Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтение художественной литературы




Вводить детей в мир "художественного слова

Познание

Способствовать познавательному развитию детей:

расширять кругозор ребенка;


Основные пути их решения

Учить анализировать изображения простых предметов (что это? Из каких элементов состоит? Сколько элементов? Все ли элементы одинаковые?), заданных с помощью линии или геометрических фигур (П).

Подготовка к обучению чтению реализуется в рамках развития устной речи.

Содержание и границы процесса обучения чтению определяются на региональном уровне.

Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Обсуждать с детьми прочитанное (К).

Стремиться понимать смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка.

Формировать потребность ежедневного чтения художественной литературы.

Воспитывать интерес к книге; формировать навыки правильного обращения с ней. Обращать внимание детей на авторов произведений, оформление книги (иллюстрации, рисунки и их авторы) (П, XT).

Создавать материальную базу: библиотеки (общую и групповую), книжные уголки, выставки, фонотеку, портреты писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и пр.

Дополнять раздел на региональном уровне за счет введения в круг чтения детей лучших образцов национальной детской литературы

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире.

Подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, родина и др.) через:

знакомство с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и пр.) и символами


(например, государственная символика) (Б, С);

закрепление и расширение полученных сведений о знаках, символах, знаковых системах через практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов);

формирование у детей интереса к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты;

формирование у детей личной заинтересованности, желания научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и пр.);

планирование своей деятельности и жизни;

показ детям того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к близким людям; к месту, где родился и живешь (С).

Начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами; со странами и народами) (С).

Закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о человеке и о природе на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и пр.) (Б, К).

Мир человека:

расширять и закреплять представления детей о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов) (Т);

продолжать формировать и закреплять гигиеническую культуру, правила личной безопасности на основе знакомства с некоторыми анатомическими особенностями человека. Раскрывать правила безопасного пове-


85

Задачи работы с детьми

-

i

способствовать развитию самостоятельной познавательной активности


Основные пути их решения

дения на улицах и дорогах, меры безопасности в домашних условиях, противопожарной безопасности, правила личной безопасности в природе (солнце, вода, растения и грибы, насекомые и звери и пр.); элементарная ориентация в опасных ситуациях (правила поведения в подъездах, лифте и собственной квартире, контакты с незнакомыми людьми)* (3, Б).

Мир природы:

продолжать знакомство детей с жизнью животных и растений в разных условиях;

расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы;

на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире* (Б);

подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие;

показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека (Б, Т).

Корректировать содержание познавательного развития на региональном уровне.

Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности (С).

Поощрять и поддерживать индивидуальные познавательные интересы и предпочтения (К).

Создать предметно-развивающую среду, позволяющую детям: расширять кругозор; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; активизировать собственные познавательные интересы.

Физическая карта мира (демонстрационная) и глобус; телевизор и видеотехника для просмотра познавательных передач и фильмов; часы (настенные, будильник), различные

 

Способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка:

формировать элементарные математические представления;


виды календарей; познавательная литература; настольные игры с познавательным содержанием; коллекции (созданные детьми), познавательные альбомы (подборки иллюстраций, фотографий и рисунков детей), календари жизни группы; познавательная игротека

Формировать представление о количестве как характеристике совокупности. Знакомить с операциями счета и измерения как способом выражения количества через число. Дать представление о необходимости наименования результата счета и измерения.

Дать представление об алгоритме операции измерения: использование единицы измерения, инструмента или прибора для измерения, определение результата измерения. Дать представление о необходимости наименования результата измерения.

Знакомить с единицами измерения различных величин, часто используемых в жизни (масса, объем, длина, температура, временные интервалы).

Учить различать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчет, и измерение.

Учить понимать и правильно употреблять в речи числительные в пределах 10.

Запоминать порядок следования чисел натурального числового ряда в пределах 10.

Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда: каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Дать детям представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел. Создавать условия для запоминания детьми состава чисел первого десятка, используя различные методические средства, ориентированные на учет индивидуальных особенностей детей (преоб-

1


86

Задачи работы с детьми

.'И.-.*-'


Основные пути их решения

ладание аудиального, визуального, кинестетического канала восприятия информации).

Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка.

Учить детей сравнивать по количеству, используя различные приемы, и выражать в речи в развернутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше», «меньше», «равно».

Учить сравнивать предметы по размеру (обобщенно; по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше», «меньше», «равно».

Формировать операцию пересчета дискретных предметов в пределах 10.

Формировать операцию отсчета по заданному числу предметов в пределах 10.

Знакомить детей с цифрами. Давать возможность рисовать и лепить цифры, воспроизводить их в технике плоскостного конструирования (XT).

