Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Касабланка (Марокко) - встреча с мусульманами




Событий понтификата Иоанна Павла II

Инаугурация. "Не бойтесь!"

22 октября 1978 г.

 

Без преувеличения можно сказать, что атмосфера ожидания с этого дня охватила весь мир. Человек из коммунистической страны стал Понтификом, а его слова, - их, к тому же, нельзя подвергнуть цензуре! - услышали жители всех континентов. Слова потрясли мир. Призыв "не бойтесь!" прозвучал как вызов, в них был сокрыт потенциал более сильный, нежели военные парады на Красной площади. Трансляцию из собора св. Петра наблюдал миллиард зрителей! Уже тогда у каждого свидетеля инаугурации - кем бы и откуда бы родом он ни был и во что бы он ни верил - не осталось сомнений, что мир больше не будет тем же самым.

 

С высоты минувших лет отчетливее видно значение папского призыва. Именно "не бойтесь" стало знаменитым сегодня "фирменным знаком" Понтификата Иоанна Павла II. И это потому, что со временем мир все больше убеждался в том, что такой необычный и "нетипичный Папа" столько достиг, настолько поразил мир. Очевидно, что сам он не боялся...

 

Первая Энциклика - "Redemptor hominis"

 

4 марта 1979 г.

 

 

В документе, опубликованном через пять месяцев после избрания на Престол св. Петра, Иоанн Павел II указывает миру главные идеи, которым он намеревается служить в качестве Понтифика. Энциклика представляет собой оценку духовного состояния современного мира, увиденную глазами "молодого" Папы. И он ставит печальный диагноз. Папа говорит о XX в. как о столетии, в котором "люди приготовили людям множество заблуждений и страданий". Он дает понять, что этот процесс не был решительно заторможен и выражает надежду, что создание ООН послужит на благо определению и установлению объективных и нерушимых прав человека.

 

Эта тема - одна из основ первой Энциклики - стала яркой характеристикой всего Понтификата Святейшего Отца, которого часто называют "Папой прав человека". В ней содержится также множество других важных моментов, получивших развитие в последующие годы Понтификата: призыв к тому, чтобы "не больше иметь", а "больше быть"; обеспокоенность господствующей в мире общественной несправедливостью; указание на разрыв между прогрессом цивилизации и развитие нравственности и этики.

 

"Redemptor hominis" - это квинтэссенция христианского гуманизма. Как признавался сам Папа, эту "тему он привез с собой в Рим". Это красочное и прекрасное изложение. Ничего удивительного: автор сравнительно недавно (и с большим сожалением) оставил литературную деятельность, хотя, как показали дальнейшие события, и не навсегда. Папа пишет: "Глубокое изумление ценностью и достоинством человека называется Евангелием, т. е. Благой Вестью. Оно также называется христианством".

 

 

Паломничество в Польшу

2-10 июня 1979 г.

 

Скрепя сердце власти согласились "впустить" Папу-поляка на Родину. Это было, словно сон. Поляки почувствовали, что они - уже не лишенные права голоса свидетели истории, но и ее участники. Паломничество вызвало энтузиазм у миллионов поляков и очень растрогало самого Папу, который прекрасно понимал, что земляки видят в нем предвестника свободы. Во время визита Иоанн Павел II напоминает о богатом христианском наследии Польши и о том, что без христианства нет Польши и ее культуры.

 

В Гнезно Папа-славянин напомнил о праве исторического вклада в Европу стран восточной части континента; на территории бывшего концлагеря Освенцим он размышлял о зле XX в. и тоталитаризме.

 

Паломничество Папы в 1979 г. стало не только напоминанием коммунистическим властям о политической свободе народа. Это также, а может быть, прежде всего, - великий призыв к совести всех и каждого, не говорить "нет" Христу и сохранять верность богатству христианства.

 

 

Выступление в ЮНЕСКО

2 июня 1980 г.

 

 

Этого события общество ожидало с понятным интересом. Папа с Востока, сын страны, в которой рамки официальной культуры десятилетиями определялись партийными функционерами, прибывает в штаб-квартиру всемирной организации, ответственной за сохранение и развитие культурного богатства человечества. Чем поделится с миром тот, кто своим творчеством особым образом связан с миром культуры? Что скажет бывший актер, поэт и драматург, выдающийся мыслитель и друг деятелей культуры?

 

Папское выступление - это "глубокая и широкая признательность" всем культурным традициям человечества; это выражение восхищения "творческим богатством человеческого духа, неустанному труду, цель которого - сохранение и укрепление самобытности человека". Выражая уверенность в связи религии - особенно христианства - с культурой, о чем красноречиво свидетельствует пример Европы, он с почтением вспоминает о наследии "иных источников религиозного, гуманистического и этического вдохновения". Последующим годам Понтификата будет присуще открытое и полное признание всех культур.

 

 

Покушение

 

13 мая 1981 г.

 

Папамобиль свободно следует мимо секторов, заполненных паломниками со всего мира. Папа успел вернуть родителям ребенка, которого за мгновение перед этим он обнимал. Громкий, сухой треск. Звук повторяется. С площади взлетают голуби. Секретарь Папы о. Станислав Дзивиш совершенно оцепенел. Он не сразу понимает, что произошло. Смотрит на Понтифика: "Он пошатнулся, однако не видно ни крови, ни ран. Я спросил его: "Куда?" - "В живот," - ответил он. Еще я спросил: "Очень больно?" - "Да..."

