Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счета сектора «Органы государственного управления»




 

Счет производства сектора «Органы государственного управления». Отражается нерыночный выпуск государственных услуг. В условиях России в схеме счета производства сектора «Органы государственного управления» отражаются выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость не только по сектору в целом, но и отраслям, входящим в данный сектор (табл. 10.13).

Услуги образования, здравоохранения и другие услуги, предоставляемые индивидуальным домашним хозяйствам, зачастую производятся и продаются на рыночной основе наряду с существованием нерыночных услуг. При этом следует учитывать, что между рыночными и нерыночными услугами такого типа существуют значительные отличия по их ассортименту и качеству Нерыночный выпуск услуг, предоставляемых бесплатно или почти бесплатно, оценивается по затратам на их производство. Однако чистая прибыль по производству нерыночных услуг, оцененная по затратам, всегда равна нулю. Когда оценка производится по основным ценам сравнимой продукции, как в случае с услугами по владению зданиями, принадлежащими государственным учреждениям или некоммерческим организациям, чистая прибыль присутствует даже для нерыночного производства.

Следует учесть, что нерыночные учреждения госуправления могут иметь денежные поступления от случайных продаж рыночной продукции, произведенной в результате вторичной деятельности. Доходы от случайных продаж государственных учреждений включают поступления от продаж почтовых карточек и репродукций музеями; изделий кустарного промысла, изготовленных в учреждениях для инвалидов; лесоматериалов, реализуемых государственными учреждениями лесного хозяйства; публикаций, реализуемых статистическими службами, а также платежи за медицинское и клиническое обслуживание и за фармацевтические препараты, предоставляемые непосредственно государственными органами, и ряд других платежей, взимаемых за пользование услугами государственных служб по автоматизированной обработке данных. Сюда включаются также сделки с иностранными государственными органами. Общий выпуск данных учреждений оценивается по затратам на производство, т.е. стоимость рыночного выпуска определяется по денежным поступлениям от случайных продаж рыночной продукции, а стоимость нерыночного выпуска в целом определяется остаточным методом как разница между общим объемом выпуска и объемом рыночного выпуска.


Таблица 10.13

Схема счета производства сектора «Органы государственного управления»

  Ресурсы     Использование  
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость  
Выпуск      
 
ВСЕГО Нерыночные услуги Образование Культура Здравоохранение Жилищное хозяйство Управление (включая оборону) Наука Организации, обслуживающие сельское хозяйство Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы Транспорт Связь Рыночные услуги Операции с недвижимым имуществом Жилищное хозяйство Управление Производство товаров Строительство Прочие отрасли по производству товаров  

 

К сектору органов государственного управления относится и обязательное государственное страхование. Выпуск услуг страхования определяют по той же схеме, которая используется в секторе финансовых учреждений. Полученный результат записывается в часть «Ресурсы» счета по видам страхования.

Деятельность бюджетных учреждений и учреждений, финансируемых за счет средств государственного страхования, фондов обязательного медицинского страхования и государственных медицинских страховых организаций, формирует отрасль «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», а их выпуск относится к сектору государственных учреждений. Валовой выпуск учреждений этой отрасли, финансируемой за счет средств госбюджета, определяется по данным отчета об его исполнении в размере текущих расходов на эти цели (за вычетом пенсий и пособий, с добавлением потребления основного капитала).

Выпуск услуг учреждений, относящихся к отрасли народного образования и финансируемых за счет средств госбюджета, включает деятельность учебных академий, университетов, институтов, техникумов, училищ и других учебных заведений по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием, курсов по подготовке и повышению квалификации, детских домов, дошкольное воспитание, общеобразовательные школы и др.

Общий выпуск услуг этой отрасли определяется по данным отчета об использовании госбюджета как сумма текущих расходов на просвещение (за вычетом стипендий, с добавлением потребления основного капитала).

Отрасль «Культура и искусство» включает деятельность государственных библиотек, музеев, выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры и отдыха, ботанических садов, зоопарков, телевидения, радиовещания и т. д. В данный сектор включаются те из вышеуказанных учреждений, которые контролируются государством и финансируются за счет госбюджета. Выпуск услуг этих учреждений определяется в размере их хозяйственных и эксплуатационных расходов.

Выпуск услуг учреждений отрасли «Наука и научное обслуживание» включает стоимость научно-технических работ, выполненных за счет госбюджета. Стоимость выпуска нерыночных услуг науки определяется в размере текущих затрат на финансирование науки с учетом расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в составе расходов на оборону. К этим данным добавляются и данные о потреблении основного капитала.

