Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная система. Органы контроля




 

Конституция КР предусматривает независимую судебную власть. Судебной системой ведает Судебный юань; в его прерогативу входят гражданские, уголовные и административные дела, в том числе связанные с дисциплинарными нарушениями должностных лиц. Юань возглавляет председатель и его заместитель; в его состав входят от 15 до 17 высших судей, назначенных Президентом КР с согласия Национального собрания и образующих "Совет великих судей". Последний имеет право толковать Конституцию, законы и подзаконные акты, осуществляет функции конституционного контроля (ст.171, 173 Конституции).

Судебному юаню подчинены Верховный суд, Высокие суды, окружные суды и Административный суд. Существует отдельная система военных судов. Судьи назначаются Президентом КР с согласия Национального собрания (судьи Верховного суда - сроком на 9 лет, судьи нижестоящих судов - пожизненно).

Судебное преследование находится в компетенции Министерства юстиции и осуществляется через Департамент судебного преследования.

Высшим наблюдательным органом государства является Контрольный юань, обладающий правами импичмента, цензуры, ревизии и проведения слушаний. Он является парламентарным органом, и его члены избираются провинциальными и муниципальными собраниями. Однако изменения в Конституции, принятые в мае 1992 г., преобразовали этот юань в феврале 1993 г. в правоохранительный орган. 29 членов юаня, включая председателя и его заместителя, назначаются Президентом КР с согласия Национального собрания сроком на 4 года.

 

Литература

 

Тайвань: Справочник. М., 1993.

Ma H. H. P. Legal System of the Republic of China. Vol. 51. Lawasia, 1974. P. 96-127.

 

Танзания

Объединенная Республика Танзания

 

Государственное устройство

Правовая система

Общая характеристика

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Литература

 

Государство в Восточной Африке на побережье Индийского океана (материковая часть - Танганьика) и на островах Занзибар и Пемба.

Территория - 945,1тыс. кв.км. Столица - г. Додома.

Население - 31,27 млн. чел. (1999 г.); 98,9% - африканцы, народности банту, 0,6% - арабы, 0,2% - европейцы.

Официальные языки - суахили и английский.

Религия - более 30% населения исповедуют ислам, 44% - христианство, сохраняются традиционные местные верования.

В конце XIX в. материковая часть современной Танзании (Танганьика) была захвачена Германией. В 1890 г. британский протекторат установлен над Занзибаром. С 1920 г. Танганьика - подмандатная территория Великобритании, в 1946-1961 гг. - подопечная территория ООН под британским управлением. В 1961 г. Танганьика добилась независимости. В 1963 г. Великобритания предоставила независимость Занзибару, передав власть султану (свергнут в 1964 г.). В 1964 г. Танганьика и Занзибар объединились, создав Объединенную Республику Танзанию.

 

Государственное устройство

 

По форме государственно-территориального устройства Танзания является федерацией, в состав которой входят два субъекта: материковая часть страны (Танганьика) и островная (Занзибар). Административно-территориальное деление: 25 областей (20 в материковой части и 5 в островной).

Ныне действующая Конституция принята в 1977 г. (с последующими поправками). По форме правления Танзания - суперпрезидентская республика. Политический режим - авторитарный, однако имеются определенные демократические тенденции. С 1992 г. официально отменена однопартийная система, разрешено формирование новых политических партий.

Высший законодательный орган - парламент, состоящий из Президента страны и Национальной ассамблеи (274 депутата). 232 депутата избираются сроком на 5 лет всеобщим, прямым и тайным голосованием, 37 мест зарезервированы за женщинами (назначаются Президентом), 5 являются членами Палаты представителей Занзибара.

Парламент принимает законы как для федерации в целом, так и для материковой части страны в отдельности.

Глава государства и правительства - Президент, избираемый на всеобщих выборах сроком на 5 лет. Президент назначает из членов парламента Кабинет министров во главе с Премьер-министром.

Островная часть страны обладает определенной автономией и имеет свою Конституцию (с 1979 г.), Президента, Революционный совет - правительство и парламент - Палату представителей (50 депутатов, избираемых прямым голосованием на 5 лет).

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Танзании носит смешанный, плюралистический характер, отражающий особенности процесса формирования национального права и сложный этнорелигиозный состав населения (различия регионов страны). Основными элементами правовой системы являются английское общее право, мусульманское право и обычное африканское право.

