Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

По Конституции 1994 г. Эфиопия стала федеративным государством. Согласно ст.47 создаются 9 штатов (Тыграй, Афар, Амара, Оромия и др.), причем ряд из них имеет совокупное название народностей, проживающих на определенной территории (например, Южные нации, национальности и народы, народы Хараре). Перечисленные в Конституции народы 9 территорий могут в любое время создать свой штат по предусмотренной Основным законом процедуре. Других субъектов федерации не предусмотрено, федерального округа нет, Аддис-Абеба - столица, администрация которой несет ответственность перед федеральным правительством (ст.49). В соответствии с Конституцией каждая нация, национальность, народность Эфиопии "имеет безусловное право на самоопределение, включая право сецессии" (ст.39).

По форме правления Эфиопия - парламентская республика. Политический режим - переходный, с 1991 г. предпринимаются попытки утвердить принципы демократии, несмотря на отсутствие соответствующих традиций и объективных социально-экономических условий.

Парламент - Федеральное собрание - состоит из Палаты народных представителей и Палаты федерации. Обе избираются сроком на 5 лет.

Законодательная власть по вопросам федерального ведения принадлежит нижней палате парламента - Палате народных представителей (548 депутатов), избираемых прямым всеобщим голосованием. 20 мест, согласно Конституции, резервируются за малыми нациями и народами.

Помимо принятия законов нижняя палата ратифицирует международные договоры, вводит и отменяет налоги, утверждает бюджет, одобряет общие направления экономической политики, утверждает чрезвычайное положение и объявляет состояние войны.

Нижняя палата также избирает из числа своих членов Премьер-министра, утверждает представленный им состав правительства, осуществляет парламентский контроль за его деятельностью (через парламентские вопросы и парламентские расследования). Палата народных представителей должна по требованию 1/3 своих членов решать любой вопрос, имеющий отношение к полномочиям исполнительной власти.

Верхняя палата - Палата федерации (155 депутатов). Это орган, представляющий интересы наций, национальностей и народов Эфиопии. Каждая из них должна быть представлена в Палате федерации по крайней мере одним членом. Кроме того, каждая нация или национальность должна быть представлена одним дополнительным представителем на каждый миллион населения. Члены Палаты федерации избираются Советами штатов. Последние могут самостоятельно выбирать представителей в Палату федерации или проводить их прямые выборы.

В число важнейших полномочий верхней палаты входит толкование Конституции и принятие решений в порядке конституционного контроля (при помощи Совета конституционных расследований); принятие решений по проблемам, касающимся прав наций, национальностей и народов на самоопределение, включая право на сецессию; обеспечение равенства и единства народов Эфиопии, разрешение споров между штатами; определение гражданских вопросов, которые требуют издания закона Палатой народных представителей; введение в действие процедуры федерального вмешательства.

Кворум для заседания Палаты федерации составляют 2/3 общего числа ее членов. Решения принимаются большинством присутствующих.

Глава государства - Президент, избираемый на 6 лет на совместном заседании обеих палат парламента. Никто не может быть избран Президентом более чем на 2 срока.

По Конституции Президент наделен чисто представительскими функциями. Он открывает совместное заседание палат в начале их ежегодных сессий, официально обнародует законы и международные соглашения, одобренные Палатой народных представителей, по рекомендации Премьер-министра назначает послов и других дипломатических представителей, принимает верительные грамоты от иностранных послов и специальных посланников, по представлению Премьер-министра присваивает государственные награды и высшие воинские звания, осуществляет помилование.

Исполнительная власть принадлежит Премьер-министру и Совету министров, ответственным перед Палатой народных представителей.

Премьер-министр избирается нижней палатой из числа ее членов. Согласно Конституции (п.2 ст.73) правительственную власть принимает на себя политическая партия или коалиция политических партий, которые составляют большинство в Палате народных представителей.

Премьер-министр является главой исполнительной власти, председателем Совета министров и главнокомандующим национальными вооруженными силами. Он представляет Палате народных представителей кандидатуры министров из числа членов обеих палат или других лиц, которые обладают необходимой квалификацией. Главе правительства принадлежат практически все полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики страны.

Он выбирает и представляет для одобрения Палате народных представителей кандидатов на посты специальных уполномоченных, президента и вице-президента Федерального Верховного суда и генерал-аудитора, назначает других высших гражданских должностных лиц федерального правительства.

Совет министров имеет право объявлять чрезвычайное положение с представлением этого решения в установленный срок на одобрение Палате народных представителей, он также наделен правом законодательной и бюджетной инициативы, в его компетенцию входит издание подзаконных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Палатой народных представителей.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Эфиопии входит в романо-германскую правовую семью, постепенно восстанавливая ее классические начала (после завершения периода социалистической ориентации в 1991 г.). В то же время в правовой системе страны достаточно широко представлены институты английского общего права, а в качестве автономных систем действует обычное и мусульманское право.

