Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

Россия - федеративное государство, в состав которого входят 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Согласно Конституции (п.2 ст.5) республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законодательство.

Действующая Конституция принята на референдуме 12 декабря 1993 г. До этого действовали советские конституции 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.

По форме правления Россия - суперпрезидентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления.

Центральное место в федеральной политической системе Конституция РФ отводит главе государства - Президенту РФ. Согласно Основному Закону (ст.80) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Конституция РФ наделяет Президента обширными полномочиями во всех сферах государственной жизни. Не принадлежа формально к исполнительной власти, он фактически возглавляет ее, поскольку назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Кадровые полномочия главы государства распространяются также на финансовую и судебную сферы. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности; представляет Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности последнего; назначает судей других федеральных судов.

В области обороны и безопасности Президент, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент может вводить и чрезвычайное положение. Указы о введении военного и чрезвычайного положения утверждаются Советом Федерации.

Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; распускает последнюю в предусмотренных Конституцией случаях и порядке; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.

Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит Федеральному Собранию - парламенту Российской Федерации, состоящему из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Конкретный порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. В соответствии с этим законом членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок полномочий последнего, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении в 3-дневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании этого органа 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

По прежнему закону (1995) в Совет Федерации входили от каждого субъекта РФ глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ его представитель в Совете Федерации определялся совместным решением обеих палат.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, половина которых избирается по одномандатным округам, вторая половина - по партийным спискам на основе пропорциональной системы представительства. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Конституция предусматривает возможность досрочного роспуска Государственной Думы Президентом РФ в случаях трехкратного отклонения представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ, а также повторного в течение 3 месяцев выражению ею недоверия Правительству РФ. По первому основанию Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Она также не подлежит роспуску с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения и за 6месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Палаты заседают раздельно. Они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистии; выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Для их принятия требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые ею федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае его отклонения палаты могут создать согласительную комиссию, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты Государственной границы РФ; е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ. Последний в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней его отклонит, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов (ФКЗ), которые издаются по вопросам, прямо обозначенным Конституцией РФ. К таким вопросам относятся: установление порядка принятия нового субъекта в состав РФ, изменение статуса субъекта РФ, установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования, порядок деятельности Правительства РФ, установление судебной системы РФ, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Конституционного Собрания. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет Правительство РФ, действующее на основе Конституции РФ и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.

Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Утвержденный Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, он также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Однако на практике полномочия главы Правительства сильно ограничены уже в силу того, что согласно ФКЗ о Правительстве (ст.32) Президент РФ непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство лишь "координирует" деятельность указанных органов.

Юридически и фактически Правительство полностью подотчетно и подконтрольно Президенту РФ. Последний имеет право председательствовать на его заседаниях. Освобождение от должности Председателя правительства РФ производится по единоличному решению Президента РФ и одновременно влечет за собой отставку Правительства. Наконец, Президент вправе отменить любой акт Правительства.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Конституция устанавливает некоторые элементы парламентской ответственности правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (п.3 ст.117). После этого Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства сам может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

Конституция РФ практически не содержит положений, определяющих систему государственной власти в субъектах РФ. В рамках общих демократических принципов каждый субъект РФ самостоятельно выбирает модель организации государственной власти, исключая судебную систему. В большинстве субъектов РФ высшими органами государственной власти являются глава субъекта Федерации (Президент, глава республики, губернатор, глава администрации, мэр) и законодательный орган.

Главы субъектов РФ избираются непосредственно населением. Срок полномочий губернаторов составляет, как правило, 4 года. В Красноярском крае губернатор избирается на 5 лет. В большинстве республик в составе РФ президенты избираются сроком на 5 лет; главы республик Бурятии и Комина 4 года, Президент Калмыкии - на 7 лет.

Официальный статус глав субъектов РФ имеет существенные различия. В Татарстане Президент является главой государства, в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Саха (Якутия) - высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Калмыкии - главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Адыгее и Тыве - главой государства и исполнительной власти; в Башкортостане, Ингушетии, Мордовии (Глава Республики Мордовия) - главой государства и высшим должностным лицом. Губернатор обычно является по Уставу высшим должностным лицом субъекта РФ (либо высшим должностным лицом исполнительной власти) и руководит органами исполнительной власти.

