Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Психология социальных сообществ





Психология малых групп: основные понятия,...


205


 


Вероятностные подходы. Вероятностная модель эффективности лидерства привела к отбрасыванию положения о существовании/' только одного, лучшего стиля лидерства для достижения эффектив­ного функционирования группы. Теория классифицирует лидеров как мотивированных, главным образом, потребностью выполнения предписанных заданий или развития близких, поддерживающих от­ношений в группе. Ситуации классифицируются по уровню власти, влияния и контроля (высокого, среднего или низкого) над активно­стью группы со стороны лидера. Ситуационный контроль означает, по существу, вероятную способность выполнить задание. Теория и соответствующие исследования показали, что лидеры, ориентире-, ванные на выполнение задания, лучше функционируют в ситуациях с высоким и низким уровнями контроля, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, более эффективны в ситуа­циях с умеренным уровнем контроля.

Вероятностная модель лидерства вызвала много противоречий, но основательно была проверена и подтверждена ее валидность (Стуб и Гарсия, 1981). Теория устанавливает, что эффективность лидера может быть повышена посредством измерения либо лично­стных, либо ситуационных факторов и последние изменять легче. Поэтому была разработана программа тренинга, ориентированная на обучение лидеров, каким образом изменять важнейшие парамет­ры ситуации управления (т. е. отношения лидер—подчиненный, структуру задания, властные позиции). Эффективность метода? «приспособления лидера» была подтверждена во множестве кон­трольных исследований (Фолгер, Чаймерс и Махар, 1976; Фидлер и; Махар, 1979).

Теория следования цели' разработана Хьюзом и основывается на положении взаимодействия поведения и ситуации. Из этой теории' следует, что лидер должен мотивировать подчиненных, делая акцент на взаимосвязи между собственными потребностями подчиненных; и целями организации и способствуя выработке или пониманию способа, который позволит удовлетворить как собственные потреб­ности работников, так и достигнуть организационных целей.

Теория предполагает, что структурирующее поведение (т. е. на­ставничество, ориентирование, конкретизация целей) будет иметь положительный эффект, когда работа не совсем ясна; уважитель­но-предупредительное поведение (поддержка, проявление теплоты и заботы) будет успешным, когда работа монотонна, скучна или вы-' зывает отвращение. Исследования подтвердили гипотезы теории об удовлетворенности работников своей работой и мотивации подчИ-


; гипотезы об эффективном выполнении групповых задач и целей не нашли достаточного подтверждения.

Нормативная модель принятия решений. Модель В. X. Врума и 0. В. Йетона прописывает и предлагает условия, в которых лидером следует принимать решения независимо от подчиненных, консуль­тируясь с членами группы, или при полном и равноправном уча­стии членов группы в принятии решений.

Теория предполагает:

а) индивидуальные решения более эффективны с точки зрения
временного параметра, чем групповые;

б) подчиненные более' привержены выполнению решения, если
они участвовали в его формулировке (выработке);

в) сложные или. неопределенные задания требуют большего
информирования и консультирования для достижения высокого
качества решений. Модель предписывает способы или пути при­
нятия решений в различных условиях. Во многом проверка этой
теории была основана на ретроспективных сообщениях, и необхо­
димы дополнительные исследования для оценки потенциала ее
достоверности.

Транзактные подходы. Эти теории имеют дело со способами взаимодействия лидеров с подчиненными. Е. П. Холландер показал, например, что статус лидеров повышается пропорционально их вкладу в достижение групповой цели. Лидеры должны доказывать свою ценность, проявляя компетентность и приверженность груп­повым ценностям. Так они получают «внутренний кредит» от своих подчиненных. Этот «кредит» позволяет лидеру отходить от приня­тых групповых норм и стандартов, независимо изменять направле­ние деятельности, ему не вменяются в вину мелкие нарушения групповых норм и правил.

Когнитивные подходы. Постепенно интерес исследователей про­блемы лидерства сдвигался к изучению когнитивных процессов. При изучении суждений лидеров С. Дж. Грин и Т. Р. Митчел обна­ружили, что те в большей степени были недовольны, когда поведе-Пие подчиненных имело неблагоприятные последствия, чем когда т° же самое поведение не приводило к негативным последствиям, ^о многих других подобных исследованиях было показано, почему лидеры одобряют одни формы поведения и наказывают другие.

В серии работ (Фидлер и др.) было показано, что руководители в военных структурах эффективно использовали свои интеллекту-^ьные способности, но не свой профессиональный и жизненный ОГ1Ь1Т, когда у них были относительно спокойные отношения со сво-


 


 


206


Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология малых групп: основные понятия,...


207


 


им вышестоящим начальником. Они эффективно опирались на свой профессиональный опыт, но не на свои интеллектуальные ка­чества, когда уровень стресса во взаимоотношениях с руководством был высок. По результатам этих работ можно судить о том, что ин­теллект, профессиональные знания и опыт теоретиками лидерства отброшены преждевременно. Характеристики задачи, а также фор­мальные правила и традиции взаимрдействия вместе с производст­венными технологиями могут направлять активность работника и, следовательно, в определенной мере замещать лидерство. В целом в современных исследованиях лидерства как сложного, многофактор­ного явления во все большей степени проявляется тенденция к изу­чению влияния параметров групповых задач, целей и когнитивных компонентов процесса лидерства.

