Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение учащимися лабораторной работы «Определение растений семейства Крестоцветных по определительной карточке». Работа с гербариями в парах.

Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению Семейства Крестоцветные(Капустные)

Задачи:

1. Познакомить учащихся с характерными особенностями растений семейства крестоцветных, с их многообразием.

2. Развивать умения составлять морфологическую характеристику растения, распознавать, определять и классифицировать.

3. Показать практическое значение растений данного семейства.

Средства обучения:

Таблица «Редька дикая», гербарии растений семейства Крестоцветные, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта урока

Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент (1 мин) -приветствие; -проверка отсутствующих; -проверка готовности к уроку. -приветствие учителя; -дежурный называет отсутствующих; -готовятся к уроку.
II. Актуализация знаний 2.1 Проверка домашнего задания (15 мин) 2.2 Мотивация (3 мин) -фронтальная беседа; -проводит тест «взаимопроверка»; -проводит тест «проверка учителя»; -формирует тему урока. -отвечают на вопросы; -отвечают на тесты;   -отвечают на тесты;   -записывают тему урока.
III. Формирование новых знаний (20 мин) 3.1 Общая характеристика растений семейства Крестоцветных.     3.2 На основании чего все названные растения объединили в одно семейство Крестоцветные?       -объясняет новый материал;   -организует самостоятельную работу с гербарием и учебником.     -слушают и конспектируют новый материал; -отвечают на загадки;   -заполняют таблицы.
IV. Применение новых знаний (5 мин) - выполнение теста с пропуском слов; - выполнение задания по поиску «лишнего»; -заполнение таблицы. -заполнение пропусков в тексте; -ответ на задание;   -заполнение таблицы.
V. Домашнее задание (1 мин) -объясняет выполнение домашнего задания. -записывают домашнее задание в дневник.
VI. Рефлексия -подводит итог работы. -оценивают свою деятельность.

Ход урока:

1. Организация класса:

Вхожу. Здороваюсь. Проверяю посещаемость. Сообщаю тему урока и план работы на урок.

2. Проверка домашнего задания:

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

А) По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

Б) Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя использовать только один признак?

В) Какие признаки являются главными при выделении семейств?

Тест. Взаимопроверка.

1. Признаки отдела покрытосеменных:

А) Стержневая корневая система.

Б) Корень, побег, цветок, плод с семенами.

В) Корневище.

Г) Корень, побег, семя.

2. Наличие хлорофилла – признак:

А) Царства растений.

Б) Отдела покрытосеменных.

В) Семейства злаков.

Г) Класса двудольных.

3. Наиболее крупная систематическая единица:

А) Отдел.

Б) Царство.

В) Вид.

Г) Семейство.

4. Наиболее мелкая систематическая единица:

А) Порядок.

Б) Вид.

В) Род.

Г) Класс.

5. Систематическая категория, объединяющая виды:

А) Класс.

Б) Род.

В) Семейство.

Г) Отдел.

6. На родство растений одного семейства указывает:

А) Их способность к фотосинтезу.

Б) Использование кислорода для дыхания.

В) Общие признаки в строении их цветка.

Г) Произрастание на одной территории.

7. Признаки класса двудольных:

А) Плод ягода.

Б) Плод зерновка.

В) Стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев.

Г) Корень. Побег. Цветок. Плод с семенами.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – в.

Критерии оценки: всё верно – 10;

1,2 ошибки – 8;

3,4 ошибки – 6;

> 4 ошибок – 4.

Тест. Проверка учителя.

Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу:

А) В семени 2 семядоли.

Б) В семени 1 семядоля.

В) Корневая система стержневая.

Г) Корневая система мочковатая.

Д) Жилкование листьев сетчатое.

Е) Жилкование листьев параллельное или дуговое.

Ж)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме.

З) Запас питательных веществ у большинства растений находится в

семядолях.

И) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина.

К) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно.

Л) Цветок трёхчленный.

М) Цветок чаще всего четырёх или пяти-членный.

Класс Однодольные Б, Г, Е, Ж, К, Л.
Класс Двудольные А, В, Д, З, И, М.

3. Изучение нового материала:

3.1. Общая характеристика растений семейства Крестоцветных.

Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения, многообразии и использовании растений семейства крестоцветные.

Семейство крестоцветные довольно многочисленно. Оно представлено 3200 видами из 380 родов и по многочисленности сопоставимо с розоцветными. Крестоцветные заселяют менее комфортные и более экстремальные зоны. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария, главным образом в Старом Свете. В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в горных районах. В горах их можно встретить на высоте 4500–5700 м. Они встречаются по морским побережьям, в Арктической области, в степи, пустыне и полупустыне.

Большинство крестоцветных – однолетние и многолетние травы, но есть и полукустарники. Кустарники представлены единичными африканскими видами.

Объяснение учителя с использованием таблицы «Редька дикая».

 

Листья у крестоцветных простые с очередным расположением, без прилистников, нижние часто образуют прикорневую розетку и по форме они рассеченные. Цветки правильные, собраны в простые или сложные кисти. Цветок имеет чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 свободных лепестков, расположенных крест-накрест, 6 тычинок, из которых 4 длинные, 2 короткие и пестик. Формула цветка: Ч4 В4 Т2+4 П1. Плод – стручок, иногда укороченный (стручочек), с перегородкой, разделяющей его на два гнезда.

Опыление у крестоцветных в основном насекомыми (перекрестное), поэтому большинство их них имеет нектарник. В экстренных случаях заменяется самоопылением.

– Запишите формулу цветка Крестоцветных к себе в тетрадь.

