Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок № 1.2.34. Тема: «Устройство и работа масляных насосов»

ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»

Урок № 1.2.34. Тема: «Устройство и работа масляных насосов»

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к основным трущимся поверхностям и устройствам его очистки и охлаждения.

На автомобильных двигателя устанавливают, как правило, одно- и двухсекционные шестеренные масляные насосы (рис. 1) с одной или двумя парами зубчатых колес. Они харак­теризуются простотой устройства, надежной работой и равномер­ностью подачи масла.

В корпусе 4 такого насоса установлены ведомое 3 и ведущее 6 зубчатые колеса. При работе насоса они вращаются в противопо­ложных направлениях. Масло, поступающее к насосу по каналу 2, заполняет впадины между зубьями колес, сжимается ими и выдав­ливается к отводящему каналу 5. Между зубчатыми колесами в замкнутом пространстве возникают значительные «распирающие» силы. Для уменьшения этих сил на корпусе или крышке насоса делают разгрузочную канавку, по которой масло выходит из обра­зовавшегося замкнутого пространства в полость нагнетания.

Рис. 1. Схема работы шестеренного масляного насоса: 1 — редукционный клапан; 2 — подводящий канал; 3 — ведомое зубчатое колесо; 4 — корпус насоса; 5 — отводя­щий канал; 6 — ведущее зубчатое колесо.

 

На двигателе ВАЗ-2108 применяется шестеренчатый масляный насос с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен (рис. 2).

Масляный насос двигателей ВАЗ-2108 (рис. 2) состоит из корпуса 1 и крышки 9 с полостями всасывания и нагне­тания. В корпусе помещается редукционный клапан 4 поршневого типа с пружиной 5, ведущая 3 и ведомая 2 шестерни с внутренним трохоидальным зацеплением, что снижает потерю мощности на привод насоса и повышает его производительность по сравнению с эвольвентным зацеплением.   Рис. 2. Масляный насос двигателя ВАЗ-2108 с внутренним зацеплением шестерен: 1— корпус насоса; 2 — ведомая шестерня; 3 — ведущая шестерня; 4 — редукционный клапан; 5 — пружина клапана; 6 — резьбовая пробка клапана; 7 и 10 — уплотнительное кольцо; 8 — передний сальник коленчатого вала; 9 — крышка насоса; 11 — маслоприемник.

Ведущая шестерня 3 устанавливается на коленчатом валу. Маслоприемник 11 с сетчатым фильтром крепится к корпусу насоса и к крышке коренного под­шипника. Вращающиеся шестерни вначале засасывают масло во впускную полость, а затем впадинами зубьев перегоняют его в на­гнетательную полость и далее в масляный фильтр. При повыше­нии давления сверх нормы из-за возрастания производительности насоса с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигате­ля насос подает масла больше, чем необходимо для работы двига­теля. Давление при этом повышается сверх нормы, и редукцион­ный клапан 4 открывается, преодолевая сопротивление пружины 5. Клапан пропускает часть масла обратно во впускную полость насоса, предотвращая дальнейшее повышение давления в смазоч­ной системе. Редукционный клапан регулируется предприятием — изготовителем, а при эксплуатации обычно не регулируется.

Масляный насос двигателя КамАЗ (рис. 3) зафиксирован на нижней поверхности блока цилиндров. Нагнетающая часть насоса подает масло в главную магистраль двигателя, радиаторная часть — в центробежный фильтрующий элемент и радиатор. В корпусах секций 1 и 5 размещены предохранительные клапаны 11 и 18, отрегулированные на давление открытия 833,6...931, кПа (8,5...9,, кгс/см2) и предопределенные для ограничения максимального давления на выходе из секций насоса. Клапан 14 системы смазывания, срабатывающий при давлении 392,4...441,31 кПа, (4,0...4,, кгс/см2), призван для ограничения давления в главной магистрали мотора.

Рис. 3. Устройство масляного насоса двигателя КамАЗ: 1 — корпус нагнетающей секции; 2 — проставка; 3 — корпус радиаторной секции; 4 — крышка предохранительного клапана; 3 — втулка вала шестерен; 6 — крышка предохранительного клапана нагнетающей секции; 7 — пробки масляных каналов; 8 — стяжные болты масляного насоса; 9 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 10 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 11 — вал шестерен; 12 — ось ведомых шестерен; 13 — ведомая шестерня радиаторной секции; 14 — ведущая шестерня радиаторной секции; 15 — предохранительный клапан; 16 — пружина; 17 — регулировочные шайбы; 18 — прокладки; 19 пробка; 20 — клапан смазочной системы; 21 регулировочные шайбы; 22 — шайба; 23 — регулировочные шайбы; 24 — пружина; 25 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции.

Д.З.

1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Стр. 50.

2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 179.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...