-этнических столкновений не позволяет пока Пакистану отказаться от разного рода чрезвычайных мер. В 1997 г. правительством принят очередной антитеррористический акт, в соответствии с которым для "ускоренного рассмотрения дел" в стране вновь введены военные суды. В феврале 1999 г. решение правительства о введении военных судов было объявлено неконституционным Верховным судом Пакистана. В то же время в стране продолжают действовать специальные антитеррористические суды (созданы в сентябре 1997 г.), которые только в провинциях Синд и Панджаб за 16 месяцев рассмотрели 1544 дела и вынесли 158 смертных приговоров.

В настоящее время, по мнению международных наблюдателей, по масштабам нарушения прав в сфере уголовного судопроизводства Пакистан по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Широко распространена практика произвольных арестов, пыток обвиняемых и коррупции. Из-за нехватки судей процессы иногда тянутся годами.

В Полосе племен и других районах племен федеральное уголовно-процессуальное законодательство не применяется: правосудие там осуществляется племенными лидерами в соответствии с местным обычным правом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...