Дать представление о размене существующих в обращении монет*.

Знакомить детей с простейшими арифметическими операциями сложения и вычитания. Содействовать осознанию связи между действием и характером изменения количества. Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия).

Знакомить со знаками действий сложения и вычитания.

Знакомить детей с понятием «задача»*.

Закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, характеризующих размер с использованием качественных прилагательных: обобщенные (длинныйкороткий, широкийузкий, высокийнизкий, глубокиймелкий, тонкийтолстый), а также степеней сравнения прилагательных {длинныйдлиннеесамый длинный; тонкийтоньшесамый тонкий и т. д.) (К).


Учить различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Создавать ситуации, в которых дети по словесному описанию (определению) называют геометрическую фигуру*.

Закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков (К).

Закреплять умение определять направления относительно себя (вверх — вниз, вперед — назад, вправо — влево). Совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительно друг друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке* (К).

Формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени — час, минута, секунда, их соотношением по длительности*.

Закреплять представление о годичном цикле смены времен года, их характерных признаках*. Знакомить детей с календарем*.

Поддерживать математическую любознательность, рассказывать детям о великих математиках древности*.

Изучать интересы детей с целью раннего выявления математической одаренности.

Использовать художественную литературу (стихи, сказки, рассказы) для иллюстрации математических понятий (Ч).

Обеспечивать положительный эмоциональный фон на занятиях математикой.

Содействовать широкому самостоятельному использованию детьми полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях, поощрять желание посчитать, решить задачу.

Регулярно проводить с детьми занятия по плоскостному и объемному конструированию из геометрических форм.

If


90


Задачи работы с детьми

. ■

V

закладывать основы логического мышления, операций классификации и сериации;

-

.

■. i

.

■■; i

  Й!  
  ' ■ 1 Г
  '  
   


-—^^^^™

Основные пути их решения

Предлагать различные по содержанию и оформлению геометрические головоломки.

Предлагать детям различные конструкторы и мозаики для самостоятельной игры.

Совершенствовать способность выделять признаки и свойства окружающих предметов. Создавать ситуации, побуждающие детей выделять существенные признаки и свойства; отличительные признаки и свойства.

Формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.) (К).

Совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбиение исходного множества на два и три подмножества)*.

Закреплять понимание простейших определений, в том числе основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Формировать умение приводить пример объекта по заданному перечислению его признаков*.

Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация).

Учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании*.

Создавать ситуации, в которых дети могут учиться строить простейшие доказательства и рассуждения* (К).

Обеспечивать наполнение предметно-развивающей среды логическими играми (лото, игры по типу «четвертый лишний», загадки, ребусы, головоломки).

Упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий (К).


i...............

содействовать становлению знаково-символиче-ской функции;

.

....

содействовать формированию первичного представления о моделировании*;

содействовать развитию воображения детей.

.'


Дать обобщенное представление о знаке как о способе передачи информации. Знакомить с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, знаки воинского отличия, знаки-символы и т. п.)* (Б).

Дать представление о графических знаках. Буква и цифра как знаки. Дать представление о различных системах письменности — алфавитах и способах записи цифр.

Знакомить детей с тем, что такое карта, план, схема, модель, и для чего они могут быть использованы в жизни, необходимы и полезны. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме могут получить первый опыт чтения простейшего плана, схемы, карты* (XT).

Создавать условия для разворачивания самостоятельной сюжетно-ро-левой и режиссерской игры: выделить время в распорядке дня; обеспечить игровым материалом; играть с детьми.

Создавать педагогические ситуации для сочинения сказок и историй (К).

Использовать информативные рассказы и чтение художественной литературы без опоры на иллюстрации и наглядный материал с целью развития способности представить то, о чем дети слышат (Ч).

Проводить занятия по сюжетному рисованию; рисованию иллюстраций; рисованию по представлению (XT).

Помогать детям воссоздавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании образы действительности на основе представлений, полученных в прошлом опыте, изменяя и перерабатывая свои впечатления (XT).

При восприятии произведений изобразительного искусства побуждать детей представлять себе то, что происходило до и после того момента, который изображен художником на картине (XT, К).

Предлагать детям придумывать сказки по заданному сюжету; по началу или концу произведения; по картине (К).

 

Задачи работы с детьми

Развивать исследовательскую деятельность

Социализация

Содействовать становлению ценностных ориентации

Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей стране — России

I


^1^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Основные пути их решения

Создавать ситуации, побуждающие детей ставить собственные исследовательские задачи и сотрудничать со взрослыми в процессе их решения

Закладывать основы личности

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям. Приучать уважать права и достоинство других людей, родителей, пожилых людей (П, К).