Услуги сектора органов госуправления в области здравоохранения, образования, культуры и искусства предоставляются единицами, которые финансируются за счет следующих источников: реализация услуг; средства госбюджета; средства государственных внебюджетных фондов; средства предприятий; средства профсоюзного бюджета; средства спонсоров и т.п.

Финансирование деятельности учреждений этих отраслей во многих случаях бывает смешанным, что затрудняет определение выпуска и отнесение их к тем или иным секторам. В соответствии с принципами СНС необходимо сгруппировать эти единицы по преимущественному источнику финансирования.

Промежуточное потребление учреждений сектора государственных учреждений отличается от промежуточного потребления предприятий, производящих товары и производственные услуги.

В группу материальных затрат этого сектора включаются: покупки продуктов питания, медикаментов и перевязочных материалов больницами и другими медицинскими учреждениями для их пациентов, а также учебными заведениями для учащихся; покупки инструментов, рабочей одежды, строительных материалов и других для собственной хозяйственной деятельности; расходы военных организаций на вооружение и средства их доставки, продукты питания и обмундирование; канцелярские и хозяйственные расходы; затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий, бюро и др.

К нематериальным затратам сектора относятся: арендные платежи за здания, сооружения, машины и оборудование; плата за коммунальные, финансовые и юридические услуги; за пожарную и сторожевую охрану и др. Расходы на командировки включают компенсацию работникам затрат на проезд и гостиницы.

Величина промежуточного потребления государственных учреждений определяется на основе данных Министерства финансов РФ о расходах госбюджета на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления. Некоторые статьи расходов государственных учреждений иногда определяются расчетно-экспертным путем.

При расчете амортизации нематериальных активов следует помнить, что согласно принятой в мировой практике методике амортизация не начисляется по тем объектам нематериальных активов, стоимость которых с течением времени не падает, и приносимая прибыль не уменьшается.

Стоимость нематериальных активов, погашаемая по нормам амортизации предприятиями, определяется исходя из установленного срока их полезного, использования. Если срок их полезного использования установить невозможно, то амортизационные нормы устанавливаются в расчете на 10 лет.

Счета первичного распределения доходов включают счет образования доходов и счета распределения первичных доходов.

Счет образования доходов сектора «Органы государственного управления». В счете отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства.

По методологии Госкомстата России счет образования доходов сектора органов государственного управления составляется в разрезе отраслей экономики, входящих в данный сектор, так же как и счет производства (табл. 10.14).

Ресурсный раздел счета образования доходов состоит только из одной статьи — валовый добавленной стоимости, перенесенной из счета производства, где она фигурирует как балансирующая статья.

В раздел использования счета включаются два основных типа выплат: оплата труда наемных работников и налоги на производство и импорт (за минусом субсидий на производство и импорт).

Балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль: эта статья для государственных учреждений не имеет особого значения.

Заработная плата в учреждениях сектора государственных учреждений для СНС определяется по следующей схеме:

1. Средства, направляемые на потребление государственных организаций.

2. Средства, направленные на потребление, но не учитываемые в СНС как заработная плата.

3. Расходы, не входящие в средства, направленные на потребление, но относящиеся в СНС к заработной плате.

4. Заработная плата, недоучтенная по отчетам статистики труда.

___________________________________________________________

5. Итого заработной платы (п. 1 - п. 2 + п. 3 + п. 4).

Таблица 10.14

Схема счета образования доходов

      Использование
    Ресурсы
Валовая добавленная стоимость Оплата труда Другие чистые налоги на производство Валовая прибыль
ВСЕГО Нерыночные услуги Образование Культура Здравоохранение Жилищное хозяйство Управление (включая оборону) Наука Организации, обслуживающие сельское хозяйство Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы Транспорт Связь Рыночные услуги Операции с недвижимым имуществом Жилищное хозяйство Управление Производство то варов Строительство Прочие отрасли по производству товаров  
           

Налоги на производство и импорт, уплачиваемые сектором государственных учреждений, незначительны и представляют собой обязательные некомпенсируемые выплаты в денежной и натуральной форме, связанные с деятельностью этих организаций.

Налоги на производство состоят из налогов на продукты и других налогов на производство. В государственных организациях налоги на продукты и услуги принимают форму любых налогов (за вычетом субсидий), выплаченных или полученных в результате занятия производственной деятельностью. В них включаются также налоги на рабочую силу, оборудование, налоги на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и др. Могут также иметь место налоги на импорт и экспорт определенных услуг и товаров. Следует подчеркнуть, что собирателем налогов является только сектор органов государственного управления.