В большинстве республик в составе РФ президенты (другие высшие должностные лица) осуществляют исполнительную власть через формируемое ими правительство (Кабинет министров Адыгеи, Башкортостана, Татарстана; Кабинет министров - Правительство Кабардино-Балкарской Республики; правительства Адыгеи, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Тывы).

В других субъектах РФ губернатор осуществляет исполнительную власть непосредственно через свою администрацию (например, в Иркутской, Липецкой, Новгородской, Тюменской областях, Эвенкийском автономном округе) либо также через формируемый им самостоятельный орган - Правительство (Ярославская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ). Правительство субъекта РФ возглавляет непосредственно губернатор (Ставропольский край, г. Санкт-Петербург) или иное лицо (председатель Правительства в Свердловской и Ярославской областях). В Москве и Санкт-Петербурге правительство является коллегиальным органом администрации, на рассмотрение которого выносятся наиболее важные вопросы. Премьером правительства Москвы является мэр или (по его решению) вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утвержденное в должности постановлением Думы. В Московской области Правительство (высший коллегиальный орган исполнительной государственной власти Московской области) также входит в структуру областной администрации, возглавляемой губернатором.

Законодательная власть в субъектах РФ принадлежит избираемому населением законодательному органу, который именуется по-разному: Народное Собрание - в Дагестане, Карачаево-Черкесской Республике, Хакасии (Хурултай), Ингушетии (Халкта Гулам); Государственное Собрание - в Республике Алтай (Эл Курултай), Саха (Якутия) (Ил Тумэн), Башкортостане (Курултай), Мордовии; Законодательное Собрание - в Карелии, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Тверской областях, Алтайском крае; Народный Хурал - в Бурятии, Калмыкии; Верховный Хурал - в Тыве; Государственный Совет - в Адыгее (Хасэ), Республике Коми, Татарстане, Чувашии; Парламент - в Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике; Дума - в Воронежской, Костромской, Курганской, Курской, Магаданской, Московской, Мурманской, Новгородской, Саратовской, Сахалинской областях, Приморском и Хабаровском краях, Чукотском, Ханты-Мансийском автономных округах; Государственная Дума - в Ярославской области, Ставропольском крае; Городское Собрание - в г. Санкт-Петербурге; Собрание депутатов (Областное Собрание) в Амурской, Архангельской, Липецкой, Псковской областях; Законодательный султан - в Эвенкийском автономном округе.

Почти везде законодательный орган однопалатный. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное Собрание Свердловской области, имеющие двухпалатную структуру.

Срок полномочий законодательных органов у большинства республик в составе РФ - 5 лет, у законодательных органов Тывы, Калмыкии, Дагестана, Ингушетии, Карелии, Коми, Чувашской и Удмуртской республик, Северной Осетии - Алании и других субъектов РФ - 4 года. Численный состав законодательных органов колеблется от 27 депутатов в Ингушетии до 250 в Татарстане.

Некоторые главы субъектов РФ наделены правом роспуска регионального законодательного (представительного) органа в случаях, предусмотренных Конституцией (Уставом) субъекта РФ (Ингушетия, Калмыкия и Тыва).

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства", в 1990 г. признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской правовой системы. В 1990-1991 гг. российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.

По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К 2003 г. приняты новые Арбитражный процессуальный (2002), Бюджетный (1998), Водный (1995), Воздушный (1997), Градостроительный (1998), Гражданский (три части соответственно в 1994, 1995 и 2001 гг.), Гражданский процессуальный (2002), Земельный (2001) кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001), Лесной (1997), Налоговый (первая часть в 1998 г., вторая часть в 2000 г.), Семейный (1995), Таможенный (1993), Торгового мореплавания (1999), Трудовой (2001), Уголовно-исполнительный (1997), Уголовно-процессуальный (2001) и Уголовный (1996) кодексы.

Таким образом, из старых советских кодексов к началу 2003 г. оставался в силе только Жилищный кодекс РСФСР (1983).

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.

Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст.71-73).

В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В не пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличие от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Низший уровень в иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика, официально обобщаемая и направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе источников права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст.6), национальный обычай (ст.19) и местный обычай (ст.221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Согласно ст.14 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов РФ.

В 1990-е гг. в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимаются или предпринимались попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие корни в культуре соответствующих титульных национальностей.

Весьма специфическим источником российского права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п.3 ст.11 Конституции РФ.

Важным источником права являются международно-правовые акты и доктрина. Согласно Конституции (п.4 ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Научные исследования в области права в РФ ведутся в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов (в стране их насчитывается несколько десятков).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...