Английское право было введено в Танганьике и на Занзибаре в колониальный период и носит территориальный характер. В материковой части Танзании английское право составляет часть писаных законов, действующих в Танганьике, в том числе "общее право", "доктрины права справедливости " и статуты общего применения, действующие в Англии на 22 июля 1920 г., а также индийские колониальные акты. Английское право распространяется на все отрасли публичного и многие отрасли частного права (торговое, трудовое и др.).

При регулировании отношений личного статуса (т.е. брачно-семейных и наследственных) членов мусульманской общины применяются нормы мусульманского права. В соответствии с законодательством о судоустройстве и применении права мусульманское право применяется "по вопросам брака, развода, опеки, наследования, вакфа к членам той общины, в которой руководствуются этим правом".

Понятие "обычное право" в том смысле, в каком оно употребляется в законодательстве Танзании, означает юридическое правило или правила, основывающиеся на обычаях. Так, согласно Ордонансу о толковании и общих статьях, исправленному и дополненному Законом о магистратских судах Танзании 1963 г., обычное право (customary law) "означает правило или совокупность правил, посредством которых приобретаются права и налагаются обязанности, установленные обычаем в любой африканской общине Танганьики и признанные этой общиной в качестве норм, обладающих юридической силой; сюда включается также любая декларация или модификация обычного права, принятая в соответствии с ордонансом местных органов управления, но не включается какое-либо правило и практика, которые отменены, запрещены, наказуемы, объявлены противоправными... или заменены писаным правом".

В противоположность общегосударственному писаному праву обычное право имеет персональный и партикулярный характер: любое лицо, принадлежащее к общине, является субъектом своей собственной системы обычного права. Прекращение членства в общине влечет и выход из-под юрисдикции местного обычного права. Кроме того, обычное право имеет лишь субсидиарное значение, т.е. его нормы применяются в тех случаях, когда нет соответствующих специальных постановлений закона.

В стране издаются сборники унифицированных обычаев, в которые включены и нормы явно европейского происхождения (например, требование о выдаче свидетельства вдове, о регистрации определенных сделок с земельными участками и т.п.). Это свидетельствует об эволюции обычного права, а также об изменении его формы - из устного оно превращается в писаное.

В период независимости правовая система Танзании не претерпела коренных изменений, даже несмотря на проводившуюся здесь до конца 1980-х гг. политику на построение социализма с африканской спецификой. Большие усилия танзанийского правительства были направлены на упорядочение правовой системы страны, в том числе в сфере мусульманского права, проведение работы по унификации обычного права (к 1990-м гг. Танзания практически завершила работы по унификации обычного права всех танганьикских племен).

Система источников права Танзании отражает смешанный характер ее правовой системы. Основным источником признается Конституция, затем по степени важности следуют законы и иные писаные акты.

Согласно ст.51 Конституции Танзании парламент страны может предоставить любому лицу и органу власти право издавать постановления, имеющие силу закона (например, Президенту, первому Вице-президенту, возглавляющему исполнительную власть на Занзибаре, правительству Объединенной Республики).

Прецедентное право в Танзании хотя и играет меньшую роль, чем законы, однако судебные решения остаются важным источником права. Высокий суд Танзании до сих пор руководствуется английскими прецедентами XIX в., хотя предпочтение отдается статутному праву. Занзибар (составная часть Танзании) также руководствуется прецедентным правом Англии (и в небольшой степени - Индии), однако он имеет собственные сборники судебных решений. Вместе с тем существуют сборники, общие для всех стран Восточной Африки (Law Reports of the Court of Appeal for Eastern Africa 1934-1956; Eastern Africa Law Reports 1957-1967 (annual) и др.).

Третьим источником права в Танзании является обычай, за которым государство признает юридическое значение. Наиболее перспективные нормы обычного права получают узаконение декларациями и приказами Президента.

Наконец, в качестве непосредственного источника права может применяться мусульманско-правовая доктрина.

Занзибар имеет законодательную и судебную систему, отдельную от основной территории Танзании. В 1985 г. он принял новую Конституцию и ввел судебную систему, обеспечивающую ряд важных гарантий справедливого процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...