Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели нервно-психического и физического развития

Рефлексы новорожденного.

Один из основных критериев нормального развития головного мозга нов-го является наличие безусловных рефлексов. Часть из них сохраняется пожизненно (глотательный, кашлевой, чихательный), а часть постепенно угасает (большинство ослабевает уже к 3 мес.) и на их базе развиваются условные рефлексы.

Ø Поисковый – при поглаживании угла рта (не касаясь губ), происходит опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя (до 3-4 мес), затем появляется условная реакция на зрительный раздражитель (бутылочка, грудь)

Ø Сосательный – при помещении в рот соски, ребенок начинает совершать активные сосательные движения (исчезает к концу 1-го года)

Ø Хоботковый – касание пальцем губ ребенка вызывает вытягивание губ – «хоботок»

Ø Хватательный (рефлекс Робинсона) - поместив указательные пальцы на ладони нов-го и слегка надавив на них

Ø Защитный

Ø Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - открывает рот и сгибает голову

Ø Опоры и автоматической ходьбы

Ø Ползанья (по Бауэру)

Ø Галанта (позвоночник)

Период грудного возраста

с 29 дня жизни до 1 года.

Ребёнок быстро растет, прибавляет в весе, появляются двигательные навыки, зачатки речи.

Работа м/с направлена

На организацию правильного питания, чёткое соблюдение режима дня, вакцинацию и закаливание ребенка. М/с наблюдает ребенка на дому 1 раз в в месяц и 1 раз в месяц посещают поликлинику.