Налоги на использование основных фондов включают налоги, которыми периодически облагается использование предприятиями автомобилей или других машин и оборудования в целях производства независимо от того, являются такие активы их собственными или арендованными.

Налоги на международные операции состоят из налогов, которыми облагаются операции по покупке или продаже иностранной валюты, налогов на посадки самолетов в аэропортах, денежные переводы за границу и другие сделки с нерезидентами.

Все эти налоги включаются в стоимость выпуска продукции, и, следовательно, отражаются как выплачиваемые из добавленной стоимости. Они рассматриваются как затраты на производство. В государственных учреждениях эти налоги не имеют большого удельного веса.

Субсидии на производство и импорт (—) для сектора государственных учреждений не представляют какой-либо значимости. В них могут входить субсидии, связанные со средствами для централизованного финансирования разных организаций, находящихся в особо сложных природно-климатических условиях, и субсидии на заработную плату (или рабочую силу), выплачиваемые на основе фонда оплаты труда, численности особого контингента лиц (инвалидов, безработных). Могут быть и субсидии в результате применения множественных обменных курсов разных валют и др.

Счет первичного распределения доходов. Для сектора «Органы государственного управления» счет характеризует распределение первичных доходов, полученных от производственной деятельности и от собственности, между резидентными институциональными единицами как получателями. В этом секторе счет не связан непосредственно с производством. Для сектора органов государственного управления схема этого счета имеет следующий вид (табл. 10.15).

Таблица 10.15

Счет первичного распределения доходов

Использование Ресурсы
Всего Всего Доходы от собственности Валовая прибыль переданные Налоги на производство Проценты Налоги на продукты Сальдо первичных доходов Другие налоги на производство (валовое) Субсидии на производство Субсидии на продукты Другие субсидии на производство Доходы от собственности полученные Дивиденды Проценты Рента Другие

 

Специфика счета распределения первичных доходов сектора «Органы государственного управления» состоит в том, в нем, с одной стороны, не отражается статья «Оплата труда наемных работников», а с другой — показан весь объем доходов от собственности, т.е. отражается объем доходов от собственности полученной и переданной от всех секторов внутренней экономики и «остального мира».

В данном счете сектора отражаются все налоги от производства и импорта, т. е. выплаченные из добавленной стоимости всех секторов экономики, а также другие налоги на производство, на экспорт и импорт товаров и услуг.

Доходы от собственности государственных организаций как новый элемент этого счета включают следующие виды доходов, получаемых или выплачиваемых ими в связи с предоставлением в пользование финансовых или нематериальных непроизведенных активов:

• проценты;

• распределяемый доход предприятий;

• реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций.

В случае владения финансовыми активами (денежными средствами), землей и нематериальными нефинансовыми активами (авторскими правами, патентами и др.) государственные организации могут получать доходы от собственности из других секторов экономики:

• дивиденды и другие доходы от участия в акционерном капитале;

• чистую ренту за пользование землей (валовая рента за вычетом арендной платы за здания, машины, оборудование, расходов на уплату поземельных налогов);

• плату за использование авторских прав, патентов и др.

Согласно методологии СНС доходы от собственности не включают арендную плату за здания, машины и оборудование. Арендная плата рассматривается как продажа или приобретение услуг. Арендная плата, выплачиваемая арендаторами, рассматривается как плата за предоставление услуг и включается в промежуточное потребление арендатора, а полученная арендодателем трактуется как выручка от продажи услуг.

Сальдо первичных доходов сектора «Органы государственного управления» включает в себя налоги (за вычетом субсидий), полученные и выплаченные за производство и импорт, плюс полученный доход от собственности за вычетом выплаченного дохода от собственности. В него может входить также небольшая сумма прибыли и приравненных к ней доходов от принадлежащих государству некорпоративных предприятий и от строительных услуг, производимых органами государственного управления за свой счет. Сектор государственных учреждений может получать и выплачивать первичные доходы, кроме ренты, от нерезидентов. Разница между суммой первичных доходов, полученных от нерезидентов и уплаченных им, представляет собой сальдо доходов из-за границы.

Счет вторичного распределения доходов. Счет показывает, как сальдо первичных доходов трансформируется в располагаемый доход данного сектора посредством получения и выплаты текущих трансфертов (исключая социальные трансферты в натуре).

