Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основных греческих колоний, основанных в архаический период.

ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ.

Дельфийский оракул и колонизация.

Страбон. VI, 1, 6.

Регий основан халкедянами. Они, как передают, из-за недорода по повелению оракула посвятили каждого десятого человека из своей среды Аполлону, а впоследствии переселились сюда из Дельф, захватив с собой с родины также других [сограждан]. По словам Антиоха, занклейцы призвали халкинян и назначили Антимнеста основателем колонии. В этом поселении приняли участие также изгнанники из Пелопоннеса (пер. Г.А. Стратановского).

Страбон. VI, 1, 12.

Однако, увидев, что Сибарис уже основан и назван по имени соседней реки, он решил, что Сибарис лучше. Во всяком случае, вернувшись назад, он снова попросил бога, ну лучше ли вместо Кротона основать Сибарис. Бог отвечал (Мискелл был как раз горбун):

О, кривоспинный Мискелл, в стороне ты иное взыскуя,

Ловишь куски, и за них, – что даюь тебе, – будь благодарен.

(пер. Г.А. Стратановского).

Павсаний. X, 10, 6-7.

Когда Фаланфа отправили для основания колонии, то пришло предсказание из Дельф, что он тогда овладеет страной и возьмет город, когда он почувствует дождь, идущий из чистого неба. Сначала он, ни сам не вдумавшись в это вещание, не спросив совета по поводу его у какого-либо толкователя, отправился на кораблях в Италию (Пер. С.П. Кондратьева).

Юстин. XIII, 7, 1-4.

Основана бала Кирена Аристеем, прозвище которому было Батт по причине его немоты. Отец Батта, Грин, царь острова Феры, отправился в Дельфы к оракулу, чтобы спросить о мозможности исцеления физического недостатка своего сына, который, уже будучи подростком, все еще не умел говорить. Грин получил ответ, повелевавший его сыну Батту направиться в Африку и основать там город Кирену; там получит он дар речи. Ответ этот показался насмешкой вследствие малой населенности острова Феры, откуда повелено было отправиться переселенцам для основания города в Африке, столь обширной стране. Поэтому дело это было оставлено. Но спустя некоторое время [на жителей] Феры за их непокорность бог наслал чуму, и они были вынуждена покариться ему… переселенцев оказалось так мало, что они едва заполнили один корабль (пер. А.А. Деконского, М.И. Рижского).

Юстин. XVI, 3, 4-7.

… когда беотийцы страдали от чумы, Дельфийский оракул дал им ответ: пусть создадут колонию в области Понта и посвятят ее Геркулесу. Беотийцы не выполнили указания оракулу, так как их страшили долгое и опасное плавание, и все они предпочли умереть на родине[1]. Когда же на них пошли войной фокидяне и беотийцы потерпели поражение, они вторично прибыли к оракулу; ответом было: спасительным средством от войны будет то же, что и от чумы. Тогда беотийцы собрали группу переселенцев и отправили ее на берега Понта, где и был основан город Гераклея (пер. А.А. Деконского, М.И. Рижского).

 

Греческие колонии.

Геродот. II, 178-179.

Амасис[2] был другом эллинов. Он е только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис[3] для жительства. А тем, кто не желал селиться там, а приезжал только временно [для торговли], он отвел места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов. Самое большое, знаменитое и наиболее часто посещаемое из этих святилищ называется Эллений. Его основали сообща следующие города: из ионийских – Хиос, Теос, Фокея и Клазомены; из дорийских – Родос, Книд, Галикарнасс и Фаселида; из эолийских – одна Митилена. Эти-то города сообща владеют святилищем, они же назначают начальников для надзора за торговлей в порту. Прочие города, которые посещают святилище, там только гости. Город Эгина воздвиг особое святилище Зевса, самосцы – Геры, а милетяне – Аполлона.

