Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности административного процесса.




Административный процесс в основном базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга.

Они имеют следующие сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел; 2) индивидуальность решения этих дел; 3) регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Напр., при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников этих отношений.

Основные принципы административного процесса: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий процесса, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение.


51. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Стадия – самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Стадии административного процесса: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении является и процессуальным действием, и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Может быть по инициативе как уполномоченного органа (лица), так и гражданина (напр., подача жалобы). Основанием для возбуждения дела является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности: административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки его рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно и в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливают исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю.


52. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Цель административного производства – своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события и состава административного правонарушения;

2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных законом (два месяца);

8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы на законном основании, а также наличие по этому факту уголовного дела; 9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу. Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

В целях обеспечения законности административного производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе:

• возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

• участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

• приносить протест на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные ФЗ действия.

Прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами разд. 4 КоАП РФ.


53. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Виды индивидуальных административных дел:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;

• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонарушениях;

• дисциплинарное производство;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.


54. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным. Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т. е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или, возможно, ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, напр. заключение административного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).


55. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

Законность – единообразное понимание, осознание и соблюдение норм и правил действующего законодательства прежде всего органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Способы обеспечения законности – контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаки контроля как способа обеспечения законности: между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, а контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; в некоторых случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (напр., по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти – постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

Прокурорский надзор осуществляется за единообразным исполнением и соблюдением законов всеми органами государства и его должностными лицами, а также негосударственными объединениями и их должностными лицами.

Административный надзор – специфическая разновидность государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил федеральными надзорами. Виды полномочий органов, осуществляющих административный надзор: 1) по предупреждению правонарушений; 2) по пресечению правонарушений; 3) по нормотворчеству; 4) по привлечению к юридической ответственности правонарушителя.

Наиболее распространенный способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении – это право граждан на подачу жалобы на действия либо бездействие государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан.


56. ПРОКУРОРСКИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ВИДЫ НАДЗОРА

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Рф осуществляет:

• надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ФОИВ, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

• координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов и за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются уполномоченными государственными органами власти. Прокуратура не подменяет их и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления.

Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и иной информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Права прокурора: 1) опротестовывать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; 2) осуществлять уголовное преследование или производство об административном правонарушении; 3) вносить представление об устранении нарушений закона; 4) выносить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Административный надзор – систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными ФОИВ в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно не подчиненных им юридических и физических лиц (Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724).

Цель административного надзора – обеспечить безопасность личности, общества, государства, а также требуемое качество продукции и оказания услуг.

Напр., специальный надзор как вид административного надзора осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России.


57. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (РЕШЕНИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Обжалование – реализация гражданами своего права обратиться с жалобой в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы (ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Конституцией установлено, что граждане России имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Все это объединяется понятием «обращения граждан».

Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан – административный и судебный.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан.

Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд, – коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц.


58. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Президент Рф осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, оказывает при этом существенное влияние на развитие экономики в целом. Большие полномочия в сфере экономики осуществляет Правительство РФ (см. вопр. 32).

Свои полномочия имеют 3 подведомственные Правительству федеральные службы:

1. Федеральная таможенная служба ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций и т. д.

2. Федеральная служба по тарифам осуществляет полномочия по определению цен (тарифов) на услуги в сфере электроэнергетики; на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; на транспортировку газа, нефти и нефтепродуктов и др.

3. федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением организациями и органами власти антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе и т. д.

Министерству регионального развития РФ организует: проведение государственной экспертизы проектной документации объектов; осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства о градостроительной деятельности и т. д.

Министерство экономического развития РФ осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам: мониторинг социально-экономических процессов; экономические отношения России с иностранными государствами; инвестиционная деятельность и государственные инвестиции; предпринимательская деятельность и проч.

Свои полномочия имеют 2 федеральные службы и 5 федеральных агентств, подведомственных Минэкономразвития.

Федеральная служба государственной статистики собирает статистическую отчетность и формирует на ее основе официальную статистическую информацию и т. д.

Федеральная регистрационная служба осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок и т. д.

Федеральное агентство по геодезии и картографии обеспечивает единство геодезических измерений, деятельность по испытаниям средств геодезических измерений и т. д.

Федеральное агентство по государственным резервам обеспечивает формирование, размещение, хранение, использование, пополнение и освежение запасов государственного материального резерва и др.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости проводит территориальное землеустройство; осуществляет: техническую инвентаризацию объектов капитального строительства; государственную кадастровую оценку земель и др.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом проводит в установленном порядке конкурсы и заключает договоры об организации торгов (конкурсов, аукционов); осуществляет учет федерального имущества, ведение его реестра и выдачу выписок из него и т. д.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет управление особыми экономическими зонами; управляет и распоряжается объектами недвижимости и земельными участками и т. д.


59. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (С/Х)

Система государственного управления в сфере с/х включает следующие организационно-правовые формы: Министерство сельского хозяйства РФ (Минсель-хоз России) и подведомственные ему ФОИВ: 1) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; 2) Федеральное агентство по рыболовству; 3) Федеральное агентство лесного хозяйства.

Министерство сельского хозяйства РФ решает общие вопросы организации управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности. Минсельхоз России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов и т. д.

Федеральная служба по ветеринарному и фито-санитарному надзору осуществляет функции контроля и надзора в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, контроля за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

Федеральное агентство по рыболовству: 1) разрабатывает: методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам; устав службы на судах рыбопромыслового флота; порядок установления ограничений рыболовства; порядок определения границ рыбопромысловых участков и т. д.; 2) организует: комплексное изучение, государственный учет и государственный мониторинг водных биологических ресурсов; обучение и повышение квалификации специалистов для рыбного хозяйства и т. д.; 3) осуществляет ведение государственного кадастра объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства и т. д.

Федеральное агентство лесного хозяйства: 1) решает вопросы об установлении возрастов рубок, об отнесении лесов к ценным, эксплуатационным, резервным лесам и выделении особо защитных участков и др.; 2) осуществляет государственную инвентаризацию лесов; 3) определяет количество лесничеств, лесопарков, устанавливает их границы т. д.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ обладают широкими полномочиями в сфере управления с/х: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной и фитосанитарной службой, рыбным хозяйством, на своем уровне оказывают помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.


60. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ. Наиболее важные вопросы управления в этой сфере решаются на уровне Правительства РФ и ФОИВ.

Правительство решает общие вопросы организации управления предприятиями транспорта. По основным направлениям его работы Правительство разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты законов. От четкой работы транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и оказание нормативно закрепленных государственных услуг юридическим и физическим лицам.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 образовано Министерство транспорта РФ (Минтранс России), и Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 396 утверждено Положение о нем.

Минтранс России является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства.

Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: 1) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; 2) Федерального агентства воздушного транспорта; 3) Федерального дорожного агентства; 4) Федерального агентства железнодорожного транспорта; 5) Федерального агентства морского и речного транспорта; 6) Федеральной аэронавигационной службы.

Минтранс России полномочен самостоятельно осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывать и вносить в Правительство проекты законов по следующим вопросам:

1) структурное реформирование в сфере транспорта и связи;

2) развитие автомобильного, воздушного, железнодорожного, внутреннего водного, морского транспорта и иного;

3) проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог;

4) международное сотрудничество в сфере транспорта;

5) бюджетное финансирование в сфере транспорта;

6) экспертиза и прогнозирование в сфере транспорта;

7) транспортная безопасность.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и МСУ организуют транспортное обслуживание населения на своей территории, контролируют его состояние, работоспособность и безопасность работы.


61. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере воздушного транспорта и гражданской части Единой системы организации воздушного движения.

Федеральное дорожное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

На автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве существенный объем контрольно-надзорных функций выполняется органами и подразделениями ГИБДД МВД.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов, в целях развития транспортного комплекса; издание индивидуальных правовых актов в сфере деятельности; ведение реестров, регистров и кадастров.

Федеральное агентство геодезии и картографии осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.

В ведении Минтранса России находится Федеральная аэронавигационная служба. Она: 1) разрабатывает федеральные авиационные правила; 2) выдает: разрешения на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство России; разрешения на выполнение разовых полетов; 3) оказывает государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства России; 4) организует единую систему авиационно-космического поиска и спасания; 5) обеспечивает руководство функционированием Единой системы организации воздушного движения и т. д.


62. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Указом Президента от 12.05.2008 г. № 724 образовано Министерство промышленности и торговли РФ (Минпром России). Осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам: 1) государственная политика в сфере промышленности, оборонно-промышленного комплекса и структурная политика; 2) приоритетные направления научно-технического развития и инновационной деятельности; 3) государственная политика в области технического регулирования и метрологии, разработка технических регламентов; 4) торгово-экономические отношения с иностранными государствами и внутренняя торговля и др. Осуществляет ведение: реестров организаций оборонно-промышленного комплекса, опасных производственных объектов; регистра ядерных материалов; баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Кроме того, осуществляет закрепление за Россией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности.

Подведомственное Минпрому России Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 1) организует: экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ; экспертизу проектов национальных стандартов; проведение поверки средств измерений в России и т. д.; 2) осуществляет руководство деятельностью государственных служб (метрологической; стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов и проч.). В ведении агентства находятся: федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; единая информационная система по техническому регулированию; реестры деклараций о соответствии, выданных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...