Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличит-е признаки темпер-та(т).

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ(ДП) КАК НАУКИ.

ДП – это наука о сходстве и различии людей.

Проблема сходства и различия людей интересовала науку несколько тысячелетий. Еще древнегреч ученые Аристотель, Платон, Теофраст, Гиппократ, Гален в своих работах пытались решить ее, акцентируя внимание, либо на уникальности лич-ти каждого чела, либо на выделении типологич-х особ-тей, объясн-щих закономерности поведения людей.

Большим стимулом для появления ДП явилось внедрение эксперимента в психол-е исследования. В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию эксперим-й психологии в Лейпциге.

Большое значение для появления ДП име-ли исслед. биологов и генетиков 2-й пол. Х1Х века. Один из наиболее знаменитых последователей Дарвина Фрэнсис Гальтон первым начал применить эволюционные принципы изменчивости к исслед. людей.

Заслуга Гальтона заключалась и в том, что он разработал специальный измерительный инструментарий для оценки психол. особенностей чела. Достижения в экспер псих., биологии, математ-й статистике и тестологии были переосмыслены в работах А. Бине «Психология индивидуальности» (1895 г.) и В. Штерна «О психологии индиви-дуальных различий» (1900 г.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

1.Cтрукт-е напр-е – исслед. структур индивид.-психол. явл-й Подходы: изучение биолог-х особенн-й индивид. различий. Реализован в исслед. психофизиологов Б.М.Теплова, В.Небылицына, В.Русалова.

Возникла диффер. психофизиол. Её основу составила концепция свойств нервной системы, разработанная еще И.П.Павловым. Теория черт – психол-е особ-ти м.б. описаны с помощью устойч, проявл-ся в разных ситуациях, различ-ся по степени выраженности у разных людей хар-к или черт.

2. Генетич. напр связано с непосредст-м анализом индивид. и групповых различий.

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Предмет - проблема сходства и различий между людьми и группами людей. Аспекты предмета: изучение наиболее сущест-ных психолог-х хар-к чела, составляющих структуру его индивид-ти; изучение диапазона, в котором возможно изменение индивид. хар-к людей – индивидуальной вариативности; изучение различий между группами людей – психологич. типами; выявление факторов, лежащих в основе индивидуальных различий.

1. Организационные методы определяют форму проведения исследований.

1.1. Лонгитюдный метод – изуч. индивид.-психологич. особ-ти испытуемых на протяжении ряда лет. 1.2. Сравнительно - возрастной метод - изучение развитие сенсомоторного интеллекта у детей. 1.3. Комплексный метод - большая группа испыт-х исслед. на протяжении опред-го периода их жизненного пути.

2. Эмпирические методы используют для получения конкретных данных о свойствах темперамента, характера, индивид. стиля деят-ти, особ-х мышления испытуемых.

3. Обрабатыв. методы используют для колич. и кач. анализа эмпирич. данных.

4. Интерпретац. методы применяют для теоретич. осмысления данных эксперим-го исследования. 4.1. С помощью генетич метода описывают и интерпрет. связи между разными уровнями индивид.-психологических характеристик. 4.2. С помощью структурного метода описывают и интерпр. взаимосвязи между отдельными компонентами психологической структуры.

 

ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Гуморальная теория - природной основой поведения чела особенности крови в его организме (Кант)

Морфологические - которые связывали динамику поведения чела с его соматич. конституцией.(Кречмер и Шелдон)

Психологическую теорию в начале ХХ века предложил Юнг. Он выделил два типа установок людей по отношению к миру: экстравертный и интровертный.

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛА В СОВР. МИРЕ.

Социализация пола ребенка происходит в трех основных «институтах»: в семье, школе и детской группе. В семье родители обычно обращаются с детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или иного пола. Мальчиков поощряют за энергию и состязательность, а девочек за послушание и заботливость.

Процесс социализации существенно влияет на половую самоидентификацию личности. Несомненна здесь и роль биологических факторов, но в настоящее время в психологической литературе этой проблеме не уделяется должного внимания.

 

 

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (НС) И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛ-Е ОСОБ-ТИ ЧЕЛА.

Свойства НС являются физиол-й основой формально-динамич. стороны поведения, образуя базисный уровень, на котором легче формируются одни формы поведения и труднее – другие.

Сила НС – одно из основных св-в, которое отражает предел работоспос-ти клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее возбуждение. Сила НС характеризуется также чувствительностью анализаторов.

Уравновешенность (баланс нервных процессов) в наст. время рассматрив как совок-ть вторичных свойств НС, опред-мых соотношением показателей возбуж. и торможения по каждому из первичных свойств. Подвижность – св-во, определяемое скоростью и лёгкостью смены первичных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также – скоростью возникновения и прекращения нервного процесса. Динамичность – св-во НС, характер-ся лёгкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Лабильность – максимальное

число импульсов НС, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений.

Под частными св-вами имеются в виду хар-ки функционирований отдельных анализаторов и зон мозга, под общими св-вами – физиол-е параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной псих. деят-ти индивида и определяют проявления хар-к индивидуальности.

 

 

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА. ЧЕРТЫ ХАР-РА

Характер – это совок-ть устойчивых индивид. особ-тей, определяющих типичные отношения чела к окружающей жизни и к самому себе. Зная характер, можно с большой долей вероятности предвидеть поведение чело-века в разнообразных ситуациях Основу характера составляют устойчивые отношения человека, сформирован-ные в дошкольном детстве В хар-ре отражаются устойчивые отношения чела.

Черта характера – это наиболее яркая его особенность.

 

ОТЛИЧИТ-Е ПРИЗНАКИ ТЕМПЕР-ТА(Т).

Т. представляет собой совок-ть формально-динамич-х хар-к поведения.

Динамичность – Т. харак-ет только внешнюю динамич. сторону поведения, и не характ-ет его содержание. Устойчивость - проявления Т., свойств-е конкретному челу, сохр-тся в течение всей его жизни. Онтогенетическая первичность – св-ва Т чела выявляются уже в раннем детстве, при этом критерий раннего детства считается одним из наиболее надёжных для распознания этих свойств. Статистическая частота проявления - к Т. м.б. отнесены лишь те динамич. особ-ти чела, которые наиболее часто проявляются в его жизни. Предельность или максимальность - когда мы определяем св-ва Т., то с наибольшей точностью это можно сделать в максимально трудных для их проявления условиях. О бусловленность Т. особенностями НС чела. Соотношение Т. с продуктивностью деят-ти - в зависимости от хар-ра выполняемой деят-ти преимущества могут иметь разные типы Т.

 

 

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

Типологию темпер-та предлагали Гиппократ, Кречмер, Шелдон, но все они носили описательный хар-р. Англ. психолог Айзенк был первым, кто не только сформулировал задачу выделения типов личности, но и предложил специальную процедуру классификации испытуемых на заданные группы, названную им «критериальным анализом». Он доказал научную объективность существования различных типов людей: интровертов и экстравертов, невротиков и эмоционально устойчивых. Типология Айзенка нашла отражение в целой серии личностных опросников. Типологический подход к описанию характера был использован в работах американских психологов Ха-туэя и Маккинли, который они реализовали при конструировании опросника ММРI. 10 базисных шкал. На основе опросника Леонгарда на актенцуацию хар-ра Смишек сделал свой опросник. типологический подход к описанию характера применил А.Е.Личко при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...