Первоначально Навкратис был единственным торговым портом [для чужеземцев] в Египте; другого не было. Если корабли заходил в какое-нибудь другое устье Нила, то нужно было принести клятву, что это случилось неумышленно. А после этого корабль должен был плыть назад в Канобское устье Нила. Или если нельзя было подниматься вверх против ветра, то приходилось везти товары на нильских барках вокруг Дельты до Навкратиса. Такие права и преимущества были у Навкратиса (пер. Г.А. Стратановского).

Геродот. IV, 159.

При жизни царя основателя поселения[4] Батта, правившего сорок лет, и за шестнадцать лет царствования сына его, Аркесилая, численность киренцев оставалась столь же небольшой, как и в начале переселения. При третьем же царе, прозванном Баттом Счастливым, Пифия[5] побудила изречением оракула всех эллинов отплыть в Ливию и поселиться там вместе с киренцами. Ибо керенцы приглашали к себе поселенцев, обещая переделить землю. Изречение оракула гласило так:

Кто слишком поздно придет в вожделенную Ливии землю,

После раздела земли, пожалеть тому горько придется.

Итак, в Кирену собралось очень много людей, которые принялись отнимать у соседних ливийцев большие участки земли. Тогда ограбленные и смертельно обиженные ливийцы и царь их по имени Адикран отправили послов в Египет и отдались под защиту египетского царя Априя. А тот собрал большое египетское войско и послал его против Кирены. Киренцы же, выступив походом в местность Ирасу и к источнику Фест, напали на египтян и в сражении одержали победу. Египтянам ведь никогда прежде не случалось иметь дела с эллинами. Они относились к последним с пренебрежением и теперь потерпели столь страшное поражение, что лишь немногим их них удалось спастись в Египет. Виновником своего поражения египтяне считали Априя и в отместку подняли против него мятеж (пер. Г.А. Стратановского).

Геродот. IV, 161.

Наследовал царство Аркесилая его сын Батт. Он был хромой и едва мог стоять на ногах. Киренцы же послали в Дельфы вопросить оракула из-за постигшего их несчастья: при каком государственном устройстве лучше всего им жить. Пифия велела им прислать посредника из Мантинеи в Аркадии. По их просьбе мантинейцы прислали к ним самого уважаемого из своих граждан по имени Демонакт. По прибытии в Кирену посредник познакомился с положением дел в городе и разделил население на три филы[6] так: первая часть состояла из ферейцев и их соседей, вторая – из пелопоннесцев и критян, а третья включала всех островитян. Затем он выделил царю Батту царские [земельные] владения и жреческие доходы, а все остальное, что принадлежало прежде царю, сделал достоянием народа (пер. Г.А. Стратановского).

Геродот. VII, 153.

А в Сикелию прибыло другое посольство союзников для переговоров с Гелоном (среди послов от лакедемонян был также Сиагр). Предок этого Гелона, который переселился в Гелу, происходил с острова Телоса, что лежит против [мыса] Триория. Он участвовал также в основании Гелы линдянами с Родоса и Антифемом. Потомки его впоследствии стали [наследственными] иерофантами[7] подземных богинь. Они занимали эту должность постоянно, с тех пор как один из их предков – Телин приобрел ее вот каким образом. А Макторий, город, лежащий к северу от Гелы, бежали потерпевшие поражение повстанцы из Гелы. Этих-то изгнанников Телину удалось вернуть из изгнания в Гелу без помощи военной силы, взяв с собой лишь святыни подземных богинь. Как он раздобыл эти святыни и сам ли впервые ввел почитание этих богинь – это я не могу сказать. Во всяком случае под покровительством этих святынь Теллин возвратил изгнанников с условием, что его потомки будут иерофантами богинь (пер. Г.А. Стратановского).

Геродот. VII, 156.

Сделавшись владыкой Сиракус, Гелон стал уже меньше придавать значения своему господству над Гелой. Он передал управление городом своему брату Гиерону, а сам укрепил Сиракусы, и город стал опорой его могущества. Под его управлением Сиракусы быстро достигли процветания и могущества. Сначала Гелон переселил в Сиракусы всех жителей Камарины и дал им права гражданства. [Нижний] же город Камарину он велел разрушить; затем с большей половиной граждан Гелы он поступил так же, как и с камаринцами. Потом после долгой осады он заставил сдаться Мегары Сикелийские и богачей-мегарцев переселил в Сиракусы, предоставив гражданские права, хотя они-то как раз и начали войну с ним и теперь ожидали казни (пер. Г.А. Стратановского).