Показатели нервно-психического и физического развития

Возраст Показатели развития Рекомендации м/с
1 мес. - большую часть времени спит. - просыпается, когда мокрый или голодный. - кратковременно фиксирует взгляд 1.Ласково разговаривать, петь 2.Для ↓ тонуса мышц-сгибателей поглаживание конечностей, спины, живота 3.Для укрепления мышц спины и шеи выкладывать на живот 4.Для разглядывания, лёжа на животе – погремушку 5. Разгибание позвоночника (рефлекс) 6.Гимнастика для глаз: звеня погремушкой, зафиксировать взгляд ребенка, медленно передвигать игрушку над кроваткой в горизонтальном направлении
2 – ой месяц 1. Четкий ритм: сон-бодрствование 2. Поворачивает голову на голос взрослого, длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки) 3. Улыбается при обращении 4. Следит за игрушкой плавно движущейся в горизонтальном направлении (до1м) 5. Начинает держать голову лежа на животе 1-2 мин.
3 – ий месяц 1. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях 2. Узнает мать 3. Криком выражает неудовольствие, когда от него отходят 4. Лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на предплечья 5. Снижается гипертонус мышц-сгибателей на руках в 2-2,5 мес, движения становятся свободными 6. Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью 1. Повтор предыдущих упражнений 2. Гимнастика для глаз: стимулируя сосредоточение внимания на игрушке, обходить вокруг кровати, добиваясь обнаружения источника звука ребенком 3. Поддерживать комплекс оживления    
4-й месяц 1.При обращении оживляется, проявляет радость улыбкой и движениями (комплекс оживления)3-4 мес 2.Удерживает головку в вертикальном положении к 3 мес. 3. Снижается гипертонус мышц-сгибателей на ногах в 3-4 мес, 4.Поворачивает голову на звук 5. Узнает близких 6. Смеётся, начинает певуче гулить 7. Захватывает подвешенные игрушки 8. Поворачивается со спины на бок 9. При кормлении поддерживает грудь, бутылочку 10. Удерживает в руке мелкие игрушки 1.Ласково разговаривать с ребенком 2.Для развития навыка в поворотах - скрещивание рук на груди, повороты со спины на живот (правой рукой за ноги, левой за руку) 3. Для развития хватательных движений подвешивать яркие игрушки, удобные для захвата (погремушка-подвеска, кольца, погремушки с ручкой) 4.Чаще и дольше выкладывать на живот
5-й месяц 1. Узнает голос матери, различает тон, с которым к нему обращаются 2. Переводит взгляд с предмета на предмет 3. Долго гулит 4. Лежа на животе опирается на вытянутые руки 5. Поворачивается со спины на живот 6. Захватывает игрушку 2-мя руками и удерживает её 1. Больше общаться с ребенком 2..Чаще и дольше выкладывать на живот 3. Для разглядывания, лёжа на животе – неваляшку 4. Повороты со спины на живот и наоборот 5. Обеспечить ребенка игрушками удобными для захвата
6-й месяц 1. Пытается лепетать (изредка произносит слоги «ма», «ба») 2. Активно следит за окружающими 3. Держит в каждой руке по игрушке, свободно берёт её из разных положений 4. Много двигается, меняя положение тела 5. Поворачивается с живота на спину 6. Сидит, придерживаясь за перекладину 7. Пытается ползать 8. Берет пищу губами с ложки при кормлении 1.Стимулировать речь 2.Для укрепления мышц – повороты со спины на живот без поддержки за руку, а только за ноги -скрещивание рук на груди с кольцами 3.При помощи игрушки учить ползать 4. Обеспечить ребенка игрушками удобными для захвата, 4 основных цвета
7-й месяц 1.Активно лепечет (произносит слоги многократно) 2.Играет погремушкой, перекладывая из руки в руку. Стучит погремушкой, похлопывает по ней рукой 3.Сидит без поддержки 4.Хорошо ползает 5.Стоит при поддержке 6.Пьёт из чашки, которую держит взрослый 7.Самостоятельно тянет в рот бутылочку 1.Стимулировать речь 2.Обеспечить погремушками, небольшими резиновыми игрушками 2. Присаживать за кольца в руках 3. Поднятие выпрямленных ног 4. Бокс, велосипед  
8-й месяц 1.На вопрос «где?» находит предмет, лежащий в определённом месте 2.Проявляет повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность 3.Интересуется своим отражением в зеркале 4.Знает свое имя 5.Общается с окружающими жестами, лепетом 6.Долго занимается игрушками, выкидывает их из кроватки 7.Самостоятельно садится из положения лёжа, сидит 8.Придерживаясь за опору встает сначала на колени, затем на ноги 1. Стимулировать речь 2.Для развития понимания речи: кукла, резиновые мишка, собака, зайка 3.Для развития действовать с предметами: небольшой мячик, шары, погремушки, резиновые игрушки 4.Приподнимание туловища из положения лежа на животе при поддержке за выпрямленные руки 5. С 8-9 мес. можно приучать самостоятельно пользоваться ложкой  
9-й месяц 1.Следит взглядом за падающими игрушками 2.Ищет игрушки, спрятанные под пеленку 3.Пытается привлечь внимание взрослых, тянется к ним 4.Отвечает на просьбу «дай ручку» 5.Стоит при поддержке за руку 6.Переступает при поддержке за 2 руки 7.Ходит за коляской 8.Спокойно сидит на горшке 1.1-3 пункт – повтор 2. Больше играть с ребенком 3. Ходить 4. С 9 мес. приучают к горшку
10-й месяц 1.Ориентируется в названии некоторых предметов 2.Знает имена близких 3.Повторяет за взрослыми слоги, соотносит их с предметами (собака – ав-ав; корова – му-му) 4.Говорит простые слова «мама», «баба» 5.Подражает движениям «ладушки», «до свидания» 6.Показывает части тела у других 7.Стоит самостоятельно 8.Ходит держась за руку взрослого 9. Пьет из чашки 1.Чаще называть людей и предметы, стимулируя речь 2.Для развития речи: кукла, резиновые мишка, собака, зайка, книжку с яркими картинками 3.Стимулировать ходьбу 4.Чаще давать пить самостоятельно
11-й месяц 1.Адекватно реагирует на слово «нельзя» 2.Долго самостоятельно играет: разбрасывает и собирает кубики, пирамидки 3.Выполняет требование взрослых (отдай папе и т.д.) 4.Говорит более сложные слова «деда», «дай», «на», «ав-ав», «кис-кис» 5.Различает части своего тела 6.Уверенно стоит без опоры 7.Приседает без опоры 8.Ходит держась 1-ой рукой 1.Для развития понимания речи: кукла, резиновые мишка, собака, зайка, кошка и др. звери 2.Для развития сюжетной игры: чашечка, кукла, кукольное одеяло, кукольная посуда, матрешка 3.Для развития действий с предметами: кирпичики 4-5 шт, машина, мячик, коробочки разных размеров, пирамидка, заводная игрушка 4. Наклоны туловища и выпрямление с фиксацией колен (правая на животе, левая на коленях)
12-й месяц 1.Говорит до 10 слов 2.Вкладывает один предмет в другой 3.Знает названия многих предметов 4.По просьбе взрослых выполняет небольшие поручения 5.Пользуется ложкой, чашкой 6.Ходит без поддержки, приседает и встаёт 7.Самостоятельно берёт чашку и пьёт 1.Повтор предыдущих пунктов 2.Стимулировать упражнения по речевой инструкции (бокс, повороты вправо-влево в положении лежа) 3.Круговые движения руками 4.Ходить  

 

Задержка нервно-психического развития ставится 1 степени – при задержке 1-2 показателей; 2 степени - при задержке 3-4 показателей; 3 степени - при задержке 5-7 показателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...