Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход работы. I. Выполните задания. Практическая работа № 3. Решение экологических задач. Теоретические сведения. Примеры решения задач




Ход работы

I. Выполните задания.

1. Прочитайте текст раздела «Теоретические сведения».


2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

 

4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

 

- падают прямые солнечные лучи;

 

- в аквариуме обитает большое количество рыб?

 

II. Запишите общий вывод, ответив на вопрос:

Почему аквариум – это искусственная экосистема?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Решение экологических задач

Цель:     научиться решать задачи по экологии, используя правило экологической пирамиды.

 

Теоретические сведения

Организмы, входящие в состав биогеоценоза, образуют сложную систему, в которой виды объединены пищевыми взаимодействиями. Благодаря трофическим связям в биогеоценозе осуществляется круговорот веществ, а аккумулируется энергия и распределяется между видами.

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название цепи питания. Разные уровни питания в экологической системе называют трофическими уровнями. В основе цепи питания (I трофический уровень) лежат зеленые растения – продуценты. Второй трофический уровень – консументы I порядка (растительноядные животные), третий – консументы II порядка (плотоядные животные, поедающие растительноядных). Следующий трофический уровень

- редуценты, которые разрушают отмершие тела.

 

Пищевые цепи в природе обычно включают не более 3-4 звеньев. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой энергии (80-90%) используется организмами для поддержания жизнедеятельности. Именно поэтому каждое последующее звено в цепи питания меньше предыдущего в 10-12 раз. Эта закономерность носит название правило экологической пирамиды.

Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, количество биомассы и заключенных в организмах энергии. В реальных условиях цепи питания перекрещиваются, образуя сети питания.

 

 

Примеры решения задач

Задача 1. Продуктивность планктона 500 г/м2. Какая площадь акватории необходима, чтобы вырос и выжил тюлень массой 60 кг, в котором 65% воды, в цепи питания: планктон à рыба à тюлень?


Решение

Дано:

m тюленя =60 кг (из них 65% вода), биопродуктивность 1м²

агроценоза –500 г/м2

 

 

 

S -?

 

1. Определим процентное содержание сухого вещества в теле тюленя: 100%–65%=35% (сухого вещества в теле тюленя)

2. Определим содержание органического вещества в теле тюленя:

 

60кг – 100%

 

х – 35%

 

х = (60кг х 35%): 100% = 27кг (вес органического вещества).

 

3. Определим количество сухой биомассы в первом звене цепи питания:

 

планктон à рыба à тюлень? 2700кг   270кг  27кг

4. Определим площадь биоценоза, которая необходима для   того, чтобы прокормить тюленя массой 60 кг на протяжении года:

1м² –0, 5 кг биомассы, х м² –2700кг биомассы,

х=2700кг: 0. 5 кг/ м² =5400 м² =0, 54га

 

Ответ: 0, 54 га акватории необходимо, чтобы прокормить тюленя массой 60 кг.


Ход работы

І. Выполните задания.

1. Прочитайте текст раздела « Теоретические сведения»

 

2. Решите задачи, указанные учителем.

 

Задачи

1. Какая площадь акватории моря нужна для того, чтобы прокормить чайку массой 1 кг (40% сухого вещества), в цепи питания: планктон à рыбаà чайка? Производительность планктона составляет 500 г/м2 сухой массы.

2. Продуктивность травяного покрова 400 г/м2. Какая площадь этого фитоценоза необходима для существования волка массой 30 кг, 50% в котором составляет вода, в цепи питания:

трава à кузнечик à заяц à волк?

 

3. Рассчитайте, какую биомассу растений сохранит от уничтожения гусеницами пара синиц, выкармливая 4 птенцов по 5 грамм каждый. Какую часть общей биомассы растений это будет составлять (в %), если площадь сбора гусениц составляет 400 м2, а производительность растений 200 г/м2?

4. Вычислите площадь (в м2) отвечающий биоценозу, на которой может прокормиться морской леопард массой 300 кг (цепь питания: планктонà рыбаà пингвинà морской леопард). Биомасса планктона составляет 400 г/м2.

5. Продуктивность агроценоза 800 г/м2. Сколько гектаров поля необходимо, чтобы прокормить взрослого человека массой 70 кг, если 63% из них составляет вода?

6. Биомасса планктона на 1 кв. м составляет 1 кг. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите площадь (в га) соответственной экосистемы, на которой сможет существовать пара судаков массой до 4 кг каждый, в цепи питания: планктон – растительноядные рыбы – судак. Из указанных значений массы планктона и рыб 40% приходится на сухое вещество.

7. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено


50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов. Определите численность и плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника.

II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:

1. В чем сущность правила экологической пирамиды?

 

2. Какие виды экологических пирамид существуют?

 

3. Как и где вы можете использовать правила экологической пирамиды?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...