Фукидид. I, 12, 3.

Лишь постепенно на протяжении долгого времени установилось прочное спокойствие, так насильственные переселения прекратились, и эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так, афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе (пер. Г.А. Стратановского).

Фукидид. I, 56, 2.

Коринфяне искали возможности отомстить афинянам, и их враждебные настроения не остались тайной для афинян. Поэтому афиняне приказали Потидеи, колонии коринфян на перешейке Паллены (одному из союзных городов-данников), снести городские стены на южной стороне, обращенной к Паллене, выдать заложников, выслать эпидемиургов (уполномоченных, ежегодно посылаемых туда из Коринфа) и впредь больше их не принимать (пер. Г.А. Стратановского).

Фукидид. VI, 17, 2-3.

Не меняйте вашего решения о походе в Сицилию, опасаясь встретить там могучего противника. Ведь многочисленное население сицилийских городов – это сборная толпа: города эти с легкостью меняют своих граждан и принимают новых. Поэтому там ни у кого нет оружия для защиты родины или себя лично и в городах нет необходимых сооружений для обороны. Каждый рассчитывает лишь на то, что он как оратор или партийный вожак сможет урвать из государственной казны и готов в случае неудачи переселиться в другую землю (пер. Г.А. Стратановского).

Страбон. X, 2, 8.

Впоследствии коринфяне, посланные Кипселом и Горгом[8], заняли не только это побережье, но и проникли даже вплоть до Амбракийского залива, таким образом Амбракия и Анакторий были заселены колонистами (пер. Г.А. Стратановского).

Страбон. XI, 2, 5.

В прежнее время Киммерик был городом на полуострове и запирал перешеек рвом и насыпью. Некогда киммерийцы обладали могуществом на Боспоре, почему он и получил название Киммерийского Боспора. Киммерийцы – это племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой области, а последних – греки, которые основали Пантикапей и прочие города на Боспоре (пер. Г.А. Стратановского).

Диодор Сицилийский. IV, 82, 4.

Говорят будто Аристей оставил потомство на Кеосе, а сам возвратился впоследствии в Ливию и, получив указания от своей матери нимфы, отправился в плавание к острову Сардиния. Обосновавшись там и полюбив этот остров за красоту, он стал разводить растения и возделывать землю, ранее пребывавшую в дикости. На Сардинии у Аристея родились два сына – Харм и Калликарп. После этого он отправился на другие острова (пер. В.М. Строгецкого).

Павсаний. I, 43, 5.

У входа в Дионисион (храм Диониса) – могилы Арикратеи и Манто; они были дочерьми Полиида, сына Койрана, внука Абанта, правнука Мелампода, пришедшего в Мегары, чтобы очистить Алкафоя от совершенного им убийства сына, как я говорил, Каллиполида. Полиид построил храм и Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время было закрыто (одеждой), кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отеческим»; другого же Диониса, которого они называют Дасиллием (Густолиственным), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиида (пер. С.П. Кондратьева).

Павсаний. V, 26, 7.

Возле меньших пожертвований Микифа, работы Дионисия, стоят изображения некоторых подвигов Геракла: борьбы с немейским львом, с гидрой, с адским псом и с кабаном у реки Эриманфа. Доставили их в Олимпию гераклеоты, сделав набег на землю соседних с ними варваров, мариандинов (пер. С.П. Кондратьева).

Юстин. XVI, 8-9.

Впоследствии этот город[9] вел много войн с соседями, много зла принесли ему и внутренние распри. Среди всего прочего достославного особенно достойно упоминания следующее: когда афиняне стали главенствовать в Греции после победы над персами и распрями между государствами Греции и Азии взносы на содержание флота, то все [государства] с величайшей охотой стали их вносить для охраны своей безопасности, и лишь одни гераклеоты, поддерживая дружбу с персидскими царями, отказались от уплаты этих взносов (пер. А.А. Деконского, М.И. Рижского).

