Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ

Что нужно знать педагогу-психологу об адаптированной образовательной программе

Ирина Коныгина
методист ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования», отдел сопровождения процедур контроля качества предоставляемых услуг лицам с особыми образовательными потребностями

Предлагаем основные положения, которые помогут вам при разработке адаптированной образовательной программы. Какие нормативные правовые документы необходимо изучить, есть ли утвержденная примерная АОП для детей с ОВЗ дошкольного возраста, читайте в статье.

 

 

Специальных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста на сегодняшний день нет. Но в детских садах должны быть созданы условия для воспитания и обучения таких детей. Для этого администрация, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования дошкольной образовательной организации (ДОО) разрабатывают адаптированную образовательную программу (АОП) с учетом психофизических особенностей дошкольников.

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, которая адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (при необходимости)(ст. 2 п. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Также читайте статью
Е.В. Носковой «Реализуем образовательную область “Социально-коммуникативное развитие”»

 

При поступлении ребенка с ОВЗ или с инвалидностью в ДОО родители предоставляют документы, которые подтверждают необходимость специальных образовательных условий: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в котором отражены все необходимые условия; справку об инвалидности установленного образца и индивидуальную программу реабилитации и абилитации.

Ребенок с ОВЗ проходит комплексное психолого-педагогическое обследование у специалистов психолого-педагогического консилиума ДОО. Цель обследования — выявить уровень актуального развития ребенка и определить объем коррекционно-развивающей помощи на определенный период. После этого разрабатывают АОП.

Психолого-педагогический консилиум ДОО может направить ребенка на повторное прохождение ПМПК, если выявит серьезные улучшения или ухудшения состояния, с целью изменить условия реализации АОП.

Утверждают АОП на педагогическом совете. Родителей детей с ОВЗ знакомят с содержанием программы; индивидуальным образовательным маршрутом ребенка; условиями, которые необходимы для успешного освоения АОП; системой оценки качества освоения образовательной программы.

На сегодняшний день в дошкольном образовании разработано девять примерных адаптированных основных образовательных программ (ПАООП) — для детей: глухих; слабослышащих; слепых; слабовидящих (с амблиопией, косоглазием); с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью легкой, умеренной, тяжелой степени; с расстройствами аутистического спектра.

Только одна из этих проограмм — ПАООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи и для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи) — принята Федеральным учебным-методическим объединением по общему образованию.

В АОП должно быть отражено содержание деятельности ведущего специалиста сопровождения (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя), а также ведущего специалиста-медика (врача-педиатра, врача-офтальмолога, психиатра, оториноларинголога, психоневролога и др.).

Какие нормативные правовые документы регламентируют образование детей с ОВЗ

Педагог-психолог при разработке и реализации АОП, сопровождении образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ применяет федеральные нормативные правовые акты (таблица).

Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ

Нормативный правовой акт Как реализуется
Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Регламентирует получение образования обучающимися с ОВЗ
Статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Регламентирует необходимые условия для получения образования инвалидами
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утв. приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н Утверждает новую форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, которую оформляют в бюро медико-социальной экспертизы
СанПиН 2.4.2.3286–15 от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 Регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Деятельность ПМПК: 1. Выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонениями в поведении. 2. Проводить их комплексное обследование. 3. Готовить рекомендации для их обучения и воспитания. 4. Подтверждать, уточнять или изменять ранее данные рекомендации
Письмо Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901–6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» Организует работу ПМПк в детском саду
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Рекомендует комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОО
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 Регламентирует образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, в т. ч. особенности образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...