Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы регулирования инфляции




3.1 Антиинфляционная политика, основные направления

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства [16, c.186].

Дефляционная политика - методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства - промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) - компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен - проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно.

Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей.

Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

1. ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;

2. сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;

3. сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика, установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безынфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 -1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политике, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем вдвое ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

 

3.2 Прогноз инфляции на ближайшие годы. Антиинфляционные меры по снижению ее темпов

Для снижения темпов инфляции в 2007 году существенно ужесточается тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ будет снижен до 11% против 23% в 2006 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, будет также более умеренным, чем в 2006 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2006 годом.

Динамика потребительских цен в 2006 году будет в большей степени, чем в прошлом определяться факторами денежного предложения и роста доходов населения. Вклад немонетарных факторов понизится с 37% от роста цен в 2006 году до 32%.

В условиях сложившегося дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке, повышение темпов роста социальных расходов бюджета по сравнению с уровнем, предусмотренным перспективным финансовым планом, неизбежно будет усиливать рост цен. В настоящее время номинальный прирост доходов населения в 2,5-3 раза опережает прирост предложения потребительских товаров (а предложение отечественных товаров в 9-10 раз). Этот дисбаланс приводит к тому, что даже при рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается.

В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2006 г. №45 МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2006 г. № МФ-П13-3187) выработаны следующие краткосрочные антиинфляционные меры:

1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен:

· Уточнение порядка установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

· Предусмотрено сохранение на 2007 год уровня ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих в 2006 году.

· Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена организация биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

2. Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:

· Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Для исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведет выездные ярмарки и выставки.

· Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы. Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 9 4-ФЗ от 21 июля 2006 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

3. Сдерживание роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, в том числе для населения:

· Снижение издержек субъектов естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ.

· Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополий в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол от 18.08.2006г. N33): на газ - 11%, в электроэнергетике - 7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.

4. Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

· Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения.

· Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством Российской Федерации принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2007 году.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государство периодически проводить денежные реформы -преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.

Для эффективного регулирования инфляции необходимо формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.

Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей.

Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2010 г.

2.Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. - М.: Эксмо, 2009 г.

3.Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008 г.

4.Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. - 2006. - № 20.

5.Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. - 2006. - № 6. с. 2.

6.Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы и кредит. - 2006. - № 24.

7.Моисеев С.Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. - 228 с.

8.Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы и кредит. - 2006. - № 10.

9.Сапир Ж. Каким должен быть уровень инфляции? // Проблемы прогнозирования. - 2006.- №3, - с.11.

10.Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 366 с.

11.Щегорцов В.А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2006.

12.К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс» четырнадцатое издание (перевод с английского) - 2004 г.

13.В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева «Общая экономическая теория» - 1999 г.

14.В.Н. Волков «Российская экономика» анализ итогов 1999г. и возможные параметры развития в 2000г.

15.«Деньги, кредит, банки.»:учебник/ кол.авт.; под ред.засл.деят.науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 5-е изд.

16.А.М. Ковалевой., «Финансы» Учебное пособие для студентов экономических направлений и специальных Вузов - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007

17.Лившиц А.Я., Никулина И.Н. «Введение в рыночную экономику» - 2001 г.

18.Барышников Ю.Д. «Курс экономической теории» - 2008 г.

19.Я. Миркин. Экономика просит рубля.//"Российская газета" - Центральный выпуск №4830 от 20 января 2009 г.

20.А. Сутурин. Волна отпускает все лодки. Как преодолевают кризис мир и Россия.// «Российская бизнес-газета» №45(680) от 25 ноября 2009 г.

21.Екатерина Шохина «Инфляция - проблема дефицита предложения, а не избытка спроса» «Эксперт» №16(463), 25 апреля 2008

22.Татьяна Гурова, Юрий Полунин «Цена монополии на ликвидность» «Эксперт» №11(505)

23.Екатерина Шохина «Ошибка ценой в экономику страны» «Эксперт» №14(508), 10 апреля 2009 г.

24.Александр Ивантер «Забудьте Милтона Фридмана» «Эксперт» №10(504), 13 марта 2010.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...