Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вертикальная Горизонтальная Конгломератная Концетрицеская




 


Оборотная прямая расширение географич.расширение

Номенклатуры

II Стратегии интегрированного роста.

Осуществляются путем ежегодного значительного повышения темпов роста, часто применимы в динамично развивающихся отраслях. Виды стратегий интегрированного роста:

1.Стратегии вертикальной интеграции (связанная вертикальная диверсификация. Вертикальная интеграция - процесс приобретения (включения) в состав предприятия новых

производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или

после процесса производства. Они могут быть:

а. Стратегия обратной вертикальной интеграции. Направлена на рост предприятия за счет

приобретения или установления контроля за поставщиками

Ь. Стратегия прямой вертикальной интеграции. Выражается в приобретении или установлении

контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем продукта,

а именно системой распределения и продажи товаров.

2. Стратегии горизонтальной интеграции (связанная горизонтальная диверсификация;

горизонтальная интеграция). Это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной

области деятельности. Главная ее цель - усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения

определенных конкурентов или установления контроля над ними.

а) стратегия горизонтальной интеграции расширения номенклатуры продукции;

б) стратегия горизонтальной интеграции географического расширения рынка.

III Стратегии диверсифицированного роста.

1. Стратегия концентрической диверсификации базируется на использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из возможностей освоенного рынка, используемой технологии, на базе отходов производства.

2. Стратегия конгломератной диверсификации состоит в расширении предприятия за счет уже производимыми новыми продуктами, реализуются на новых рынках.

IV Стратегии сокращения.

Используются, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и

отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации.

Выделяют 3 типа стратегий целенаправленного сокращения:

1. Стратегия ликвидации. Это продажа предприятия за цену равную остаточной стоимости его активов. Это стратегия банкротства.

2. Стратегия разворота. Она означает отказ от производства нерентабельной продукции, излишней рабочей силы и поиск более эффективных путей использования ресурсов, то есть это стратегия экономии, используя которую предприятие фокусирует свое внимание на сокращении масштабов диверсификации и уменьшении количества направлений видов деятельности предприятия.

3. Стратегия отделения. Это продажа неэффективных стратегических бизнес-единиц, ее называют еще стратегией уменьшения в размерах. Это может быть достигнуто за счет:

а) выхода из этого бизнеса, сохранив часть акций или полностью избавившись от них;

б) продажи данного бизнеса.

Предприятие может одновременно применять несколько стратегий, и они могут реализовываться как последовательно, так и параллельно.

Выбор стратегии Критерии выбора альтернативных стратегий можно объединить в 5 групп:

1) Реакция на возможности и угрозы внешней среды;

2) Получение конкурентных преимуществ:

а) использование сильных сторон фирмы и слабых сторон конкурентов,

б) нейтрализация слабых сторон фирмы и сильных сторон конкурентов,

3) Соответствие целям предприятия:

а) достижение заданных долгосрочных показателей,

б) совместимость целей с миссией,

4) Выполнимость стратегии:

а) достаточность наличных ресурсов,

б) совместимость стратегий с внутренней организацией,

5) Учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия:

а) достижение портфельного баланса,

б) учет выполнимости стратегии,

1. в) использование эффекта синергизма (синергизм означает, что система как единое целое дает больший эффект, чем каждый ее элемент в отдельности).

Вопрос 68. Классификация видов планирования,ситема планов п/п.Методы планирования. (мет.Трункина)

· Классификация видов планирования:

1. По содержанию плана:

- Стратегическое планирование – ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия (увеличение доли рынка).

- Технико-экономическое планирование – это разработка системы показателей развития техники и экономики предприятия. Их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. При этом обосновываются объемы производства на основе спроса и предложения, выбираются производственные ресурсы, устанавливаются нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.

- Оперативно-производственное планирование – это развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. При этом устанавливаются текущие производственные задания цехам, участкам, рабочим местам.

- Организационно-технологическое планирование – это разработка и обоснование организационно-технических мероприятий.

- Социально-трудовое планирование – это планирование социального развития, потребности в персонале, роста производительности труда, форм и систем его оплаты, мотивации и стимулирования труда.

- Снабженческо-сбытовое планирование.

- Финансово-инвестиционное планирование.

- Бизнес планирование – это оценка целесообразности внедрения каких-либо мероприятий, инноваций, требующих для своей реализации крупных инвестиций.

2. По уровню управления:

В зависимости от числа линейных звеньев различают три уровня планов:

- Фирменное (корпоративное, заводское планирование) – относится к высшему управленческому звену.