– Соберите из расположенных на доске карточек правильную формулу цветка Крестоцветных.

– Какая из диаграмм характеризует цветок Крестоцветных?

                   
         


1. 2. 3. 4. 5.

 

Многообразие дикорастущих и культурных растений семейства Крестоцветных.

Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить. Овощные, масличные, комовые и медоносные культуры имеют среди них наиболее широкую известность.

 

На грядке за амбаром

Разросся стебель шаром.

(Капуста кольраби)

 

Девица белолица

солнца не выносит,

зонтик себе просит.

(Цветочная капуста)

 

На плечах Игнашки

сорок три рубашки –

все из ткани отбеленной,

а поверх – пиджак зеленый.

(Капуста кочанная)

Происхождение капусты, одного из самых ранних и распространенных овощных растений, до настоящего времени точно не установлено. По мнению некоторых ученых, родина её находится в Грузии, в районе Колхидской низменности. Название “капуста”

Происходит от древнеримского слова “капут”, что означает “голова”, и связанное с тем, что её круглые кочаны действительно напоминают голову.

В Древнем Риме, где капуста служила пищей для широких слоев населения, её подавали нередко на десерт в конце обеда.

Затем её стали использовать и в других странах.

Однако ценность капусты не ограничивается лишь пищевыми свойствами. Капуста имеет большое лекарственное значение. Еще римский историк Катон писал, что капуста служит для римлян не только пищей, но и лекарством от многих болезней.

В капусте содержится примерно 1,63% клетчатки. Последняя улучшает моторную функцию кишечника, оказывает благоприятное влияние на жизнедеятельность полезной кишечной палочки.

Клетчатка способствует выведению холестерина из организма, предупреждая атеросклероз.

В капустном листе имеются ферменты, соли калия, фосфора, серы, витамины (от 25 до 100 мг витамина С, незначительное количество А, В1, В2, В5, Р, К, Хомин). Все это делает капусту одним из важнейших продуктов для лечебного и диетического питания.

Большую роль в медицинской судьбе капусты сыграло открытие в ней противоязвенных свойств. В 1949–1950 гг. было впервые доказано, что свежий сок капусты излечивает язву желудка и двенадцатиперстной кишки.

В капусте содержатся фитонциды, которые оказывают антибактериальное действие на золотистый стафилококк, туберкулезную палочку и некоторых других микробов.

Но не только капуста широко известна среди крестоцветных как овощное растение.

Всем известны редька, редис, репа, брюква; как острые приправы – хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе.

А вы знаете, что молодые побеги и черенки листьев катрана морского часто употребляются подобно спарже, а в Средней Азии из корней котрана Кочи изготавливают муку, из которой выпекают лепешки.

Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур – рапс, рыжик, горчица белая, горчица черная. Из них в умеренных широтах наиболее урожайным является рапс, семена которого содержат до 50% масла. Используется оно, при закалке стали. Масло горчицы сарепской имеет пищевое применение, главным образом в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при изготовлении маргарина и консервов. Порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу. Рыжик – единственное культурное растение среди крестоцветных, дающее полувысыхающее масло. Его используют в мыловарении, для изготовления олифы и как смазочное для тракторов. Большинство масличных культур одновременно являются прекрасными медоносами.

Ценные кормовые растения – репа, брюква, турнепс. Кроме того, в качестве зеленых кормов высевают кормовую капусту, рапс и пергу (гибрид рапса и кормовой капусты).

Многие крестоцветные благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. Листья желтушника используют для приготовления сердечных препаратов. Его используют для приготовления в целях профилактики и лечения витаминозов.

Сильное ранозаживляющее и кровоостанавливающее действие оказывает пастушья сумка. Также в медицинских целях используются клоповник лекарственный, гулявник аптечный, репа огородная, редька и другие растения.

А вы знаете, что из листьев вайды красильной получают краску индиго. А различные сорта левкоя и некоторые виды бурочка приморского используют при оформлении клумб и как бордюрные растения.

В тоже время среди крестоцветных есть и злостные сорняки (редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка, ярутка полевая, гулявник лекарственный и другие), требующие специального режима борьбы.

3.2 На основании чего все названные растения объединили в одно семейство Крестоцветные?

Морфологическое описание одного растения семейства Крестоцветных по плану (используя гербарий или рисунок):

Название растения.

Тип корневой системы.

Внешнее строение листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

Одиночный цветок или соцветие имеет растение? Определите тип соцветия.

Изучите строение цветка. Отметьте строение чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

Особенности строения плода. Тип плода.

Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Выполнение учащимися лабораторной работы «Определение растений семейства Крестоцветных по определительной карточке». Работа с гербариями в парах.

Значение растений семейства Крестоцветных. Заполнение таблицы.

Пищевые Масличные Декоративные Сорные
       

 

Запишите известные вам растения семейства Крестоцветные в определённые графы.

Дополнение учителя.

4. Закрепление:

4.1. Выполнение теста с пропуском слов:

У растений семейства крестоцветных цветок имеет …………околоцветник, чашечка цветка состоит из …… чашелистиков, венчик – из ……лепестков, тычинок……., из которых…………, пестик……, плод - ……..или……..

4.2. Определите, какое растение «лишнее».

 

4.3. Начертите таблицу по предложенному образцу. Используя рисунок, заполните её.

 

№ п/п Сорт капусты Орган растения, употребляемый в пищу.
1. 2. 3. 4.    

5. Домашнее задание: § 55, вопросы устно, составьте кроссворд «Крестоцветные растения».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...