 

Покушение. Непредвиденное событие. Не документ, не начинание, не встреча и не паломничество - и все-таки одно из важнейших событий Понтификата, окруженное загадочными обстоятельствами. Начиная с того, что Иоанн Павел II выжил. Пуля на несколько миллиметров миновала органы, повреждение которых несовместимо с жизнью. Она проделала, по словам Андре Фроссара, - "совершенно неправдоподобный путь в организме".

 

Чудо? Для Папы покушение стало новым доказательством покровительства Божией Матери, Которой он посвятил свое служение, а слова "Totus Tuus" - "Всецело Твой" он не случайно начертал на своем гербе. Он не боялся смерти: "...в час, когда я упал на Площади св. Петра, я твердо знал, что выживу". Изумленному Фроссару он признался: "...одна рука стреляла, другая - направляла пулю". Покушение произошло 13 мая, в годовщину первого явления Девы Марии в Фатиме в 1917 г.

 

Еще будучи в больнице он попросил доставить описание Третьей фатимской тайны. В документах он прочтет о страдающем человеке в белом одеянии...

 

Благодаря покушению, он стал еще ближе миллионам больных, страждущих, гонимых. С этого момента встречи с ними приобретают особую выразительность. С тех пор он стал одним из них.

 

 

Паломничество в Фатиму

 

13 мая 1982 г.

 

 

Папа прибывает в Португалию в первую годовщину покушения. Как он сказал в проповеди, 13-е мая "таинственным образом связано с датой первого явления в Фатиме" в 1917 г. "Эти даты встретились друг с другом так, что я должен признать, что я призван сюда чудесным образом". Папа благодарит Марию за спасение жизни.

 

То же самое он совершает во время вечернего бдения перед базиликой Фатимской Богоматери, признавшись, что когда он пришел в себя после покушения, он мысленно перенесся в санктуарий в Фатиме, чтобы поблагодарить Божию Матерь за исцеление.

 

Во всем, что с ним произошло, он видел Ее особое заступничество. Божественное Провидение не знает, что такое простое стечение обстоятельств, продолжил Святейший Отец, и поэтому он принял покушение как призыв перечесть послание, данное 65 лет назад трем пастушкам.

 

Видя печальное духовное состояние мира, он настаивает на том, что "Евангельский призыв к покаянию и обращению, о котором напоминала Матерь, по-прежнему остается актуальным".

 

С болью он подчеркнул, что "слишком много людей и обществ, множество христиан пошло против послания Пресвятой Девы в Фатиме. Грех завоевал право на существование, а отрицание Бога распространилось в мировоззрении и планах человека!" Поэтому, благодаря за свое исцеление, Иоанн Павел II, следуя по стопам Папы Пия XII, посвятил Марии судьбы мира.

 

 

Касабланка (Марокко) - встреча с мусульманами

19 августа 1985 г.

 

То, что казалось невозможным, - совершилось. Пятьдесят тысяч молодых мусульман, собравшихся на стадионе, слушают Папу, который прибыл в Марокко по приглашению короля Хассана II.

 

Не один Понтифик не решался на подобный шаг, на, по словам Луиджи Аккатоли, "Евангельский азарт". Но действительно ли Папа поступал рискованно? Просто он таким образом реализовал учение II Ватиканского Собора, который с уважением говорит о других религиях. 20 лет после окончания Собора его активный участник, теперь - Понтифик, активно воплощает идеи в жизнь.

 

"Мы, христиане и мусульмане, совершенно неверно понимали друг друга и порой в прошлом поступали друг против друга. Разве в мире, жаждущем единства и мира, и в то же время переживающем тысячи конфликтов, верующие не должны поддерживать дружбу и единство между людьми и народами, которые на земле составляют единое сообщество?".

 

Встреча в Касабланке выразительно показала миру, что Иоанн Павел II - бескорыстный и, может быть, единственный повсеместно признаваемый "голос совести" мира. События последних двух лет показали, что его забота о примирении христиан и мусульман и развитии диалога носила пророческий характер.

 

 

Визит в римскую синагогу

 

13 апреля 1986 г.

 

 

Впервые в истории Папа переступил порог синагоги. Сам по себе этот факт мог стать историческим. Однако это было лишь начало. Иоанн Павел II четыре раза назвал евреев братьями. Он произносит фразу, которая, наряду со знаменитым "не бойтесь!", станет наиболее цитируемым высказыванием Папы Войтылы: "Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья". Понтифик и Верховный раввин Рима сидят рядом друг с другом, беседуют, читают псалмы.

 

Визитом в синагогу Иоанн Павел II внес в болезненные, полные взаимной неприязни и обвинений, отношения новый, братский тон.

 

Святейший Отец неоднократно бывал на территории гитлеровского концлагеря в Освенциме - он находится на территории краковской архиепархии. Посещая это место в качестве Преемника св. Петра, он напомнил: "Народ, принявший от Бога-Яхве заповедь "не убивай", особым образом испытал на себе самом тяжесть убийства"...

 

Посещение римской синагоги оказалось не артистичным жестом, но увертюрой к великому делу примирения католиков и евреев, кульминацией которой станет важный для обеих сторон визит Понтифика в Иерусалим.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...