В соответствии с концепцией СНС ООН 1993 г. единственным сектором экономики, уполномоченным собирать налоги всех видов, является сектор органов государственного управления. Если в счете первичного распределения доходов сектора отражаются налоги на производство, т. е. налоги из группы первичных доходов, то в счете вторичного распределения доходов сектора органов государственного управления отражаются в разделе ресурсов полученные налоги на доходы, богатство и т. п., в то время как в счетах остальных секторов экономики в разделе использования счета отражаются выплаченные налоги на доходы и богатство.

Особенность счета вторичного распределения доходов сектора государственных учреждений состоит и в том, что в нем отражаются фактические отчисления на социальное страхование, которые формируют необходимые финансовые ресурсы для выплаты пенсий и других социальных пособий.

Схема счета вторичного распределения доходов сектора «Органы государственного управления» не отличается от схемы подобного счета других секторов (табл. 10.16).

Текущие трансферты в области международного сотрудничества сектора государственных учреждений представляют собой разные трансферты, которые выплачивают государственные организации международным организациям по разным причинам: взносы, заработная плата технического персонала за границей, безвозмездная помощь при стихийных бедствиях и др.

Таблица 10.16

Счет вторичного распределения доходов

Использование Ресурсы
Всего Текущие трансферты выплаченные Социальные пособия в денежной форме   Текущие трансферты в связи с международным сотрудничеством Другие текущие трансферты   Валовой располагаемый доход     Всего Сальдо первичных доходов (валовое)   Текущие трансферты полученные   Текущие налоги на доходы, имущество и др.   Отчисления на социальное страхование   Фактические Условно исчисленные Другие текущие трансферты Штрафы и пени Прочие текущие трансферты

 

В счете вторичного распределения доходов эти трансферты показываются как передаваемые или получаемые сектором «Остальной мир».

Другие текущие трансферты включают те платежи, которые не были включены в вышеизложенные виды текущих трансфертов; взносы и пожертвования разных организаций и учреждений государственным организациям и благотворительным фондам; расходы предприятий сектора на содержание подразделений, оказывающих их работникам социально-культурные услуги, и др.

Балансирующей статьей счета вторичного распределения доходов сектора государственных учреждений является статья «располагаемый доход». Данный показатель определяется путем добавления к сальдо первичных доходов сектора всех текущих трансфертов, за исключением социальных трансфертов в натуре, полученных этим секторам, и вычитания всех текущих трансфертов, за исключением социальных трансфертов в натуре, выплачиваемых этим сектором.

Счета использования доходов. По концепции СНС ООН 1993 г. в этих счетах дается характеристика того, как учреждения общего государственного управления распределяют свой располагаемый и скорректированный располагаемый доход между конечным потреблением и сбережением.

Специфическая особенность сектора государственных учреждений состоит в том, что условно считается, что услуги, предоставляемые государственными организациями управления, потребляются ими самими и одновременно эти организации являются и производителями этих услуг.

Таким образом, валовой выпуск сектора «Органы государственного управления» используется только на конечное потребление в самом секторе и в секторе «Домашние хозяйства».

Исходя из этого конечное потребление изучаемого сектора приравнивается к издержкам, связанным с оказанием услуг, включая потребление основного капитала сектора. При этом следует учесть, что в конечное потребление сектора не включается весь объем услуг, производимых государственными организациями, входящими в данный сектор.

Объем производимых государственными организациями нерыночных услуг следует корректировать в сторону его уменьшения на сумму услуг, оплаченных населением, предприятиями и организациями.

По концепции СНС ООН 1993 г. для сектора государственных учреждений, как и для других секторов экономики, сводный счет использования доходов состоит из трех счетов СНС:

а) использования располагаемого дохода;

б) перераспределения доходов в натуре;

в) использования скорректированного располагаемого дохода. Счет использования располагаемого дохода. Показывает, как государственные организации управления распределяют свой располагаемый доход между расходами на конечное потребление и сбережение. Схема этого счета имеет вид (табл. 10.17).

Таблица 10.17

Счет использования располагаемого дохода

Использование Ресурсы
Всего Расходы на конечное потребление Индивидуальные товары и услуги Коллективные услуги Валовое сбережение Всего Валовой располагаемый доход

Расходы на конечное потребление органов государственного управления состоят из расходов институциональных единиц сектора государственных учреждений на потребительские товары и услуги как для индивидуального, так и для коллективного потребления. Они финансируются в основном за счет средств госбюджета, а также добровольных пожертвований.

По международной стандартной классификации расходы государственных учреждений группируются следующим образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...