- Цеховое планирование – относится к среднему уровню.

- Производственное планирование – охватывает отдельные объекты: участок, бригаду, рабочее место, это нижний уровень.

3. По методам обоснования:

- Директивное (административное, централизованное) – это установление вышестоящим органом подчиненному предприятию плановых заданий, обязательных для исполнения. Кроме этого оно используется в текущем планировании внутри предприятия.

- Индикативное (рыночное) планирование, то есть на основании спроса и предложения, а также на основании макроэкономических регуляторов (индикаторов), к ним относятся: ставки налогов, уровень инфляции, проценты за кредит, минимальный уровень заработной платы, ставки рефинансирования.

4. По времени действия:

- Долгосрочное (более 5 лет)

- Среднесрочное (1-5 лет)

- Текущее планирование охватывает этот период в пределах года, включая:

полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное.

5. По сфере применения: межцеховое, внутрицеховое, бригадное, индивидуальное.

6. По стадии разработки: предварительное, окончательное.

7. По типам целей: у крупненное (агрегированное), уточненное (детальное).

8. По типам целей:

- Стратегическое – это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.

- Тактическое – это последовательная реализация стратегии предприятия, позволяющей ему адаптироваться к изменениям внешней среды за короткий промежуток времени (1-2 года).

- Оперативно-календарное планирование – это завершающий этап в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Его задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной ритмичной работы предприятия и его подразделений.

· Система планов предприятия, их взаимосвязь

Система планов предприятия включает следующие плановые документы:

1. Стратегический план предприятия.

2. Сводный тактический план (план социально-экономического развития предприятия).

3. Бизнес план.

4. Оперативный план.

5. Программы и проекты.

На предприятии может разрабатываться весь перечень плановых документов, а может и часть из них.

1. Стратегический план. В нем намечаются стратегические цели предприятия, основные ориентиры их достижения: планирование роста и развития предприятия, инновационное планирование.

Он включает:

- видение – это философия бизнеса, обоснование существования предприятия;

- миссию – это цель, для которой предприятие существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде;

- цели, которые выражают отдельные конкретные направления деятельности предприятия;

- выбранные стратегии действий.

Функции стратегического плана:

1. Является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, так как общие цели, определенные в нем, далее конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами.

2. Является ограничителем для планов более низких уровней, так как ограничивает количество ресурсов, необходимых для решения задач тактического и оперативного планирования.

2. Сводный тактический план. Он включает разделы:

- Основные показатели деятельности предприятия: объем производства и реализации, прибыль, затраты на 1 руб. товарной продукции, численность персонала, средняя зарплата, капиталовложения, среднегодовая стоимость активов и показатели их использования.

- План маркетинга. Его показатели: объем реализации, объем экспорта, доля рынка, запасы готовой продукции, затраты на маркетинг.

- План производства. Его показатели: товарная продукция, производство основных видов продукции, показатели качества, доля новой продукции, производственная мощность, изменение незавершенного производства.

- План организационно-технического развития (план инноваций). Содержит перечень мероприятий с указанием сроков, экономических результатов, затрат, ответственных за внедрение.

- План материально-технического обеспечения. Его показатели: потребность в материально-технических ресурсах, объем закупок, производственные запасы, транспортно-заготовительные расходы.

- План по труду и социальному развитию. Содержит показатели: численность персонала, фонд оплаты труда, средняя заработная плата, прочие расходы на персонал, качественный состав персонала, эффективность его использования, динамика производительности труда, показатели, характеризующие улучшение состояния условий труда и техники безопасности.

- План охраны природы и рационального использования ресурсов. Содержит перечень мероприятий по охране природы и рациональному использованию водных ресурсов, воздушного бассейна, земель, лесных и минеральных ресурсов, показатели, характеризующие состояние охраны и использования ресурсов.

- План по себестоимости продукции и издержкам обращения. Его показатели: затраты по экономическим элементам, себестоимость товарной продукции по статьям калькуляции, себестоимость основных видов продукции и услуг, издержки обращения и их уровень, затраты на 1 руб. товарной продукции, динамика себестоимости продукции и издержек обращения.

- План капитальных вложений и капитального строительства. Он содержит объемы капитальных вложений по направлениям и источникам финансирования, ввод объектов капитального строительства, основных фондов и производственных мощностей.

- Финансовый план. Его показатели: финансовые результаты, распределение прибыли, состав активов и пассивов, показатели движения денежных средств, рентабельности, деловой активности, ликвидности, финансовой устойчивости.