Формировать представление о добре и зле. Способствовать гуманистической направленности поведения (Ч).

На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда; вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения (Ч, П).

Формировать основы морального сознания, знакомя детей с понятиями о добре и зле (Ч).

Раскрывать смысл ситуаций морального выбора и его последствий для самого человека и для тех, с кем этот выбор связан.

Начинать закладывать предпосылки критической моральной самооценки*

Воспитывать любовь и уважение к малой родине. Знакомить с понятиями «моя страна», «мой город (поселок)», «мой край» (П).

Воспитывать любовь к родной природе, вызывать восхищение ее красотой. Рассказывать о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы (XT, П).

Формировать уважение к родной культуре и гордость за нее. Приобщать к достижениям отечественной культуры (искусства, науки, техни-

 

■. ■ - ■ ' : ки), ставшим вкладом в мировую культуру. Знакомить с произведениями народного и декоративно-прикладного изобразительного искусства; народной музыкой, песней, танцем, костюмом (XT, М, П). Дать детям представление о государстве, в котором они живут; о названии государства, его символике, территории и расположении, об устройстве государства; о столице России — Москве (П). Формировать ценность процветания и безопасности родины. Рассказывать о российской армии, истории подвига и побед (П). Воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам (П). Давать представления о культуре, отличающейся от родной. Обращать внимание не только на отличия, но и на сходство ценностей этих культур (П). Реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания.
Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность Постепенно формировать у детей ощущение своей возрастающей взрослости и компетентности через организацию ситуаций межвозрастного взаимодействия в рамках детского сада: помощь малышам и их педагогам. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях. Отмечать и публично поддерживать успехи детей. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Содействовать становлению социально ценных взаимоотношений: формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками; Побуждать детей находить положительные черты в каждом члене группы (К). Организовать опыт поочередного выполнения функций ведущего и ведомого в совместной игровой и продуктивной деятельности (К).


^^


ту'У

Задачи работы с детьми

предотвращать негативное поведение, обеспечивать каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников; способствовать осознанию детьми необходимости соблюдать правила;

формировать представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях;

формировать соответствующее отношение к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков;

формировать представления и отношение к себе; вносить в образ Я ребенка представление о наличии у него положительных моральных качеств;

формировать у детей самоуважение;

формировать способность принимать критику взрослых и сверстников

Укреплять доверие и привязанность к взрослому, реализуя потребность ребенка во внеситуативно-личностном общении


Основные пути их решения

Организовать опыт согласования своих действий в совместной продуктивной деятельности двух-трех детей (К).

Поощрять самостоятельное использование нормативных способов разрешения конфликтов (К).

Организовать поочередное выполнение детьми функции блюстителя игровых и бытовых правил (К, Б).

Моделировать подобные поступки в коротких рассказах и драматизаци-ях о сверстниках, не являющихся членами группы (К, П).

Читать рассказы, якобы сочиненные о данном ребенке, в которых он совершает правильный моральный выбор.

Обеспечивать детям возможность руководить в игре действиями воспитателя (К)

Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о том, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их представлениях о том, кем и какими они станут, когда вырастут (сфера профессиональной деятельности, увлечений, как они будут жить, какая будет семья и т. п.). Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка, уточняя его позицию, взгляды. Не спешить с педагогической корректировкой жизненных планов ребенка.

По приглашению детей участвовать в организуемых ими играх на тех ролях, которые предлагают сами дети,


Формировать отношение к окружающему миру:

укреплять познавательное отношение к миру;

".»,.-' - <П

закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Труд

Поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.


уточняя, как они хотели бы, чтобы взрослый исполнял эту роль.

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Рассказывать детям события из жизни педагога, делиться яркими воспоминаниями и впечатлениями

Создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей.

Систематически проводить познавательные практикумы (экспериментирование, опыты) и развлечения (познавательные вечера «Сейчас узнаем», Праздник знаний) (П).

Создавать развивающую предметную среду.

Знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп и др.), показать их роль и значение в жизни человека. Начать формировать интерес к книге как к источнику информации. Подбирать и читать детям качественную познавательную литературу, а также занимательную и художественную литературу с познавательным содержанием (П, Ч).

Закладывать основы экологической этики; разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле (Б, П).

Формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира (результатам деятельности человека) (Т, П).

Формировать чувство ответственности за судьбу планеты. Активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды (Т, Б).

Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) (С).

 


95

совершенствовать навыки пения и движения под музыку;

побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию

Создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания


96


Задачи работы с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...