Эфиопское право имеет весьма древнюю историю. Еще в IV в. в стране было принято христианство. Первый универсальный правовой кодекс Эфиопии, "Фета Негаст" ("Закон Королей", или "Правосудие Королей"), переведен с арабского языка в середине XV в. Его текст был составлен в XIII в. египетским ученым-коптом на основе Пятикнижия (первые 5 книг Ветхого Завета), Нового Завета, христианских церковных канонов, римского частного права и некоторых принципов мусульманского права. "Фета Негаст" применялся только к христианам. Наряду с "христианскими" законами действовали и мусульманские, а также более близкое и понятное для неграмотного населения обычное право, причем чрезвычайно фрагментарное. Это право применялось племенными и клановыми судами.

"Фета Негаст" и обычное право оставались основой эфиопской правовой системы вплоть до 1930 г., когда император Хайле Селассие начал осуществлять программу государственных и правовых реформ. В этот период Эфиопия была крайне отсталой страной с архаичной феодально-крепостнической системой и пережитками рабовладения.

В 1930 г. была принята первая Конституция, создан парламент с совещательными функциями, запрещено рабство, осуществлены другие реформы, не затрагивавшие, однако, основ феодально-монархического строя. В 1930 г. принят первый Уголовный кодекс, сохранивший в числе санкций телесные наказания.

В ноябре 1955 г. была обнародована новая Конституция Эфиопии, представляющая серьезный шаг вперед в ее государственном развитии: введение всеобщих прямых выборов в нижнюю палату, значительное расширение прав парламента и признание политических прав подданных; свобода слова, печати и собраний. Значительно более широко и детально сформулированы права на личную неприкосновенность, на защиту и т.д.

В послевоенный период эфиопское право подверглось коренной модернизации. Подготовка новых кодексов и законов была поручена европейским специалистам. В 1957 г. принят новый Уголовный кодекс, составленный швейцарским специалистом, в то время как новый УПК 1961 г. был подготовлен британским юристом и отражал, соответственно, доктрины английского общего права. Наконец, в 1960 г. обнародован ГК Эфиопии, разработанный знаменитым французским компаративистом Р. Давидом. Эфиопия стала первой страной Африканского континента, кодифицировавшей все отрасли гражданского права.

В феврале 1974 г. в стране началась антимонархическая, антифеодальная революция, которую возглавили вооруженные силы. 12 сентября 1974 г. был низложен император Хайле Селассие I, распущены парламент и Кабинет министров, приостановлено действие Конституции 1955 г. Власть перешла в руки Временного военного административного совета (ВВАС) и Временного военного правительства. Председателем ВВАС и Временного военного правительства Эфиопии, а затем Президентом страны (февраль 1977 - май 1991 гг.) стал Менгисту Хайле Мариам.

Революционные власти взяли курс на построение в стране социалистического общества. В течение нескольких лет правовая система страны была очищена от всего, что было связано с феодально-монархическим строем. В то же время основные кодексы остались в силе. В 1987 г. была принята новая Конституция Эфиопии, основанная на принципах научного социализма. Многие ее положения напоминали Конституцию СССР 1977 г.

Разрастание внутреннего вооруженного конфликта привело к падению режима Менгисту Хайле Мариама в мае 1991 г. Высшим органом государственной власти стало Переходное правительство Эфиопии, объявившее о возврате к принципам плюралистической демократии.

В декабре 1994 г. Конституционная ассамблея приняла новый Основной закон страны, который вступил в действие 21 августа 1995 г. Согласно Конституции 1994 г. в Эфиопии учреждена парламентская форма республиканского правления (что вообще нетипично для Африки). В первые в истории Эфиопии конституцией предусмотрены реальные юридические гарантии независимости судебной власти. В ней содержится также полный каталог демократических прав и свобод, известных современной мировой конституционной практике (включая права женщин, детей, наций и национальностей).

Основным источником права в Эфиопии являются законодательство и другие нормативные правовые акты, иерархию которых образуют федеральная Конституция, федеральные законы, конституции и законы штатов, постановления (директивы, декреты) Совета министров, подзаконные акты других органов власти.

Согласно Конституции 1994 г. международные соглашения, ратифицированные Эфиопией, являются составной частью национального права (п.4 ст.9). Истолкование основных прав и свобод должно соответствовать принципиальным международным документам: Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, конвенциям по гуманитарному праву и принципам международных актов, которые Эфиопия восприняла или ратифицировала (п.2 ст.13).

Обычай также остается важнейшим источником многих отраслей права Эфиопии. Конституция допускает и признает существование специальных судов обычного права. В отношении мусульманского населения применяются мусульманская правовая доктрина и другие источники мусульманского права. Существование мусульманских судов также прямо допускается Конституцией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...