3. Бизнес план. Это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности. Его отличие от традиционного плана состоит в том, что он учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу (инвесторы и потребители продукции). Отличие его от стратегического плана в том, что он включает не весь комплекс целей, а только одну из них, связанную чаще с созданием и развитием нового бизнеса. Кроме этого, бизнес-планы являются инструментом реализации стратегического плана.

4. Оперативные планы предприятия.

Оперативные планы являются заключительным этапом производственного планирования и предназначаются для конкретизации текущих (годовых) планов. Задачи перспективных планов уточняются в текущих, а последние, в свою очередь, корректируются с учетом фактического состояния производства в оперативном плане. Конечная его цель - обеспечить выполнение намеченных заданий в натуральных и стоимостных показателях по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг.

Оперативные планы детализируют задания непосредственно исполнителям — цехам, участкам, рабочим местам, службам, бригадам и т.п. на короткие периоды времени (месяц, неделя, сутки). Их задачи — обеспечение равномерной загрузки мощностей предприятия, выполнение плана производства в соответствии с принятой номенклатурой, в предусмотренном количестве, качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.

Важнейшая задача оперативного планирования — обеспечить слаженную работу всех звеньев предприятия, равно как увязку с работой соисполнителей, подсобных производств и обслуживающих хозяйств. Оперативные планы – средство координации технологически-организационной и экономической деятельности всех подразделений и работников, участвующих в изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг. Они необходимы для контроля за использованием производственных ресурсов и рабочей силы. Содержание оперативного плана заключается в доведении производственной программы и основных технико-экономических показателей до непосредственных исполнителей.

5. Программы и проекты.

Программы определяют развитие одного из важных аспектов деятельности предприятия, имеют одну цель и перечень мероприятий для ее реализации.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на выполнение какой-либо цели, имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры.

· Методы планирования

Совокупность методов, приемов разработки и расчета планов всех уровней составляет методику планирования. Под методикой понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения планов и показателей.

В процессе планирования используются следующие методы:

1. Балансовый метод, заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей. Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. На уровне предприятия он позволяет судить о наличных производственных мощностях предприятия, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать выпуск товаров в маркетинговом мониторинге, получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры.

В процессе планирования используются следующие методы:

2. Н ормативный метод разработки и обоснования планов, а также регулирования производственной деятельности посредством норм и нормативов. При их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и ориентироваться на передовой опыт наиболее успешных предприятий.

Нормативный метод основан на применении норм и нормативов: норматива зарплаты на изделие при планировании фонда оплаты труда, норм времени при планировании производственной программы, нормативов численности при планировании потребности в персонале.

3. Факторный (расчетно-аналитический) метод, при его использовании, зная фактическую величину показателя в базовом периоде определяется влияние на него различных факторов в плановом периоде и после проведения расчетов определяют его плановую величину.

4. Программно-целевой метод – это разработка целевых комплексных программ для достижения одной или группы целей.

5. Экономико-математические методы и модели – это использование моделей линейного программирования (составление программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальных загрузках оборудования), и выбор оптимальной модели по определенному критерию (максимальной прибыли, минимальным издержкам) при использовании функциональных возможностей информационных технологий для управления производством, затратами и финансами.

6. Экономико-статистические методы (экстраполяции, скользящей средней, по коэффициенту эластичности и т.д.) основаны на использовании данных прошлых периодов.

7. Экспериментальный метод основан на анализе и обобщении опытных данных.

8. Инженерно-экономический – это расчеты по эффективности внедрения организационно-технических мероприятий, новой техники, технологии.

9. Проектно-вариантный – это разработка нескольких вариантов проекта и выбор оптимального варианта.

10. Методы специальных исследований применяются при планировании процессов, не поддающихся количественной оценке (влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований с помощью анкетирования, интервьюирования.

11. Сетевой метод планирования – это графическое отражение содержания работ и продолжительности выполнения планов. Используется при составлении стратегических планов и долгосрочных комплексов различных видов деятельности предприятия: проектной, плановой, организационной, при освоении выпуска новых изделий.

12. Метод системного анализа и синтеза. Специфика его состоит в разложении экономических систем и протекающих в них процессов на их составные части и на этой основе определения ведущих звеньев, узких мест, ключевых проблем производства.

13. Экспертные (оценочные) или эвристические методы предусматривают выяснение мнения специалистов – экспертов по существу какой-либо проблемы планирования. Широко известны такие методы организации работы экспертов, как: «мозговая атака», «мозговой штурм» «Дельфи», и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...