Контрольные вопросы,

1. Дайте определение малой группы, назовите ее основные признаки,
перечислите основные виды малых групп.

2. Назовите основные механизмы образования малых групп (формаль­
ных и неформальных).

3. Раскройте содержание подхода к исследованию малых групп с пози­
ции теории открытых систем и свяжите его с системным подходом.

4. Охарактеризуйте метод социометрии в исследовании малых групп.

5. Что такое «властная структура» малой группы?\ Дайте психологиче­
скую характеристику понятия «власть».

6. Перечислите основные характеристики социометрической структуры
малой группы.

7. Расскажите об основных типах коммуникативных структур малой
группы.

8. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и
конформизма.

9. Расскажите об экспериментальных исследованиях конформизма.

 

10. Раскройте понятие «лидерство», типы лидерства и основные факторь'»
определяющие феномен лидерства.

11. Назовите основные теории лидерства и его классификации.

12. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в свое**
развитии.

13. Опишите феномен групповой сплоченности.

14. Каковы основные психологические характеристики феномена сои
ально-психологического климата группы?


Литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологиче­
ские проблемы. М., 1990.

2. Агеев 6. С., Сыродеева А. А. Интегративные процессы в межгруп­
повом взаимодействии // Вести Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984.
№ 2. С. 11—20.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс< 2000.

4. Барлас Т. В. Популярная психология /От конфликтов к обретению Я
ДА.: Асас1ет!а А, 1997.

5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск,
1989.

6. Головаха Е. И. Структура групповой деятельности. Сощи^льно-психо-
логический анализ. Киев: Наукова думка, 1979.

7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об­
ществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 1996.

8. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.

 

10. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективно­
сти совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной
функциональной латерализацией / Методики социально-психологической
диагностики личности и группы. М., 1990. С. 128—135.

11. Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии
коллектива / Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53 —64.

12. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-пси-
хологического исследования / Совместная деятельность: методология, тео­
рия, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. 0- Шорохова.
М.: Наука, 1988. С. 19—36.

13. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях ор­
ганизационно-экономических изменений. Дис. д-ра психол. наук- М., 1999.

14. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова, О- И. Зотовой,
Е- В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

15. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зару­
бежной социальной психологии / Вопросы психологии. 1975. № 5.

16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: тео­
ретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.

17. Куликов В., Гительмахер Р. Приборы в социально-психологическом
^следовании. Иваново, 1985. С. 1—12.

18. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

19. Мамут Л. С. Власть // Энциклопедический социологический сло-
ВаРь. Общ. ред. Г. В. Осипов. М.: ИСПИ РАН, 1995.

20. Джексон М. X. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

21. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.


208


Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология больших социальных групп.


209


 


22. Мзстенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие
организации. М.: Инфра-М, 1996.

23. Методики социально-психологического исследования личности и ма­
лых групп / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М., 1995
С. 154—161.

24. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина
В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 161 — 168.

25. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психо­
логической совместимости // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91—101.

26. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лы-
бедь, 1990.

27. Пайнс Э., Маслач Н. Практикум по социальной психологии. СПб.:
Питер, 2000.

28. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис­
тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

29. Платонов К. Н. Краткий словарь системы психологических понятий
М.: Высшая школа, 1981.

30. Позняков В. П. Социально-психологические отношения в трудовом
коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная дея­
тельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992.
С. 140—165.

31. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов экономиче­
ской деятельности. М.: ИП РАН, 2000.

32. Позняков В. П. Психология малых групп // Современная психоло­
гия: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М,
1999. С. 524—532.

33. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организа­
ций / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Социум, ИП РАН,
2001.

34. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского.
М.: Педагогика, 1979.

35. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1997.

36. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Яро­
славль: Психодиагностика, 1992.

37. Сетров М. И. Организация биосистем. Л., 1971.

38. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв.
ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988.

39. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических
изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.,1997.

40. Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика ме­
тода в исследованиях западной организационной психологии // Психологи­
ческий журнал. Т. 11. 1990. № 6. С. 28—37.

41. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.:
Питер, 2000.


 

42. Социально-психологические проблемы бригадной формы организа­
ции труда / Отв. ред. Е. В. Шорохова, А. Л. Журавлев. М.: Наука, 1987.

43. Социально-психологические проблемы производственного коллекти­
ва / Отв. ред. Е. В. Шорохова и др. М.: Наука, 1983.

44. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы
изучения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1979.

45. Социальные конфликты в современной России. М.: УРСС, 1999.

46. умэнский Л. И. Методы экспериментального исследования соци­
ально-психологических феноменов // Методология и методы социальной
психологии. М.: Наука, 1977. С. 77—86.

47. У майский Л. И. Психология организаторской деятельности школь­
ников. М., 1980.

48. Чудновский В. Э. Конформизм // Энциклопедический социологи­
ческий словарь / Общ. ред. Г. В. Осипов. М.: ИСПИ РАН, 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...