Список основных греческих колоний, основанных в архаический период.

1. Кумы (ок. середины VIII в. до н.э.).

2. Сиракузы (733 г. до н.э.).

3. Занкла (730 г. до н.э.).

4. Регий (720 г. до н.э.).

5. Тарент (706 г. до н.э.).

6. Массалия (600 г. до н.э.).

7. Кизик (756 г. до н.э.).

8. Халкедон (685 г. до н.э.).

9. Византий (667 г. до н.э.).

10. Синопа (756 г. до н.э.).

11. Гераклея Понтийская (560 г. до н.э.)

12. Истрия (657 г. до н.э.)

13. Пантикапей (рубеж VII-VI вв. до н.э.).

14. Фанагория (547 г. до н.э.).

15. Кирена (630 г. до н.э.).

 

Литература.

Алексеева Е.М. Греческая колонизация Северо-Восточного Кавказа. М., 1991.

Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М., 1997.

Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерк истории Боспора. М., 1964.

Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса в VII-I вв. до н.э. М., 1989.

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949.

Горлов Ю.В. Родосское проникновение на Ближний Восток и в Северную Африку в период греческой колонизации // ПИФК. 1995. Вып. 2.

Жестоканов С.М. Колонизационная политика коринфских тиранов // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 1996. Вып. 2.

Иванчик А.И. Накануне колонизации: Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VI вв. до н.э. в античной литературной традиции. М., 2005.

Климин А.И. Греческая община в Навкратисе в архаическую эпоху // Античное общество. СПбГУ, 1999.

Козловская В.И. Греческая колонизация Западного Средиземноморья в современной зарубежной историографии. М., 1984.

Колесников М.А. Греческая колонизация Средиземноморья (опыт анализа миграционного механизма). Киев, 2003.

Колобова К.М. Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.). Л., 1951.

Кошеленко Г.А., Кузнецов В.Д. Греческая колонизация Боспора (в связи с некоторыми проблемами колонизации) // Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992.

Кузнецов В.Д. Фанагория. По материалам Таманской экспедиции ИА РАН. М., 2008.

Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб., 2001.

Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПбГУ, 1999.

Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический: взаимоотношения метрополии и колонии в VI-I вв. до н.э. М., 1986.

Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М., 2002.

Цецхладзе Г.Р. Греческое проникновение в Восточное Причерноморье: некоторые итоги и перспективы // ВДИ. 1998. № 3.

Шелов Д.Б. Проблема греко-варварских контактов в эпоху греческой колонизации Северного Причерноморья // ВДИ. 1994. № 2.

Шувалов В.В. Афины и колонизация (к проблеме неучастия Афин в общем колонизационном движении греков) // Мнемон. Вып. 5. СПбГУ, 2006.

Яйленко В.П. Греческая колонизация VII-III вв. до н.э. (по данным эпиграфических источников). М., 1982.

 


[1] Беотийцы, вероятно, опасались нападения со стороны пиратов, которые судя по данным античной традиции, не только грабили суда в бассейне Черного моря, но и нападали на различные местности и города.

[2] Амасис – египетский фараон, правивший ок. 570-526 гг. до н.э.

[3] Навкратис ­– одна из немногих греческих колоний в Египте, основанная еще во время правления Псамметиха (664-610 гг.). Навкратис не являлся греческой колонией в полном смысле этого слова. Он представлял собой эмпорий – торговое поселение.

[4] Имеется ввиду греческая колония в Северной Африке – Кирена.

[5] Жрица, через которую передавалось прорицание бога.

[6] Филы – родовая организация греческого общества.

[7] Иерофант – старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах. В данном случае подземных богинь.

[8] Кипсел и Горг – тираны, которые лично руководили основанием коринфских колоний.

[9] Имеется ввиду Гераклея Понтийская.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...